Крайние шины. Почему критикуют "Пирелли"?
Дмитрий Захарченко
Комментарии
Почему болельщикам не понравилось большое количество обгонов в Ф-1? Быть может, дело в подаче гонок по телевизору и девальвации борьбы?

Участники Формулы-1 и сочувствующие им болельщики долгое время сходились во мнениях лишь по одному вопросу — гонки требуют увеличения зрелищности в целом и количества обгонов в частности. Одним шоу нужно было, чтобы лучше провести полтора часа в воскресенье, другим — чтобы показывать рекламу тем, кто хорошо проводит время в воскресенье. Устроители первенства меняли технический регламент, спортивный регламент, но до какого-то момента все попытки были тщетны, а затем на голову команд свалилась компания «Пирелли».

С приходом итальянских шинников гонки обогатились обгонами и пит-стопами, а сами заезды стали проходить в режиме постоянных плотных групп машин, которые порой шли друг за другом на протяжении всей дистанции. Кульминацией непредсказуемости стала первая половина

Кульминацией непредсказуемости стала первая половина прошлого сезона, когда семь гонок выиграли семь разных пилотов из пяти разных команд. Что удивительно — Формула-1 всё равно подвергалась критике за излишне высокий износ резины.

прошлого сезона, когда семь гонок выиграли семь разных пилотов из пяти разных команд. Что удивительно — Формула-1 всё равно подвергалась критике за излишне высокий износ резины, а по окончании Гран-при Испании в мае этого года травля «Пирелли» как со стороны болельщиков, так и со стороны команд достигла своей кульминации.

Команды, будучи частными коммерческими лавочками, недовольны только теми правилами, которые усложняют им путь к достижению своих целей — зарабатывание денег. А вот по каким причинам болельщики критикуют «Пирелли», вопрос куда более сложный и глубокий. Ему и посвящён наш материал.

Перед введением в Формуле-1 системы DRS многие опасались, что обгон станет обыденным событием, смелые манёвры потеряют всё изящество и гонки превратятся в машинальный набор смен позиций. Фактически так и произошло, но не из-за DRS, а из-за шин. Болельщики поняли, что обгонов действительно бывает слишком много и всё чаще сражения, потенциально тянущие на статус золотой классики автоспорта, начинают превращаться в глиняные черепки — «Пирелли» оказала чемпионату медвежью услугу. Впрочем, обвинять шинников в чём-либо бессмысленно: Пол Хембри выполняет чётко прописанное администрацией чемпионата техзадание. Получается, Формула-1 сама себя загнала в ситуацию, когда не только болельщики, но и пилоты на трассе не могут разобраться в происходящем.

Но причина подобных сложностей кроется даже не в особенностях резины, а в том, каким именно образом борьба в гонке подаётся

Нет прямой зависимости между количеством обгонов и степенью заинтересованности болельщика.

зрителям. Многие участники Формулы-1 уже пару раз сравнивали заезды чемпионата мира с гонками ассоциации NASCAR, в ходе которых также несметное число обгонов и десятки пит-стопов.

Но разница в том, что рядовой заезд NASCAR Sprint Cup идёт около трёх часов, он регулярно прерывается машинами безопасности, во время которых болельщики и телевизионщики получают передышку и имеют возможность подвести итоги отрезка и понять, в каком ключе развивается ход гонки. В Формуле-1 ничего подобного нет — полтора часа болельщики видят хаотичную смену позиций, а после первых пит-стопов очень сложно «поймать» хотя бы 7-9 кругов, когда никто не сворачивает на пит-лейн.

Чтобы понять логику борьбы между Феттелем, Райкконеном и Алонсо на Гран-при Испании, болельщикам необходимо обрабатывать огромное количество информации, куда уж тут разбираться в борьбе «Зауберов» и «Уильямсов», пытающихся подобраться поближе к первой десятке? В современной Формуле-1 происходит такое количество обгонов, что показать их все в ходе одной трансляции режиссёры попросту не могут.

Организаторы чемпионата стремились сделать гонки более интересными для болельщиков, но Экклстоун со товарищи пошли ложным путём — нет прямой зависимости между количеством обгонов и степенью заинтересованности болельщика. Чтобы быть заинтересованным, зритель должен знать, как события на трассе пришли к текущему состоянию и каковы дальнейшие варианты её развития. В условиях хаоса обгонов и пит-стопов разобраться в ситуации бывает слишком трудно.

Режиссёр даже при помощи всей современной телеметрии и телевизионной графики попросту не успевает передать зрителю полную картину происходящего, да и сама графика оставляет желать много

Берни Экклстоун переусердствовал в вопросах превращения гонок в понятное широкому зрителю шоу, в связи с чем разговоры о невозможности пилотов атаковать на протяжении всей дистанции, по большому счёту, не имеют никакого значения.

лучшего. Например, американские телеканалы, транслирующие картинку с соревнований гонок на овалах, пользуясь паузами в заездах, выводят графику с диаграммами, на которых проиллюстрирована динамика изменения позиций того или иного гонщика, колебания отрывов и прочая информация, способствующая пониманию сложившегося на треке положения. Сотрудники ФОМ не справляются с задачей создания полной картины гонки.

Впрочем, едва ли сотрудников конторы Берни Экклстоуна можно обвинить в непрофессионализме — в прошлом ФОМ предоставляла отличную картинку и достаточное количество информации. Но когда количество событий на трассе резко возросло, европейский консерватизм при сравнении с гибкостью американских телевизионщиков стал выглядеть попросту беспомощно — зрителю представлено лишь несколько чётко определённых видов графики, расширить границы которой режиссёр не в состоянии.

Что мы получаем в итоге? Напичканные обгонами на всех «этажах» таблицы гонки с постоянными пит-стопами, огромное количество событий, включая проколы, помарки, небольшие вылеты и противоречивые радиопереговоры, весь диапазон которых современные вещатели Формулы-1 передать болельщикам попросту не в состоянии. Берни Экклстоун переусердствовал в вопросах превращения гонок в понятное широкому зрителю шоу, в связи с чем разговоры о невозможности пилотов атаковать на протяжении всей дистанции, по большому счёту, не имеют никакого значения.

Зритель хочет видеть борьбу, реальные обгоны, сражения и тактические игры, а не просто разноцветные (с 2009 года даже не очень красивые) машинки с ревущими двигателями. Может, проблема не в «Пирелли», а в том, что промоутеры чемпионата в погоне за широкой аудиторией недооценили своего зрителя?

Комментарии