Шумахер заехал в серую зону регламента
Фото: Reuters
Текст: Евгений Кустов

Шумахер заехал в серую зону регламента

Регламент Формулы-1 продолжает радовать нас всевозможными уловками: очередная правовая коллизия стоила Михаэлю Шумахеру шестого места в Монако. И, судя по всему, апелляция немцу не поможет.
17 мая 2010, понедельник. 02:20. Авто

Манёвр Михаэля в последнем повороте Монако был великолепен, спору нет. Воспользовавшись заминкой Фернандо Алонсо, семикратный чемпион, как в старые добрые времена, решительно рванул на внутренний радиус и оттеснил ошеломлённого конкурента назад, на седьмую строчку. Самый яркий момент гонки добавил немцу вистов, однако, как выяснилось чуть позже, одновременно отобрал у него все заработанные очки.

По инструкциям, полученным от FIA, автомобиль безопасности ушёл в боксы на последнем круге, но гонка не была завершена в режиме сэйфти-кара.

Так нарушил ли Шумахер правила? Пожалуй, чёткого ответа на этот вопрос дать не сможет никто. В спортивном регламенте есть норма, согласно которой в случае финиша под пейс-каром машина безопасности в конце круга сворачивает в боксы, и участники радостно устремляются к клетчатому флагу, не имея права друг друга обгонять. Однако был ли в Монако именно такой случай?

Действительно, гонщиков до самого последнего круга по трассе водил пейс-кар, однако именно к 78-му витку по улицам Монте-Карло маршалам удалось эвакуировать с трассы разбитые машины Ярно Трулли и Каруна Чандхока, после чего всякие поводы для нахождения на трассе серебристого автомобиля Бернда Майландера исчезли. Вот тут-то и надо спросить у дирекции гонки: они пейс-кар убирали, потому что финиш на дворе или потому что ему в принципе пора было освобождать движение? В первом случае Шумахер нарушил правила, во втором — всё было чисто.

Ясно, что в «Феррари» придерживались версии с декоративным отъездом пейс-кара, в то время как «Мерседес» полагал, что в последнем повороте борьба вполне разрешена. На это вроде бы указывали и зелёные сигналы информационных мониторов около трассы, сигнализировавшие о завершении периода машина безопасности.

Вот как ситуацию объяснил Росс Браун: «В этом году есть новое правило, согласно которому можно бороться после пересечения первой линии автомобиля безопасности, а не после линии старт-финиш. Гонка заканчивается во время пересечения линии финиша. Я думаю, что Стефано Доменикали говорит о том правиле, согласно которому если гонка заканчивается в режиме автомобиля безопасности, то обгонять нельзя. Но ещё до финиша гонки было объявлено, что автомобиль безопасности уйдёт в боксы. Не было никаких инструкций о том, что гонка финиширует в последнем повороте.

Налицо абсолютная двусмысленность регламента, при котором каждая из команд может руководствоваться собственными доводами.

В 15:51 появилось сообщение о том, что автомобиль безопасности уйдёт, и мы посчитали, что гонка возобновляется. В 15:52 нам сказали, что трасса чиста, а в 15:53 был финиш. Так что по инструкциям, полученным от FIA, автомобиль безопасности ушёл в боксы на последнем круге, но гонка не была завершена в режиме сэйфти-кара, и это очень важно, так что мы сообщили гонщикам, что после того, как автомобиль безопасности уйдёт в боксы, они могут бороться.

Я думаю, вы видели реакцию всех других гонщиков. Если то, что сказал Стефано, является правдой, то все бы просто довели гонку до линии финиша, потому что они знали, что их не могли бы обогнать. Но все боролись, и я думаю, что Фернандо немного проспал момент, а мы воспользовались этим».

Не правда ли, всё в словах Брауна выглядит вполне логично? Но почему же тогда стюарды (в числе которых по иронии судьбы был Дэймон Хилл) решили по-другому? Вот их короткая мотивировка: «Михаэль Шумахер обогнал Фернандо Алонсо, когда машина безопасности заехала на пит-лейн в конце последнего круга. Так как обгон произошёл в нарушение Статьи 40.13 Спортивного регламента Ф-1 2010 года, стюарды решили наложить штраф в виде проезда по пит-лейн, однако, так как это случилось по ходу пяти последних кругов, к итоговому времени Шумахера будет добавлено 20 секунд».

Итак, по мнению стюардов, пейс-кар заехал в боксы не потому, что трасса была очищена от обломков, а потому что настало времени финиша гонки. Чем же руководствовалась сама дирекция гонки, остаётся загадкой… Налицо абсолютная двусмысленность регламента, при котором каждая из команд может руководствоваться собственными доводами, а итоговое решение стюардов в любом случае обречено на критику.

Похоже, при разработке обновлённого регламента в FIA просто не учли, что теперь обгоны разрешены ещё до финишной черты. И если прежде позиции позади машины безопасности по ходу последнего круга выглядели железобетонными, то теперь теоретически вариант для атаки остаётся, что и было блестяще доказано Шумахером в ущерб самому себе… Попав в правовую коллизию, стюарды свалили всю вину на Михаэля, хотя история мутная и явно недосказанная…

«Мерседес», что логично, подал апелляцию, однако будет удивительно, если Апелляционный суд FIA в принципе приступит к её рассмотрению: параграф 5 статьи 152 Международного спортивного кодекса запрещает подачу апелляции на штрафы, связанные с проездом через пит-лейн или 10-секундную остановку в боксах.

«Мерседес», что логично, подал апелляцию, однако будет удивительно, если Апелляционный суд FIA в принципе приступит к её рассмотрению.

Именно из-за наличия подобного пункта правил Льюису Хэмилтону и «Макларену» дали от ворот поворот после Спа-2008, так что если суд вдруг начнёт рассматривать апелляцию Шумахера, запахнет очередным скандалом…

Похоже, шестого места Михаэлю уже никак не вернуть, но хотелось бы, чтобы Апелляционный суд хотя бы рассказал, какое решение он принял бы в случае рассмотрения апелляции — ну, чтобы на будущее знать, кто прав. При правлении Макса Мосли подобными вещами судьи себя не утверждали, занимаясь подыскиванием удобных правовых «отмазок» и сохраняя серые зоны регламента на будущее, как-то будет на сей раз?

Источник: «Чемпионат» Сообщить об ошибке
Всего голосов: 9
25 мая 2017, четверг
24 мая 2017, среда
Партнерский контент
Загрузка...
Какой результат покажет Фернандо Алонсо на "Инди-500"?
Архив →