Совместить несовместимое. Как Хойберг решит проблему Ноа/Газоля?
Виталий Очеретяный
Комментарии
При Тибодо пара «больших» Ноа – Газоль смотрелась не так эффективно, как хотелось болельщикам «Чикаго». Что изменится с приходом Хойберга?

Трудно найти человека, который бы не восхищался игрой Пау Газоля (наверное, лучшего баскетболиста европейского происхождения по совокупности заслуг, играющего в НБА) – его эффективностью в трёхсекундной зоне, поставленным броском с дистанции, умением обыгрывать визави под кольцом, а также видением площадки. Жоаким Ноа пользуется меньшим авторитетом в лиге, не может похвастать столь солидным опытом, а его манера исполнения штрафных заставляет улыбаться даже видавших виды, но у него есть один существенный козырь – на своей половине площадки он сражается с таким остервенением, что даже Леброн Джеймс порой вынужден отступать. Тем не менее кооперацию тандема стартовых «больших» «Буллз» в прошедшем сезоне сложно было назвать выгодной. Порой даже создавалось впечатление, что они гораздо больше мешают друг другу, чем помогают.

Катастрофа в защите началась с того, что Газоль уменьшил активность своих перемещений по площадке и сконцентрировался на игре в трёхсекундной зоне, поджидая шанс для блок-шота. Это заставило Ноа переместиться ближе к позиции четвёртого номера – оборонительного тяжёлого форварда. Сопровождая своего оппонента в защите, Жоаким чаще оказывался в зоне, находящейся ближе к периметру, чем к привычному для него кольцу, вследствие чего чаще давал слабину и позволял противнику оставить себя не у дел. В нападении же Ноа был связан излишним грузом ответственности. Он не завершал атаки привычным для себя способом – его проходы на дриблинге от дуги перестали быть эффективными, что позволило опекунам действовать один в один, а в подстраховке переключать своё внимание на других.

Всё это привело к тому, что специалисты и болельщики в межсезонье стали чаще заикаться о необходимости внесения корректив в переднюю линию, а если конкретнее – то разъединению двух мешающих друг другу «больших». Но прежде чем этот разрыв состоится де-факто, стоит детальнее изучить статистику и поискать в ней ответ – стоит ли идти на такие жертвы?

Подборы

Так как собирать подборы одна из главных задач больших игроков в любой команде, то выглядит вполне логичным начать разбор цифр именно с этого параметра. Используя доступные в Сети статистические данные, сравним процентные показатели интересующей нас пары с другими возможными вариациями тандемов четвёртых и пятых номеров «Чикаго». Итак, из последних видно, что ключевая пара «Буллз» имеет проблемы с подборами в нападении. Они оказались лишь четвёртыми из шести пар по показателю, который определяет процент подборов в атаке к общему числу возможных. И были пятыми по показателю собранных соперником мячей под своим щитом. Общая статистика собранных отскоков тоже далека от идеала – у пары лишь пятые места. И только на своей половине дуэт Газоль – Ноа выглядит на порядок лучше под щитами, о чём наглядно свидетельствует второй показатель. При этом надо отметить, что первый принадлежит паре Газоль – Миротич, защищающейся откровенно слабо.

Очки и владения

Баскетбол — игра, где важнее всего заработанные очки. Как говорил в своё время бывший главный тренер «Чикаго» Том Тибодо: «Забил, остановился, забил». В таких показателях, как эффективность нападения (количество очков, набранных за 100 владений) и эффективность защиты (количество очков, набранных противником на 100 владений), Жоаким и Пау заняли четвёртое и третье место соответственно. Причём в числовом выражении отставание от лидирующей пары в первом параметре достигало значительных 3,1 очка на 100 владений. Стоит отметить, что эта статистика корректна для средних значений по всем игрокам передней линии команды, она, однако, не вполне отображает положение дел относительно стартовых исполнителей.

Кроме того, хотя Пау присутствует в каждой из трёх лучших пар по коэффициенту владений (этот параметр определяет количество владений команды за каждые 48 минут), следует понимать, что он был наиболее частым адресатом при переходе в быстрое нападение, находясь при этом спиной к кольцу. Согласно данным официального сайта НБА, 74,8% бросков Газоля приходилось на первые 17 секунд общего времени владения (что раньше, чем средний показатель по лиге). Это увеличивало темп атак в парах, где он присутствовал, а значит и увеличивало количество владений на каждые 48 минут. И хотя общий коэффициент владений был высок, но нюанс состоит в том, что ранние броски ещё не означают быстрое нападение.

Эти ранние атаки из позиции спиной к кольцу помогали «Буллз» совершать броски быстро, но они происходили тогда, когда противник уже успел вернуться в оборону и занять позицию. В системе, которую исповедует Фрэд Хойберг, необходимо атаковать в быстром нападении, прежде чем соперник успеет выстроить оборонительные редуты, используя основополагающие принципы так называемого треугольного нападения и раннего нападения.

Пау или травмы были причиной спада Джоакима в прошедшем сезоне?

Помнит ли кто-нибудь о том, насколько Ноа был хорош, будучи здоровым? Конечно, «Буллз» не могут и не должны полагаться на то, что все их игроки не будут получать травмы, но если говорить о французе, нам есть что вспомнить. Чуть больше года назад Жоакима признали лучшим игроком оборонительного плана, а в списке претендентов на звание самого ценного игрока «регулярки» он занял аж четвёртое место. Наивно предполагать, что его регресс был настолько всеобъемлющим. Даже в ушедшем сезоне оборонительные результаты Ноа по показателю «плюс/минус» оставались на уровне семёрки лучших игроков лиги. «Чикаго» нуждается в нём (и в том, чтобы он проявлял свои лучшие стороны) и будут нуждаться впредь. Он может стать самим собой образца сезона-2013/14, а может и не стать, однако не стоит сомневаться в том, что Жоаким не будет отбывать номер.

Прошедший же сезон – совершенно другая песня. Согласно статистике Ноа защищался от бросков, совершённых с расстояния менее трёх метров с эффективностью всего лишь 48,1% от общего количества атак в сравнении с 52,3% год назад. При этом, что интересно, при защите от бросков, совершённых с расстояния более чем 4,5 метра, Жоаким, напротив, повысил свои показатели до 46,4% в ушедшем сезоне против 38,5% в том году, когда его признали лучшим игроком оборонительного плана.

В недавно завершившемся игровом году оборонительными действиями в «краске» значительно больше был занят Пау (49,6% – с расстояния до трёх метров и 39,9% – более 4,5 метра). Именно это и вынудило Жоакима уйти на периметр, где он значительно менее полезен. В результате показатель эффективности Ноа в обороне упал до 102 пропущенных очков на 100 владений соперника в сравнении с 96 очками годом ранее. Всё это было следствием как проблем со здоровьем, так и недостатка опыта игры на позиции мощного форварда, поднимающегося на периметр.

Несмотря на то что По всегда позиционировался как четвёртый номер, именно он был настоящим центровым, и это заставило Ноа приспосабливаться. Учитывая вторую молодость тактики «смолл болл» в лиге и тяготение многих наставников к использованию четвёртых номеров, обладающих броском с дистанции, эта задача выглядела в нынешнем сезоне ещё более сложной. «Смолл болл» для того и создавался, чтобы получить преимущество над традиционными, более медлительными «большими», за счёт выманивания их с «родных» позиций. Это стало дополнительным фактором спада француза, наряду с травмами и сменой игровой позиции. Однако всё указанное не говорит о том, что Ноа не сможет приспособиться к новым условиям.

Даже учитывая все перечисленные факторы, можно сказать, что Жоаким не был похож сам на себя в сезоне-2014/15. По его окончании он перенёс операцию на колене, а в межсезонье испытывал многочисленные последствия рецидивов старых повреждений. Ноа старался выдержать конкуренцию и делал всё возможное, чтобы преодолеть проблемы, но так и не смог наладить игру с Пау и найти свою нишу в защите. Но как раз именно то, что два таких глобальных фактора подействовали одновременно, (а это не должно происходить часто), даёт надежду на то, что следующий сезон для Жоакима окажется куда более успешным.

Эффект Хойберга

Многое было сказано о вдохновителе сложных игровых комбинаций и впечатляющих атакующих схем Хойберге. Но в том баскетболе, который он проповедует, защита практически игнорируется. Хотя Гибсон и Ноа, вероятно, не часто будут играть вместе (что к лучшему, учитывая насколько слаба эта пара в нападении), не вполне ясно как может выглядеть команда при необходимости играть от обороны и это делает ещё более туманным понимание того, как специалист намеревается использовать своих больших игроков.

То есть вполне ожидаемо, что специалист постарается более равномерно распределять игровое время между всеми игроками передней линии, а значит Гибсон, Миротич и даже Бобби Портис (заметьте, что ранее в тексте он вообще не был упомянут ни разу) будут играть значительно больше. Также вероятно, что он будет использовать пары Гибсон – Газоль и Миротич – Ноа, чтобы сбалансировать защиту и нападение и позволить Газолю и Ноа в лучшей степени реализовать свои навыки чистых центровых, ставя им в пару более выраженных мощных форвардов. Ноа и Миротич, вероятно, будут лучше вписываться в игровую схему Хойберга, особенно в плане скорости и перехода от обороны к нападению, благодаря их способности быстро пересекать площадку и создавать момент для броска, не говоря уже о бросковых способностях Николы.

Это также означает, что, вероятно, Пау и Тадж будут чаще играть вместе. При этом один из игроков будет отправлен караулить блок-шот (скорее всего им окажется Гибсон), а Газоль будет использоваться в комбинациях с заслонами вдали от кольца. Испанец остаётся одним из лучших игроков, использующих пас в глубину, а универсальность в нападении позволяет ему, как ломиться в «краску» без оглядки на партнёров, так и открываться на периметре для броска или «аллей-упа» на Гибсона. И хотя эта пара выглядит более медлительной, её оборонительные и атакующие качества выглядят вполне конкурентоспособными.

Даже кропотливо разбирая все эти цифры нельзя отделаться от мысли, что невозможно представить мир, в котором кто-нибудь из пары Ноа или Газоль будет выходить со скамейки запасных. Это выглядит совершенным безумием. До тех пор пока Ноа будет оставаться хотя бы слабой тенью самого себя, они будут появляться в старте. Возможно, для кого-то могут быть и привлекательны мысли о том, как Пау в порыве эмоций уничтожает кресла на скамейке запасных, или о том, как Жоаким примеряет на себя роль Андре Игуодалы, решающего исход игр, выходя с «банки».

Но вероятность увидеть именно Газоля и Ноа в старте и в следующем сезоне очень высока. Если их пара будет работать недостаточно эффективно, Хойберг всегда имеет возможность убрать одного из них с площадки и распределить время так, чтобы они не сосуществовали на паркете настолько долго, насколько это возможно. Однако если взять то бросковое чутьё, какое есть у Пау и то умение создавать моменты для броска, какое есть у Жоакима, а также тот навык контролировать мяч в глубине площадки, которым обладают оба, то нельзя не прийти к выводу, что вместе они будут выглядеть намного лучше, особенно в той системе, которой придерживается Хойберг.

Комментарии