Парижский работорговец
Павел Астафьев
Жан-Марк Гийу (слева) в академии Кот-д'Ивуара. 1999 год
Комментарии
Прошедший сезон "Париж", выступающий в третьем по силе дивизионе — National, завершал на волне скандалов. Началось всё с потасовки на Сардинии, а потом клуб обвинили чуть ли ни в работорговле.

Что на самом деле произошло в Бастии, не скажет сейчас, наверное, никто. Хорошо известна лишь общая канва. Тренерский штаб парижан хозяева оскорбляли на протяжении всего матча, а после его окончания в гости к команде пожаловал спортивный директор «Бастии», который не только продолжил материть тренеров, так ещё и набросился с кулаками на наставника «Парижа» Алена Мбома. Клубы обменялись письмами, и все успокоились. Второе же событие лишь собирается произойти, но, откуда ноги растут, всем хорошо известно. Началось же всё с того, что второй по значимости парижский клуб поменял владельца — им стал Жан-Марк Гийу.

Бывший полузащитник сборной Франции после окончания игроцкой карьеры начал тренировать, а потом стал заниматься футбольным бизнесом. Открыв академию имени себя в Кот-д'Ивуаре, в которой, к слову, занимались Жервинью и Сейду Думбия, он продолжил экспансию, присоединив к своей империи школы в Алжире, Мадагаскаре и Вьетнаме. Следующим шагом стало покорение Европы. Для этого Гийу пришлось купить бельгийский «Беверен», после которого последовал французский «Мулюз», а на этот раз и «Париж». Общее мнение, царящее в Бельгии и Франции, говорит, что самое главное для француза — деньги, которые он готов зарабатывать всеми возможными способами.

Памятуя о модели «Беверена», куда свозились африканские таланты пачками, можно с уверенностью сказать, что так будет и в «Париже». Каждый год во Францию будет приезжать 6-10 игроков в возрасте примерно 18 лет, которые обучались в академии Гийу. «Париж» станет для них возможностью заявить о себе в Европе. При перепродаже деньги будут распределяться следующим образом: 80% получает компания Гийу, 20% — клуб. Последнее, кстати, очень напрягло футбольные власти:

— Во Франции игроки принадлежат клубу, — говорит президент федерации футбола Франции Ноэль ле Граэ. — Владение правами на футболиста частным лицом или компанией незаконно. Если бы это был частный клуб, мне бы нечего было сказать. Но в данной ситуации, когда в игре государственные средства, я выскажусь. А что будет с африканскими игроками, если их не получится продать? И, если целью их приезда станет перепродажа, не ударит ли эта ситуация по их партнёрам, которых перестанут ставить в состав? Да и вообще, глядя на то, сколько игроков в парижском регионе, я не очень понимаю, зачем Гийу всё это затевает.

Ноэль ле Граэ, конечно, лукавит. Зачем это делает Гийу, всем понятно. Из академии игрок приходит бесплатно, играет он практически за еду, а уходит уже за живые деньги, из которых львиную долю забирает владелец клуба.

— Меня часто обвиняют в работорговле, — говорит сам Гийу. — Люди думают, что мы торгуем чёрными рабами. Но ведь они так не считают, когда речь заходит о клубе, продающем своих воспитанников.

И, вроде бы, раз речь идёт о владельце клуба, пусть делает, что хочет, но дело в том, что «Париж» спонсирует ещё и мэрия города, выделяющая в год на его содержание 950 тысяч евро. В этой связи делать из клуба машину по зарабатыванию денег, не обращая внимания на социальный аспект, уже вряд ли возможно. Есть в этой истории и ещё один щепетильный момент. Руководство клуба разбилось, по сути, на два противоположных лагеря. Один — руками и ногами за планы нового владельца. Второй — против. Поговаривают, что, когда на стол президента «Парижа» лёг список необходимых приобретений от прежнего главного тренера Мбома, Пьер Ферраччи произнёс: «Чего-то становится слишком много чёрных...» Чуть позже он признался, что идеальной моделью клуба считает «грамотное сочетание белых, чёрных и арабов», считая недопустимым перекос в какую-либо сторону.

Чем завершатся эти перемены и война между двумя лагерями, станет понятно уже очень скоро. Тем более что Национальная дирекция по контролю за финансово-хозяйственной деятельности документы «Парижа» одобрила и допустила к участию в чемпионате следующего года.

Комментарии