Популярность РФПЛ: 2016 vs 2006
Сергей Корытов
Комментарии
Сравнение любого проекта в динамике интересно уже само по себе. Мы решили сравнить популярность РФПЛ с разницей в 10 лет (2016/17 и 2006).
Материалы по теме
Как на самом деле должна выглядеть таблица Премьер-Лиги
Как на самом деле должна выглядеть таблица Премьер-Лиги

Позади ровно треть чемпионата российской Премьер-Лиги, и уже можно говорить как о размере его аудитории, так и о популярности среди населения. На данный момент число россиян, относительно регулярно следящих за ходом первенства и хотя бы изредка смотрящих матчи или обзоры туров, приблизилось к 8 миллионам человек. Это около 6 % населения РФ старше 10 лет, что примерно соответствует прошлогоднему показателю, но существенно ниже аналогичных значений для национальных первенств государств Западной Европы, где проникновение местных лиг в разы больше — в новом веке, в зависимости от страны, оно держится на уровне 25-35 %.

При этом 10 лет назад после первой трети ЧР-2006 аудитория РФПЛ составляла почти 14 миллионов или 11 % жителей РФ 10+. По европейским меркам это тоже не так уж и много, хотя в абсолютном исчислении мы, по причине большого размера населения, в те годы были в числе континентальных лидеров. Кроме того, с начала нулевых число почитателей нашего футбола постоянно увеличивалось — оно имело не большую, но стабильную положительную динамику. Однако, если кто ещё помнит, со следующего ЧР-2007 стартовал так и не удавшийся эксперимент по переходу к платным трансляциям…

Успешность большинства проектов, в том числе и финансовая, определяется их популярностью у публики, т.е. востребованностью у конечного потребителя. Посмотрим, как отношение россиян к РФПЛ и её клубам поменялось за 10 лет.

В советское время 18-22 % населения России 10+ (25 и более миллионов человек) были почитателями национального первенства. Причём доминирующая часть болельщиков, как в столичном регионе, так и в провинции, симпатизировала одному из четырёх московских клубов — «Спартаку», ЦСКА, «Динамо» или «Торпедо», практически постоянно представлявших Россию в высшем дивизионе союзного первенства.

В целом аналогичная картина по инерции сохранилась и в начале нового столетия, когда уже проводился чемпионат России. Правда, место «Торпедо» занял московский «Локомотив», Северо-Запад предпочёл переживать за питерский «Зенит», выросло число поклонников местных клубов в Самаре, Волгограде, Саратове Ростове, Перми, Казани…

Столицы не могут, регионы не хотят

Однако сейчас по сравнению с серединой нулевых ряды поклонников российского футбола существенно сократились — число россиян, продолжающих следить за РФПЛ, уменьшилось почти в два раза.

Наиболее существенно интерес к внутреннему футболу упал в регионах, где отсутствуют клубы Премьер-Лиги. Соответственно существенно сократилось и число провинциальных поклонников столичных команд.

Потери у «Спартака» и ЦСКА представлены в таблице выше. А, например, московский «Локомотив», успешно конкурировавший в начале века с «Зенитом» за звание третьего по популярности клуба, за 10 лет потерял две трети (65%) своих реальных поклонников — было 1,1 миллиона, стало менее 0,4 миллиона. И наиболее значимые потери — за пределами Москвы и области.

Почти в шесть раз (с 3,3 миллиона до 0,6 миллиона) уменьшилась численность нейтральных почитателей нашей элитной лиги. И этот сегмент аудитории (либо болеют только за местные клубы из низших дивизионов, либо вообще постоянно не симпатизируют ни одной из отечественных команд) поредел в основном за счёт регионов.

В целом внимание к РФПЛ последние годы относительно стабильно, хотя и с некоторой отрицательной динамикой, держится в Москве. Насытился внутренним футболом и Санкт-Петербург — в Северной столице рост числа болельщиков «Зенита» сошёл на нет.

Выйдя на определённый уровень, перестал расти интерес к чемпионату России на Кавказе и на Кубани. Не случилось футбольного бума и в Уфе — этот город пока так и остаётся хоккейным. И лишь в Ростове сейчас наблюдается всплеск числа футбольных болельщиков, но всё же он носит локальный характер и почти незаметен в масштабах страны.

Наиболее популярным футбольным матчем этого сезона является поединок на Евро-2016 Россия — Уэльс, за которым наблюдали 29 миллионов россиян.

При этом постепенно, но уже существенно относительно пиковых значений, угасает внимание к РФПЛ в Самаре, Перми, Екатеринбурге и Казани. Значительно за последнее десятилетие упал интерес к российской элитной лиге в таких некогда футбольных городах, как Волгоград, Нижний Новгород, Саратов, Калининград, Ярославль, Владикавказ, Нальчик. А в Сибири и на Дальнем Востоке в целом он и вовсе практически исчез…

60 % поклонников клубов РФПЛ болеют за «Спартак», «Зенит» и ЦСКА

.
Примечательна и ситуация с распределением клубных предпочтений — огромная пропасть между тремя лидерами и всеми остальными. Если суммарное число реальных поклонников у «Спартака», «Зенита» и ЦСКА превышает 4 миллиона человек («Спартак» — 1,6 млн, «Зенит» — 1,45 млн, ЦСКА — 1,15 млн), то для всех остальных 13 команд этот показатель не добирается до 3 миллионов (у каждого по отдельности — от 0,1 млн до 0,4 млн человек, в сумме — 2,8 млн).

Причём клубы из первой тройки в дополнение к «домашним» всё ещё имеют заметное число своих болельщиков и из «чужих» регионов, представляющих всю географию РФ. В то время как доминирующая доля почитателей каждой из оставшихся 13 команд — это местные жители.

Что смотрим и смотрели ранее

Показательной иллюстрацией общего снижения внимания к РФПЛ служат данные в следующей таблице, где более подробно представлена ТВ-аудитория наиболее популярных игр нынешнего первенства по сравнению с такими же встречами десятилетней давности. В этом году матчи из топ-5 одновременно собирали у телеэкранов от 2,5 до 4 миллионов, в то время как в 2006-м — по 9-11 миллионов жителей страны. Напомню, в среднем центральные игры тура в начале сезона-2006 смотрели 8,7 миллиона, а в текущем 2016/17 — лишь 2,4 миллиона россиян, т. е. в 3,5 раза меньше.

Следует отметить и рекордный показатель для внутреннего футбола в новом веке, установленный в 2006 году — матч за Суперкубок России в исполнении двух самых популярных в то время клубов («Спартака» и ЦСКА) посмотрели почти 14 миллионов российских телезрителей. Причем более 15 % из них чемпионатом России вообще не интересовались (как правило, наблюдали лишь международные игры сборной и клубов РФ). Кстати, этот рекорд держится и по сей день.

VS ЧР-2010

Можно сравнить основные показатели 2006 и 2016 гг. и с промежуточным периодом. Например, для ЧР-2010 (первая треть сезона) они имели следующие значения.

Общая отечественная аудитория РФПЛ — около 12 миллионов человек
Средняя посещаемость стадионов — 12,5 тысяч человек

Количество трансляций на федеральных каналах — 12 игр (8 на Первом канале и 4 на канале «Россия 2»)
Средняя ТВ-аудитория центральных игр тура — 5,9 милииона человек

Самый популярный матч (по числу российских телезрителей): «Зенит» — «Спартак» (2 тур) — 8,3 миллиона человек

РФПЛ VS другие трансляции

Для лучшего понимания уровня зрительского внимания к РФПЛ сравним аудиторию трансляций её матчей (для ЧР-2016/17 максимум 4 миллиона телезрителей) с аудиторией других спортивных событий и топ-передач на российском ТВ.

«Локомотив» за 10 лет потерял две трети (65%) своих реальных поклонников — было 1,1 миллиона, стало менее 0,4 миллиона.

Наиболее популярным футбольным матчем этого сезона является поединок на Евро-2016 Россия — Уэльс, за которым наблюдали 29 миллионов россиян. И хотя это далеко не самый лучший показатель для игр нашей дружины в финальных турнирах ЧМ и ЧЕ, он говорит о потенциальном интересе российской публики к футбольным баталиям. Хоккейный чемпионат мира — 2016 одновременно смог собрать у телеэкранов 19 миллионов россиян (1/4 Россия — Германия). Примерно столько же (18 миллионов человек) наблюдали и открытие Олимпиады в Рио-де-Жанейро.

После чемпионата Евро-2016 пока самым популярным среди жителей РФ стал следующий футбольный матч: Турция — Россия — 8,6 миллионов телезрителей.

При этом самый популярный ТВ-проект первой половины осени-2016 — «Голос» — для одного выпуска имел максимальное значение в 23 миллиона зрителей. Парад Победы 9 мая посмотрели 39 миллионов россиян, а финал песенного конкурса Евровидение-2016 — 24 миллиона.

Популярность РФПЛ достигла дна?

Приведённые выше цифры, даже без каких-либо дополнительных комментариев, показывают, что популярность российской Премьер-Лиги в XXI веке достигла своего минимума. Предположу, что в ближайшее время ситуация заметно меняться не будет.

Дальнейшее падение маловероятно — существует относительно стабильное ядро условно-активных поклонников нашего футбола, в том числе среди молодого поколения. Размер этого сегмента болельщиков оценивается в 3,5 миллиона человек, что составляет около 45 % всей аудитории. Плюс набрал определённый ход и сформировал, пусть и относительно небольшую, но свою аудиторию специализированный федеральный канал «Матч ТВ».

С другой стороны, рост числа почитателей внутреннего футбола также вряд ли будет иметь место. Такое могло бы случиться, если перенести трансляции шести матчей в сезоне между тремя топ-клубами «Спартак», «Зенит» и ЦСКА на Первый канал. Но это вряд ли произойдёт — «Матчу ТВ» рейтинговые трансляции крайне необходимы самому, а Первому каналу это существенных финансовых дивидендов не принесёт.

Никаких положительных сдвигов не претерпит и история с платными трансляциями РФПЛ. Более того, в нынешних условиях (показ почти всех наиболее значимых игр и обзоров туров на общедоступном «Матч ТВ») этот проект не получит должного развития. Хотя он и раньше не превышал 1 % уровня проникновения в российские дома.

Внутренний футбол в России не пользуется популярностью у подавляющей части населения страны.

Финансовые перспективы РФПЛ

Без расширения аудитории и повышения её активности доходы российской Премьер-Лиги в ближайшее время так и останутся на чрезвычайно низком уровне, на порядок уступая европейским державам.

И главная причина здесь одна — внутренний футбол в России не пользуется популярностью у подавляющей части населения страны. И даже не спасает тот факт, что у нас самое большое число жителей и, соответственно, потенциально самый большой рынок в Европе, в том числе и для реализации футбольных услуг.

Не спасёт наш футбол и институт «назначенных» спонсоров. Во-первых, это неестественное действие вряд ли сможет привлечь значимые суммы, кардинально меняющие картину, а во-вторых, оно может войти в противоречие с финансовым фэйр-плей.

Комментарии