«Cоревновательная часть FIFA только начинает зарождаться»
«Чемпионат»
Комментарии
Менеджер проектов ФКС России Алексей Кушниренко — о формате Кубка России по интерактивному футболу и перспективах FIFA.

В середине мая в Москве пройдёт Кубок России по интерактивному футболу, в котором схлестнутся 64 лучших игрока страны по FIFA 18. Мы поговорили с менеджером ФКС России Алексеем Кушниренко о турнире, соревновательной части FIFA и о том, кому в России интересен киберфутбол.

— Киберфутбол в последние годы набирает популярность, но до популярных дисциплин еще очень далеко. Почему так? Неужели люди не хотят смотреть на футбол в виртуальном формате, ведь это такой простой для понимания формат.
— Понятно, что сейчас интерактивный футбол не показывает тех цифр, которые показывает дота, LoL или CS. Для этого есть, наверное, много причин, но одна из основных заключается в том, что многие в эту игру играют, но мало кто знает о её киберспортивной составляющей. Если анализировать продажи той же FIFA, то практически у каждого, у кого есть консоль, есть игра — может, не самая последняя версия, но прошлогодняя, позапрошлогодняя. Каждая часть FIFA продаётся десятками миллионов копий, и поэтому в плане популярности тут нет никаких проблем.

Но до недавних пор очень мало людей обращало внимание на соревновательную, киберспортивную часть игры, ещё меньше уделяли этому внимание и сами разработчики из EA Sports. Например, мировой чемпионат по FIFA существовал и раньше, но сейчас он усложнился — стало больше отборочных, у игроков появилась возможность поучаствовать в них, в том числе и при помощи внутриигровых событий. В общем, соревновательная часть FIFA только начинает зарождаться, несмотря на то что футбольным симуляторам много лет.

Что касается смотрибельности, то, конечно, всё это похоже на футбол, но нужно понимать, что те же футбольных клубы обладают огромной фанатской базой, тот же «Манчестер Юнайтед» очень популярен, например, в России. За их играми следят миллионы людей. И, несмотря на то что игровая картинка с каждым годом всё больше напоминает реальную трансляцию, люди всё-таки больше привыкли по старинке болеть за свои любимые клубы, которые играют вживую. И тут сложно пересесть сразу на виртуальный спорт — всё-таки футбол остаётся футболом.

— Как обстоят дела в российском киберфутболе. Создаётся впечатление, что все сейчас хотят делать свои турниры. Как вы к этому относитесь?
— Интерес к интерактивному футболу возрастает, очень много сил тратится на создание турниров, таких как Кубок России и чемпионат России по интерактивному футболу. Очень много внимания уделяется медийной составляющей. И поэтому многие, видя перспективу, тоже хотят сделать свои турниры.

Плюс — проведение подобных небольших турниров, например, в формате какой-то небольшой рекламной акции в небольшом баре, что очень легко. По факту нужны только телевизоры и консоли — затраты минимальны. Мы, конечно, не говорим про большие соревнования. Отсюда есть интерес, есть играющие люди в FIFA, есть возможность проводить рекламные акции — ну почему нет? Чем больше турниров, тем лучше. Но надо понимать, что местами может страдать качество этих мероприятий. И те же турниры в пабах нельзя назвать спортивными, потому что обстановка там мало располагает.

— Насколько российские профессиональные клубы заинтересованы в современном киберфутболе? Потому что во многих из них меняются киберспортсмены и не видно сильной заинтересованности.
— Люди меняются в футбольных клубах, и стабильно на рынке представлен только ФК «Локомотив», у которого есть и киберспортивное подразделение, и «свой» FIFA-ютьюбер. Другие клубы тоже предпринимают попытки выйти на рынок, но пока непонятно, какую выгоду клубу может принести киберспортсмен или блогер. То есть с ютьюбером понятно — в Интернете у популярных блогеров по FIFA аудитория в несколько раз больше, чем у российских клубов.

В идеале это выглядит так: те люди, которые поддерживают футбольные клубы, будут поддерживать киберспортсменов своей любимой команды, а сам виртуальный футболист должен продвигать бренд на своих площадках — в YouTube, Twitch и других. Должна быть коллаборация аудитории на почве интерактивного футбола. Это возможно сделать только при системном подходе. И пока некоторые клубы, выйдя на рынок, не получают должной реакции от аудитории. Условно говоря, они хотя получать сразу миллионы подписчиков, объявляя о контракте с каким-нибудь киберфутболистом или блогером.

Это долгий процесс, сложный — нужно как минимум постоянно иметь турниры, которые привязаны к клубам. Их не так много у нас — 2-3 события в год. Как только их будет больше, как только создастся какая-то лига, где киберспортсмены будут постоянно задействованы, тогда может быть и движения будет побольше. А пока это только начало — всё пошло только по сути с прошлого года, все эти подписания киберфутболистов официальными командами. И ожидать, что сразу что-то получится, не стоит. Должно пройти время, и эта система устаканится.

На Западе много клубов тоже выходят на рынок, например, в NBA многие клубы подписывают киберспортсменов. Движение идёт.

— Расскажите подробнее о Кубке России и о том, чем именно этот турнир выгодно отличается от других.
— Это крупный проект в интерактивном футболе, который проводят РФС и ФКС. Мы сейчас переходим на новый формат Ultimate Team, который играется по всему миру. В этом режиме необходимо иметь сильную команду — это определённые финансовые вложения, которые не все могут себе позволить. Но если вовлечённость обычных игроков тут может быть и ниже, то гранд-финалы у нас получились по-настоящему массовыми. 64 игрока в финале — это максимальный размер турнира, которые были. Все главные киберфутболисты страны примут в нём участие за редким исключением. Поэтому помимо официальности важно отличие — как раз массовость. Тут и клубы РФПЛ могут принять участие, и другие организации, которые интересуются интерактивным футболом.

Важная часть турнира — медийная. Производится очень много контента с отборочных соревнований — прямые трансляции со всех турниров, видеоролики по итогам мероприятий, публикуются новости и многое-многое другое. Количество возросло в несколько раз, поэтому возросла и аудитория — намного больше людей узнали о нашем турнире.

И ещё одно очень важное отличие — квота на отборочный турнир к мировому первенству от EA Sports. Победитель нашего соревнования поедет на соревнования и будет иметь последний шанс попасть на ЧМ по FIFA. Ну и призовой фонд турнира в 1 млн рублей тоже хорошее подспорье для игроков.

— Расскажите про формат финальных соревнований подробнее.
— Формат соревнований довольно простой: 5 отборочных соревнований, 5 LAN-отборочных на стадионах по всей России. С каждого турнира в гранд-финал отбирались по четыре лучших игрока. Это в целом 40 человек с 10 соревнований. Остаются ещё 24 участника: из них 16 клубов РФПЛ получают прямы путёвки на гранд-финал. Остальные квоты разыгрываются среди спортивных и киберспортивных организаций. Их может быть больше оставшихся 8 путёвок, если кто-то из клубов РФПЛ откажется от участия в турнире.

64 лучших в итоге на гранд-финале в Москве 12-13 мая разыграют Кубок России и вышеупомянутые призы.

— Что, на ваш взгляд, должно произойти, чтобы киберфутбол стал собирать большие арены в России и мире?
— Во-первых, это внимание разработчиков к своей игре как к киберспортивной дисциплине. Дота собирает большие стадионы, потому что максимально поддерживается компанией Valve. Если разработчики позиционируют свой продукт как соревновательную спортивную игру, то тогда и начинает формироваться аудитория вокруг соответствующих турниров. Если поддержка оказывается в меньшей степени, то и собрать стадионы будет проблематично.

Сейчас аудитория FIFA есть, она собирается, формируется, пока достаточно пассивно, потому что мало таких масштабных турниров. Возможно, в ближайшем будущем FIFA ещё не сможет собирать стадионы, но количество зрителей увеличивается, аудитория трансляций растёт. Надеемся, что в скором времени если не стадионы, то крупные киберспортивные площадки на 300-500 человек мы будем заполнять, особенно на крупных турнирах. Это пока непросто, но возможно.

Комментарии