«Для меня за все это время ажиотаж The International как-то спал»
Яна Медведева
Комментарии
Айрат Silent Газиев — о квалификации на TI8, плюсах и минусах новых киберспортивных организаций и сборной, за которую болеет на ЧМ.

Команда Winstrike (бывшая Fly to Moon) не встретила особого сопротивления на квалификации The International 8 и заработала путёвку на главный турнир года. Чтобы узнать, действительно ли отборочный этап был так прост, мы пообщались с Айратом Silent Газиевым, керри команды. А ещё он рассказал, зачем стоит ехать в киберспортивный лагерь, что почитать, чтобы отвлечься от доты, и за кого он болеет на чемпионате мира по футболу.

— Перед квалификациями на TI8 вас рассматривали в качестве фаворитов. Вы тоже считали, что это будет лёгкий слот?
— Мы не ожидали, что легко пройдем квалификации. Ждали, что можем выиграть. Ровно как и проиграть. Но склонялись к тому, что если все сделаем хорошо, то вероятность победы на квалификациях велика. Но такого, чтобы мы считали себя безоговорочными фаворитами, не было.

— До квалификаций два месяца вас практически не было видно. Успешно ли прошла подготовка к отборам?
— Раз выиграли, наверное, успешно. С СНГ-командами мы вообще не играли, тренировались только с европейцами, по понятным причинам. Поэтому трудно было сказать, как мы будем готовы к участникам из СНГ. Но ты всегда понимаешь, что у нас такая квалификация, где каждая команда могла одержать победу, если бы она чуть лучше сыграла, чуть лучше подготовилась. Мы опасались не какую-то конкретно команду, а всех одинаково. Понимали, что проиграть можем каждой.

— Была ли команда, которая превзошла ваши ожидания на квалификациях?
— Не то чтобы я от них не ожидал каких-то результатов, но ESPADA показала неплохой уровень игры. Наверное, мы ожидали в топе Vega и Empire, а дошла ESPADA.

— В таком случае Vega наоборот не оправдала ожиданий?
— Не сказал бы, что именно не оправдала ожиданий. Я просто давно не видел, как они играют и не знал, как они подготовятся. Думал, что у них что-то будет припасено к квалификациям.

— Вы бы отдали ESPADA слот на The International?
— На The International бы не дал. Но вот на Wild Card бы точно пустил. Мне кажется, что это вообще решение всех проблем — сделать слоты под Wild Card. Где-то отнять у Америки слот, где-то еще у кого-то. И 1-2 квоты отдать под Wild Card, чтобы команды могли за них сыграть. Либо в Европе позволить разыграть между вторыми местами в онлайне, либо на месте на LAN-е. В целом формат квалификаций оставляет желать лучшего. Особенно в этой мете, где очень решает первый пик. Он очень важен. Игры в группе проходят в bo1, всегда монетка.

И потенциально у тебя может не оказаться ни одного первого пика, и на некоторых играх это серьезно скажется. Ты не доберешь нужного количества очков и просто не выйдешь из группы. Ну и квалификации в онлайне сейчас — это не лучшее решение. Мне кажется, что на TI стоит проводить отборы на LAN’е. Чтобы был подрядчик, который все это проведёт.

— Да, в Южной Америке команды страдали даже от DDoS-атак.
— Мы тоже опасались DDoS. Как-то подготовились к этому. Но все-таки было бы понадежнее, если бы мы играли на LAN’е.

— Не могу не спросить про одного героя в ваших пиках. Pudge — это идея Богдана или тренера? Как она возникла?
— Сначала была игра против Gambit, последняя карта в группе. Там в принципе он был неплох. Он в целом не выходил за рамки победного драфта. Pudge был взят последним пиком, мы вполне ощущали, что с этим можно выиграть. Ну и Богдан, конечно, хотел на нем сыграть. Эта карта ничего для нас не решала, так что мы решили попробовать.

В финале это тоже было сложно назвать продуманной заготовкой. Просто по ходу драфта оказалось, что у нас было не так много идей. Оставались пара героев, которых мы могли взять, но Богдан опять захотел поиграть на Pudge. И в целом пики выглядели так, что для Luna это была если не простая игра, то она с большой вероятностью выносила всех в лейте, если заберет весь фарм на карте. И нам нужно было только защитить хайграунд и не отставать по игре. А Pudge — это герой, который и пространство может создать, и через Nyx успешно защищать хайграунд, особенно против Pugna. Если бы мы получше сыграли линии, а мы их отстояли их объективно не лучшим образом, мы могли даже пораньше закончить и не доводить игру до того момента, когда мы вообще можем проиграть.

— Вообще есть ли Pudge место в этой мете или это всё ещё просто фановый герой?
— Есть, конечно. У него отличные таланты. Сначала на опыт на 10-м, потом на 20-м на золото. Герой всегда будет с опытом, с деньгами, не выпадет из игры.

— За время квалификации у вас перед никнеймами появилось название Winstrike, Ярослав Комков официально подтвердил заключение контрактов, но мы так и не увидели анонса. А на страницах стоит все та же дата. Почему так все скомканно получилось?
— Все, вроде как, и не должны быть в курсе. Мы должны были играть, как было. Но так как у нас ничего не утаишь, все видят, все всё слышат и всё понимают, вышло вот так. Но сам по себе анонс будет первого августа, насколько я понимаю. И на The International мы уже точно будет выступать как Winstike.

— Наверняка после успеха на Epicenter и до него тоже у вас были и другие предложения о сотрудничестве. Чем Winstrike оказались лучше? Ведь у этого холдинга еще нет опыта работы с командами.
— То, что они новая организация — это плюс и минус. Минусы в том, что в начале всегда будут косяки организационного плана. Но с другой стороны, это хорошо для нас, потому что мы можем расти вместе с организацией, направлять ее развитие и улучшать ее для нас. Развиваться вместе с ней. Ну и условия сошлись.

Пока есть и положительные, и отрицательные моменты. В начале всегда бывают проблемы. Так везде.

— У вас уже есть планы по подготовке к TI? Выберете подготовку дома или отправитесь в Канаду пораньше? Может быть, планируете поиграть на The Summit?
— Пока все непонятно. Мы только готовимся к получению виз. В Америку мы точно не поедем, потому что не у всех есть визы. Нам нужно успеть сделать документы для двух стран. Я не эксперт, но мне кажется, что это нереально. Поэтому на The Summit мы даже не будем пытаться отбираться. А поедем ли мы в Канаду… Вроде как разговоры об этом ходили, но сейчас все зависит от виз. Если успеем все оформить и у нас будет место, то, скорее всего, мы отправимся туда.

Я слышал, что Virtus.pro поедут. Возможно, кто-то еще. Нужно акклиматизироваться, приехать заранее. Это всегда правильно перед таким большим турниром.

— А как вы относитесь к турнирам перед TI? Стоит ли там участвовать и рассматривать это как тренировку или нельзя палить страты?
— Да нет, это нормально. Ты же не будешь все свои идеи там демонстрировать. Ты можешь там что-то потестировать, посмотреть, просто поиграть. Мне кажется, что если бы у нас была возможность поехать на тот же Summit, а потом на TI, то мы бы согласились. Просто не получается.

— Для вас это будет четвертый TI. С чем вообще ассоциируется у вас этот турнир?
— Сейчас для меня это просто крупный турнир. Но раньше он ассоциировался с чем-то большим. Раньше было непонятно, будут ли его проводить еще раз или нет, это был самый крупный чемпионат. Это турнир года, турнир жизни. Слишком много ажиотажа. Но сейчас как-то уже все равно. Да, крупный турнир, много денег. Но для меня за все это время как-то ажиотаж спал. Но этот TI для меня немного особенный, хотя бы потому что он переехал из Сиэтла в Ванкувер. Он растет и развивается. Просто когда приезжаешь раз за разом в Сиэтл, все одинаковое, ничего нового и интересного. А в этом году, надеюсь, что-то поменяется.

— Скучали по TI?
— Думаю, да. Всегда хочется поехать на TI и поиграть там. Там все стараются на максимум, даже если проигрывают. Понятное дело, проигрывать неприятно, но играть эти матчи довольно увлекательно. Все выкладываются, твоя команда и противники, и от этого выходит неплохой уровень исполнения, и от того приятнее играть.

— Оглянемся на прошедший год в вашей карьере, включая пребывание в Vega Squadron. Что вам дала игра на саппорте после возвращения из инактива?
— Это больше скорее возможность почувствовать мету. Хоть она и довольно часто меняется, но это возможность войти в колею.

— Это нужно было, чтобы «раскликаться» или вы задумывались о том, чтобы просто сменить позицию?
— Я, в принципе, могу и на саппорте играть. Мне не важно. Мне все равно, на чем играть, если на других ролях выступают хорошие игроки и понимают, что нужно делать. Если бы мы выигрывали, то я мог и остаться на роли саппорта.

— Когда вы приостанавливали карьеру, вы изначально уходили с мыслью, что вернетесь, или задумывались о том, что это может быть конец?
— Я не задумывался о таком. Просто пока не мог играть, не играл. Не придавал такому значения, не зацикливался на мысли: «Вот сейчас уйду, а потом не смогу вернуться и не смогу играть, никуда не возьмут». Каких-то таких мыслей не было. Пока нравится играть, я попробую. Получится играть — значит хорошо. Не получится — ну и черт с ним!

— Вы говорили, что продолжаете, потому что любите игру. Но ведь любить ее можно и на расстоянии. Что заставляет тратить на нее все свое время и силы, чтобы оставаться на соревновательном уровне?
— Наверное, эта фраза и относилось больше к соревновательной части. Не всегда люди могут понять, почему мне так в удовольствие играть, но конкретно турнирные игры — это другое дело. Это совсем другое. Намного приятнее играть, когда ты взаимодействуешь с командой. Меня привлекает именно соревновательная дота.

— О своем приходе в FTM вы говорили, что сначала отказывались. Ждали других предложений?

— У меня были другие предложения. Я особо не ждал. Просто мне казалось, что это больше похоже на просто микс, ничего серьезного. Не хотелось ничего такого. Хотелось найти что-то посерьезнее, чтобы был настрой. Сначала я воспринял это как «ну, давай покатаем, посмотрим, что получится». А потом поговорил с ребятами и оказалось, что все настроены на работу и на продолжительную игру. И вот так срослось.

— В Winstrike вас действительно 6, потому что тренер — неотъемлемая часть вашей команды. У нас обычно говорят, что в СНГ игроки, особенно старой школы, не хотят принимать тренеров и слушаться кого-то. Что такого сделал Sh4dowehhh, что вы его так полюбили? Чем он отличается от других тренеров в СНГ?
— Если человек говорит дельные вещи и вы сходитесь во взглядах, то вы будете к нему прислушиваться. Где-то он говорит что-то правильно, где-то он ошибается. Но он наш тренер, потому что мы зачастую сходимся во мнениях. Поэтому работать нам с ним просто.

Основная проблема не в том, что старые игроки не прислушиваются к новичкам. Это, скорее стереотип. Если человек говорит что-то правильное, то с ним будут считаться. Другое дело, если он говорит что-то дельное, но какой-то старый игрок не понимает этого, давит авторитетом и пропускает мимо ушей. Такое, наверное, тоже случается, но это не про нас.

— Многие считали, что вы выигрывали на кураже, переживали классический «медовый месяц». Что изменилось внутри команды с тех пор и столкнулись ли вы с первыми проблемами?
— Этот момент, когда все только собираются, стараются показать себя с наилучшей стороны и игра идет лучше, чем обычно? Да, был у нас такой период, и он уже прошел. И это уже было, наверное, заметно на квалификациях к другим турнирам. Мы столкнулись с тем, что не все идеальные, все ошибаются и нужно что-то менять и что-то с этим делать. Мы говорили об этом, готовились вместе, тренировались. Но как-то прошли этот период достаточно просто. Я прямо помню, что у нас были спады и в онлайне, и на лане на Starladder. Но этому турниру мы сразу подошли с таким настроем, что если у нас что-то не получится, то мы извлечем уроки и просто получше подготовимся к EPICENTER.

— Кто становится инициатором таких разговоров и выхода на обсуждение проблем?
— Это как-то происходит во время игр и совместно. Кто-то говорит, что как-то игра идет тяжело и давайте попробуем по-другому, спрашивает про идеи и другие предлагают. Все происходит само собой. Это может сказать любой игрок.

— Со всеми ребятами, кроме Nongrata, вы были знакомы и до этого. Он за несколько месяцев прошел путь от новичка на большой сцене до MVP многих матчей. Как он изменился в игре и вне ее? Чему он научился за это время?
— Если посмотреть на всех игроков с момента создания команды, то он больше всех вырос в плане индивидуального уровня. Во многом он был готов и рад учиться, где-то ему что-то говорили, где-то он сам спрашивал. И многое у него стало получаться. Он точно стал играть лучше. Раньше он делал что-то на автомате, а сейчас поступает более осмысленно. Знает, в каком случае он что должен сделать и как ориентироваться на команду. В этом плане мы немного его подстроили под себя. Но он в принципе довольно легко это понял, принял и осуществил.

— Отличаются ли молодые игроки-новички 2011-12 годов от новичков 2018-го? Может, у них разные цели, разная мотивация?
— Я думаю, у всех новичков одинаковая мотивация. Всем просто нравится играть в эту игру. Подозреваю, что Леше тоже! Им всем нравится выходить на этот соревновательный уровень, когда тебя окружают неплохие команды. Просто приятно играть. Новичку хочется себя показать, немного на других посмотреть, и поддержать соревновательный азарт.

— В интервью вы говорили, что новички голодны до трофеев и побед, а вас больше привлекает финансовая составляющая. У вас есть какая-то цель? Например, купить что-то или накопить на безбедную старость.
— Когда я был помоложе, я тоже играл ради трофеев и побед. А сейчас время прошло, и я больше играю за деньги. Я был бы не против купить дом и побольше собак. Но я бы не назвал это мечтой. Но я не скажу, что это только заработок. Я получают удовольствие от турнирных игр и игры на сцене, это круто. Я бы мог делать это бесплатно, выходить на сцену, даже если бы призовые были не такие большие. Просто играть. Но то, что есть заработок, — это хороший бонус, которому я рад. Это приятное сочетание. Я не играю только из-за побед, их так-то и нет пока. Мне нравится профессиональная составляющая.

— Ваша девушка, Мила Алиева, посетила детский киберспортивный лагерь. Как вы относитесь к тому, что появляются подобные тренировочные лагеря, курсы, даже образование связанное с киберспортом? Это может помочь в реальной карьере?

— Да, я думаю, это может помочь. Я уверен, что это время, проведенное с пользой. Когда я был помоложе, я играл в футбол и ездил в лагеря с футбольной командой. Это было относительно здорово. Ты едешь в лагерь с единомышленниками, отдыхаешь там, находишь новых знакомых. У меня такого не было, я в футбольной команде всех знал, но в доте, как мне кажется, это именно так и работает. Там ты можешь найти друзей, с которыми ты будешь играть позже, поучаствуешь в каких-то квалификациях. К примеру, у меня в школе было не так много друзей, с которыми я мог поиграть в доту. В классе никто не играл, из параллели тоже. А теперь ты можешь поехать в лагерь и найти себе единомышленников. Мне кажется, это вполне себе неплохой досуг.

И научиться там тоже чему-то можно. Все зависит от того, с кем ты будешь общаться. Если там будут игроки сильнее тебя, ты с ними подружишься и чему-то у них научишься. Да и у игроков ниже уровнем всегда можно подметить что-то, что они делают лучше тебя. Мне кажется, что как игрок ты вырастешь. Это такой своеобразный буткемп.

— Если бы вас позвали быть лектором или тренером в подобный проект, вы бы согласились?
— Все будет зависеть от времени и возможности. Но я задумаюсь, во всяком случае.

— Допустим, вам дают 40 минут на урок с классом мальчишек, которые уже умеют нажимать кнопки и знают, как расставлять героев. Чему бы вы их постарались научить?
— Наверное, тому, что нажимать только кнопки — это не столь важно. В командой игре много других аспектов. Важно то, каким ты будешь тиммейтом и насколько комфортно людям будет с тобой играть. Ты станешь частью коллектива и должен влиять на многие его аспекты, чтобы всем там было приятно играть. Поддерживать со всеми хорошие отношения, приятную атмосферу.

Наверняка и в большом спорте есть примеры, когда человек — какашка, но при этом хороший игрок. И он все равно будет оставаться звездой. Мне кажется, в футболе будет достаточно таких примеров. Но в доте с этим тяжелее. Здесь больше важна коммуникация в команде и важно поддерживать ее в хорошем состоянии. Над этим тоже нужно много работать, а не только над тем, как нажимать на кнопки.

— В чем главное заблуждение мальчишек, которые мечтают стать профессиональными игроками в доту?
— Миф о том, что если они будут очень много играть, тренироваться, забьют на учебу и все прочее, то обязательно станут про-игроками. Это не так. Здесь много факторов, которые должны сложиться. И это даже везение, чтобы тебя заметили, чтобы у тебя пошло. Мне кажется, что многие про-игроки и не задумывались о том, чтобы сделать это карьерой. Они просто играли. Им нравилось, и со временем их кто-то заметил.

Если ты задашься целью стать про-игроком и будешь играть только ради этого, ты будешь тяжелее переживать неудачи. А от этого будет тяжелее прогрессировать. Нужно всегда играть в удовольствие. Если получится — хорошо. Не получится — то может, в чем-то другом повезет.

— Вы из тех игроков, которые отдыхают тоже в доте или ищете отдушину в чем-то еще?
— Наверное, в чем-то другом. Это всегда разное. Могу почитать, развеяться. Либо могу поиграть в FIFA иногда.

— Как-то в интервью вы говорили, что любите русскую классическую литературу. Вы до сих пор предпочитаете провести время за томиком Достоевского или Толстого?
— Нет, сейчас я больше стараюсь читать книги зарубежных авторов. Тогда был не такой большой выбор, да и кругозор не такой широкий. Сейчас я больше перешел на зарубежных авторов.

— Не могу не попросить поделиться последними книгами, которые пришлись по душе.
— Из последнего прочитал «Цветы для Элджернона» и «Вторая жизнь Уве». В принципе, они мне довольно понравились, неплохие книги.

— А что нравилось из русской классики и почему?
— «Мастер и Маргарита». Мне, скорее нравился слог, которым она написана. Немного элемент этой зловещей атмосферы. Сложно выделить, что именно было такого притягательного в этой книге.

— В школе увлекались футболом, поэтому сейчас не могу избежать этого вопроса. Следите ли вы за чемпионатом мира?
— Да, слежу. И очень хочу сходить на какой-то футбольный матч. Но билетами заранее не озаботился, потому что полностью сконцентрировался на квалификациях к The International и не задавался этим вопросом. Думал, отыграю отборы, а там будь что будет. Появится возможность — пойду, нет — значит нет. Но как-то сейчас квалификации прошли, завтра игра Аргентина-Франция [интервью было записано 29 июня], а билеты найти не удалось. Сейчас пытаюсь купить на четвертьфинал, где потенциально могут встретиться Бельгия и Бразилия в Казани. Все не могу никак поймать эти билеты.

— Болеете за определенную команду или, как водится, за красивый футбол?
— Больше за красивый футбол и поддерживаю, понятное дело, сборную России. Но для меня там очень симпатично выглядит Бельгия. Мне кажется, что они могут далеко пройти. И так что я в какой-то степени болею за них, хочу, чтобы они оправдали мои ожидания. Хочется быть правым в своих прогнозах.

— Вы активный и эмоциональный болельщик или просто спокойно смотрите матчи?
— Что-то в сердцах, конечно, может вырваться. Если уж совсем переживаю, болею или поставил на кого-нибудь. А так в основном я просто смотрю.

— Допустим, у вас есть два билета на стадион. Кого из своих тиммейтов возьмете с собой на игру?
— Трудно сказать. Мне кажется, из них никто особо футболом не увлекается. Даже не знаю. Устроил бы турнир 1 на 1 на Shadow Fiend. Кто победит — тот и пойдет.

Комментарии