«Неделя тренировок с чемпионом TI меняет взгляды на доту и даже на жизнь»
Яна Медведева
Комментарии
Сергей Shisui Корень — о выступлении в одной команде с чемпионом The International и разнице менталитета между СНГ и Америкой.

Одной из самых обсуждаемых команд в американской квалификации на The Chongqing Major стал состав Plus Ultra. Внимание к себе привлекали громкие имена: Клинтон Fear Лумиз, Джеки EternalEnvy Мао, Цзинцзюнь Sneyking У. Но далеко не все знали, что на средней линии в этой пятерке играл Сергей Shisui Корень, игрок из Украины. Сейчас он выступает в составе Anime11Esports и примет участие в отборах на майнор. Мы поговорили Shisui о том, как он попал в одну команду с чемпионом The International и чему успел научиться за этот короткий срок.

— Сообщество с вами практически незнакомо. Расскажите три факта, которые о вас должны узнать в первую очередь?
— Я дотер, у меня высокий MMR, и я так люблю эту игру, что трачу на нее по 12 часов в день.

— Что заставило вас этим заниматься? Как вы пришли к тому, чтобы тратить на игру столько времени?
— Я начал играть из-за моего брата. Мы с ним жили в одной комнате, у нас была двухъярусная кровать. Мама укладывала меня спать на втором этаже, но я не спал, а каждую ночь смотрел, как играет брат. И так постепенно и сам начал играть в доту.

Так сложилось, что когда мне было 17 лет, моя мать уехала в США. Вместе с ней мы открывали туристическую визу. Я закончил школу, и мама предложила мне пожить с ней в Америке где-то полгода, потому что здесь больше возможностей. Я не знал, чем хочу заниматься дальше, со спортом не пошло из-за травмы. Но я действительно любил играть в доту, хотя эти полгода у меня не было для этого возможности. Успевал только следить за сценой и смотрел какие-то матчи.

Зато за это время мне удалось подкопить денег, чтобы уже по возвращении домой купить новый ПК. Я приехал, завел себе новый аккаунт и на обновленном компьютере за два месяца взял 8000 MMR. За полгода пребывания в Америке я не прикасался к игре, а тут приехал и через пару месяцев попал в топ-40 Европы. Но в то время я себе позволял много всего ненужного в рейтинговых матчах.

Мне просто понравилась эта игра. Так что я решил, что хочу этим заниматься, и, возможно, в будущем это будет приносить мне доход. Все-таки лучшая работа — высокооплачиваемое хобби. Так что я принял решение, что моей работой будет дота.

— Почему киберспорт, а не стримы?
— Я, в принципе, очень закрытый человек. Даже когда стримлю, я воспринимаю это как просто небольшой заработок. Я даже рекламу до последнего не ставил, не накручивал зрителей, не вел группу. Это скорее то, что тебя отвлекает. Так что когда ты будешь играть официальные матчи, тебе будет проще. Ты уже привык к тому, что на тебя смотрят. Я посчитал, что мне это пойдет на пользу.

Но стримы — это не то. Если ты поставишь себе цель стать лучшим в мире стримером, то тебе все время нужно общаться с аудиторией, а я этим не занимался. Я просто включал доту, искал матч и отвечал на пару вопросов между играми. У меня не было каких-то целей в стриминге. Для себя я поставил задачу быть лучшим в игре.

— Когда вы решили начать профессиональную карьеру, с чего вы начали? Стали предлагать свою кандидатуру в команды или решили набить MMR, чтобы вас заметили?
— Мне кажется, что в киберспорте есть два типа людей, которые попадают в команды. Первый — игроки, которые заходят в паб и пытаются обзавестись связями, чтобы попасть на тесты. Один раз не прошел, второй не прошел, а на третий ты подошел этому составу. И с ними ты уже развиваешься. Потому что в команде ты это делаешь в три-четыре раза быстрее, чем в пабе. В рейтинговом матче ты можешь оттачивать только нажатие кнопок и тайминги. В Captain's Mode ты на самом деле узнаешь, как работает дота и насколько важны драфт и передвижения по карте. Это опыт, который передается от капитанов к игроку, от более опытных ребят к новичкам. И так эти игроки постепенно растут.

А второй тип людей — те, кто просто играют 24 часа в день и поднимают максимальные цифры.

В один момент, когда какой-то из команд нужен игрок определенной роли, а все знакомые свободные агенты уже заняты, они открывают таблицу лидеров и связываются с кем-то оттуда. Так и случилось со мной.

— А пробовали ли вы пойти по первому пути? Проходили ли тесты в какие-то команды, которые действительно, по вашему мнению, имели перспективы?
— Какого-то предложения, в котором я был бы действительно заинтересован, не было. Где-то месяц назад команда Zitraks предлагала мне попробовать свои силы. Я провел с ними несколько дней, но в итоге сказал ребятам, что я хочу найти состав, в котором есть опытный человек, от которого я смогу учиться намного быстрее. Я понимал, что мы можем вместе развиваться как команда, но мне кажется, что это застопорит мое личное развитие. Никаких обид и разногласий, я просто объяснил, что хочу попасть к более опытному игроку.

— Как именно вы попал в одну команду с Envy и Fear?
— Когда я встречаюсь в пабе с профессиональными игроками и показываю крутую игру, я отправляю ему запрос в друзья. Тебе просто хочется за ним следить, и если что, он сможет к тебе постучаться. И так у меня набралось довольно много людей в списке.

Буквально 2 недели назад я играл матч против Sneyking, который часто появляется на европейском сервере, потому что в Америке под ночь ужасные игры. Я взял Arc Warden практически первый раз в жизни, развлекался, игра получилась веселая, длинная, минут на 60. Но я довольно неплохо отыграл, даже rampage ближе к концу сделал. И отправил Sneyking запрос в друзья, который он тут же принял.

После этого мы со Sneyking сыграли еще один матч, где я неплохо себя показал на своем сигнатурном Monkey King. После этого он спросил меня, не ищу ли я команду. Я ответил, что да. Он мне на это говорит: «А в Америку не хочешь поехать? Мы тут с Envy и Fear стак собираем». Я поинтересовался, на какую роль. Оказалось, что на мид. У меня в пуле на среднюю линии есть где-то 7 героев, на которых я реально хорошо могу отыграть. Так что я согласился. Тем более у меня уже есть виза.

Они обрадовались и говорят, что купят мне билет. Я спросил, на какое число. А они мне пишут: «Через два дня. Там квалификация начинается на ESL». «А почему бы и нет?» — подумал я. На следующий день собрал вещи, сходил в парикмахерскую, деньги перевел в доллары и полетел с США. Если бы у меня еще две недели назад спросили, чем я буду заниматься, я бы сказал, что буду радоваться жизни и играть пабы на Европе. А в итоге оказался в команде с чемпионом мира и чемпионом мэйджора.

— Никаких тестовых игр? Просто приезжай, будем играть квалификации?
— Никаких тестов, ничего. Я на тот момент был топ-2 Европы. Мне не хватало 1 игры до 9000 MMR, но я сильно слил. И все равно оставался на второй строчке в регионе.

Жизнь меняется по щелчку пальцев. И так случилось со мной. Это же мечта любого пабера: чтобы люди с такими именами тебя заметили и пригласили в команду. Эта неделя с ними дала мне в сто раз больше, чем несколько лет рейтинговых матчей. Просто глаза открываются, когда с тобой играют такие люди.

И что самое важное лично для меня — смена менталитета. Когда я вернулся из Америки, мне было очень сложно общаться с людьми в СНГ. Люди в США открытые, общительные, они просто счастливы. Они самодостаточны — это самое лучшее слово, которое можно подобрать. А потом ты приезжаешь в СНГ, и все вокруг злые.

И то же самое касается доты. В СНГ составы меняются каждые квалификации. Не пошло с командой — ничего страшного, пойдем найдет кого-то другого мидера или керри. Опять не пошло? Ну, еще раз поменяем состав. Команды не успевают дойти до того уровня, когда они начинают развиваться вместе. Люди же притираются друг к другу, каждый узнает слабости другого, вы начинаете работать над этим вместе. Если такое и происходит, то очень редко. Только под руководством явно выраженного лидера, вроде Fng, SoNNeiko или Solo.

— Но ведь Америка тоже постоянно решаффлится.
— Здесь к этому иначе подходят. Даже взять мой пример. Я приехал, и на тренировках была пара матчей, где я просто собственноручно затащил карты. Постепенно люди начинали понимать, чем я играю, да и, в принципе, все игроки на высоком MMR знают пул соперников. Так что другие команды стали банить моих персонажей и ломать нам драфт. Просто потому что у нас не было других вариантов, ведь у меня маленьких пул героев. Я осознавал, на какой риск я иду. Но никто из тиммейтов меня ни разу в этом не обвинил.

— Тем не менее до квалификации на мэйджор вам не хватило всего одного bo3. А матчи против compLexity и вовсе показались простыми.
— Против coL мы показали нашу лучшую стратегию с Pugna, с которой мы заканчивали карты за 12 минут. Так что после этого матча я все время видел этого героя в бане. После первого дня квалификации мы сыграли две тренировки. Одну из них на Monkey King, моем сигнатурном герое. И я просто показал свою худшую игру за последние недели. Хотя до этого я в пабе на нем практически любого выносил или хотя бы стоял линию 50 на 50. А тут я полностью потерял уверенность в этом герое.

— Вам удалось понять, что на вас так сказалось?
— Новая обстановка, новые люди. Может, для кого-то это звучит как оправдание. Но для меня ведь это первый подобный опыт. До этого я не был ни на одном буткемпе, всю жизнь играл за одним и тем же столом, сидел на одном и том же стуле и смотрел в один и тот же монитор. И для меня переезд — большая сложность. Я долго не мог даже приноровиться к столу. Здесь клавиатура и мышка стоят на выезжающей полке, но для меня это неудобно. Я пытался переместить их наверх, но стол слишком высокий для этого. Так что я первый день старался понять, как лучше сесть. А мы в первый же день без тренировок играли в открытой квалификации на ESL Katowice. Очевидно, что мы ее слили за 45 минут.

Может, это звучит как оправдание, но мне это действительно мешало. Даже не столько в плане физического состояния, сколько тот факт, что я сам себя накручивал, как мне неудобно. К столу и стулу можно привыкнуть за день-два, но вернуть уверенность себе куда сложнее. Из-за дискомфорта ты мисскликаешь в сотни раз больше, чем обычно, а из-за этого уже перестаешь верить в свои силы. А это исправить так быстро невозможно.

Да и условный джетлаг сыграл свою роль. Я только 23 ноября ночью добрался до места, где я живу. 24 утром мы уже играли квалификацию.

— Вы проиграли первую открытую квалификацию. Как отреагировали ваши тиммейты? Как они помогали вам?
— Они просто нереально поддерживали. Sneyking — невероятно крутой человек. Я живу у него, он предоставил мне игровое место, компьютер, монитор, я с собой взял только мышку и клавиатуру. Он дал мне максимальную возможность развиваться с тем опытом, который у меня был. Я получил абсолютно все, что мне нужно было.

Я очень благодарен каждому из них. У тебя что-то не получается, ты задаешь вопрос — и получаешь на него конкретный ответ. Тебе никогда не скажут плохого слова, что ты слабо отыграл. Тебе скажут: «Ничего страшного, попробуй еще раз. В следующий раз все получится!». Даже сейчас, когда команда распалась, Sneyking продолжает меня поддерживать. Говорит, что раз не получилось с этим составом, получится где-то еще. Просто двигайся дальше.

Это очень приятные и доброжелательные люди. Особенно Fear. Правильно говорят, старый человек — умный человек. Он просто best guy ever! Он в доту играет столько, сколько я живу!

— Наверное, один из самых интересных опытов — это возможность поиграть с Envy. Расскажите, какое впечатление производит Envy в роли капитана?
— Envy — это 100 из 100 капитан. И в драфте, и в игре. К матчам мы готовились вместе, предлагали свои варианты героев, разбирали соперников. Поэтому против compLexity нам было так легко. И это даже несмотря на то, что я отыграл так слабо. Я, конечно, не фидил, но свою линию мог отстоять намного лучше.

Envy — уникальный человек. Он видит доту в том ключе, в котором на нее никто не смотрит. И он всех пытается в это видение посвятить. Не скажу, что оно неправильное. Оно даже не странное. Я понимаю все, что он хочет сделать. Но это просто что-то уникальное. Когда он найдет правильных людей, он станет чемпионом The International.

Он драфтит в уникальном ключе. Это человек-экспериментатор. Envy постоянно хочется пробовать что-то новое и придумывать что-то гениальное. В 90% эти идеи проваливаются, но 10% выстреливают — и на этом нужно выезжать. У нас не было достаточного количества времени, чтобы вникнуть в это и подстроить под нашу команду.

— Что пошло не так в финальной части квалификации?
— Мы же собирались просто как стак, а играли против команд с большим опытом. И при этом нам осталась всего одна серия до мэйджора. Когда мы проиграли Forward Gaming в верхней сетке, мы уже немного опустили руки. Мы знали, что мы можем их обыграть. Это был самый приятный для нас соперник, с мы с ними на тренировках сыграли 1:1, а от J.Storm отлетали за 20 минут. Так что настроение поползло вниз. А когда мы увидели, что следующий матч нам играть против Evil Geniuses, которые вчера нас переехали 2 по 20 минут, мораль совсем просела.

Перед игрой мы собрались, все было нормально. Но у нас банально не было времени на подготовку драфта, в котором я могу показать, на что я способен. Даже с моим маленьким пулом героев мы могли что-то подстроить. Envy мог постоять в миду на каком-то герое, я могу сыграть на практически любом керри. Но просто не пошло.

— Была ли хотя бы одна игра на квалификациях, за которую вы бы могли себя похвалить?
— Я довольно неплохо сыграл две карты на Pugna против compLexity в первый же день. Но мог и лучше. У меня вообще еще не было игр, где бы я на 100% был доволен собой. Вот где-то 90 или 80 бывало, но не более того. Поэтому за такой короткий турнир я не могу найти игры, где я бы не совершил ни одной ошибки и затащил на своих плечах.

— Одной из самых сложных игр для вас был матч против Evil Geniuses. Почему против Sumail всем так сложно стоять на линии?
— Я бы не сказал, что всем. Вчера после матчей я пошел играть пабчик и попался против Sumail. Мы отправились в мид, он взял Lion, чтобы развлечься, а я пикнул Morphling. И при этом я сыграл линию 50 на 50, хотя Lion очень хорош против Morph. И у меня появилась какая-то внутренняя уверенность. Ну ведь могу я нормально против него отстоять!

А потом я понимаю, что это просто паб, а в официальном матче будет драфт. Я не получу героя, который и был бы удобен для меня, и хорош в нашем пике, и силен против его мидера. Если EG получают последний пик, они просто контрят вражеского игрока средней линии и берут для Sumail самого комфортного персонажа. А у нас стратегия выстраивалась на другом: мне дают героя, который отстоит 50 на 50 практически любую линию. Чтобы он не прям уничтожил мид, но был полезным независимо от того, какой персонаж стоит против него. Поэтому мы так высоко ценили Pugna. Она поднимает уровень и просто идет сносить твои вышки — больше ничего не надо. Да и героя, который полностью контрит Pugna, тоже нет. Также играет Явар в Forward. Ему берут Puck или Tiny в мид, чтобы у соперника не было фри-фарма.

А Sumail используют как основную силу: мы отдадим ему фарм, мы придем и заганкаем его линию, мы ему поможем и дадим сильного героя. Поэтому против него на соревновательной сцене так сложно стоять. На него команда играет в большей степени, чем на тебя. Но и в целом он очень сильный игрок. Он невероятно сильно смотрится на многих героях, знает каждый матчап.

После первого матча с EG я добавил Sumail в друзья и извинился перед ним за то, что показал отвратительную игру. Он мне ответил: «У тебя все получится. Главное, работай над собой». И меня это невероятно вдохновило. Вот вроде мы проиграли EG, вылетели из квалификации, мне должно быть грустно и обидно. Но на самом деле я только больше хочу двигаться дальше.

— Как вы считаете, вам просто не хватило времени, чтобы раскрыться с этой командой, или вы ещё недотягиваете до уровня таких игроков?
— Чтобы играть в миду, мне определенно еще не хватает уровня исполнения. В предыдущем патче у меня было для этого 8 героев, в которых я действительно был уверен. А в этом патче я не могу выиграть даже на Monkey King, потому что герой слишком медленный. И он стал хорош только в определенной ситуации, его уже не возьмешь первым пиком, как раньше. Также случилось с некоторыми другими персонажами.

В свое время я пошел по стопам Topson и стал просто наигрывать несколько героев. И все они постепенно отпадают. Их стало легко законтрить на средней линии, они слишком медленные. Это как керри в миду. Но тогда тебе нужен и керри, который будет не фармить, а создавать пространство. А Envy обычно берет самого хард-керри, которого только можно представить. Так что получается два жадных игрока. Если я плохо отстоял мид, то это полный провал. Мы не успеваем раскрыть потенциал своего пика, потому что нас уже пушат.

Дело даже не столько в патче, сколько в умении играть в миду. Даже на том же Storm Spirit я плохо отстоял линию, потому что Limmp меня просто переиграл. По героям это должно было быть 60 на 40 в его пользу, а получилось 90 на 10.

— Много ли людей вас поддерживали на этой квалификации? И насколько для вас важна эта поддержка?
— В принципе, я закрытый человек. У меня и на стримах-то большого онлайна не бывает. Когда у меня был пик формы и я стримил почти каждый день, у меня доходило до 1000 зрителей без хостов. И я не сказал бы, что я стал очень популярным. У меня 10 тыс. фолловеров на Twitch и чуть меньше тысячи человек в VK. Из них есть человек 150-200, которые заходят стабильно и которых я каждый раз рад видеть у себя на трансляции. И они всегда рады включить мой стрим. Такой взаимообмен добром. И эти люди написали мне огромное количество сообщений. Когда я скинул фотку, что я уже в самолете, или отправил скриншот с составом на квалы, многие писали письма поддержки. «Топим всей группой, смотрим всем подъездом! Тащи!». Это было дико приятно. Я даже не ожидал, что столько людей будут меня поддерживать.

И что самое интересное, ни одного плохого комментария или сообщения. Даже после моего плохого выступления.

— Возможно, они понимают, насколько это важный опыт и большая возможность для вас попробовать свои силы.
— Возможность ворваться — это хорошо. Но этим ты можешь создать себе репутацию плохого игрока. Хотя репутация такая вещь — сегодня хорошая, завтра плохая. Главное оставаться хорошим человеком.

Многие о Sneyking или Envy думают плохо: «Ужасный человек, да как с ним можно играть! Чертов анимешник!» А на самом деле я приезжаю к Sneyking, и он мне говорит: «Поживешь у меня, я тебе все предоставлю и все оплачу». А ведь о нем говорили, что он токсичный в пабе и много другого. Так что подобная репутация ничего не значит. Это просто толпа, которая узнала о человеке что-то от другой толпы.

— Что после квалификации произошло с командой? И что вы планируете делать теперь?
— Я пока что остаюсь в Америке и пытаюсь найти новую команду. Sneyking и Envy уже отправились в другой состав. А Fear написал, что будет пробовать создавать свою команду под собственным началом. И я хочу пожелать максимальной удачи каждому из них.

Неделя тренировок с человеком, выигравшим The International, кардинально меняет взгляды на весь киберспорт, доту и даже на жизнь. Когда общаешься с умными людьми, и сам умнеешь. И сыграть с этими людьми — для меня это огромный опыт. Я и сам очень сильно за это время поменялся. Раньше я себе мог позволить в паблике сказать что-то грубое, если кто-то фидит, а сейчас мне плевать на это. Я хочу заниматься своей игрой. Ты отсеиваешь все ненужное и концентрируешься на важном.

Опыт игры с этими людьми научил меня фокусироваться на главном и не обращать внимания на все эти мелочи.

— Вы будете прицельно искать новую команду или также дождетесь новой возможности?
— Искать команду — это, конечно, хорошо. Но у меня туристическая виза. Если я пройду на какой-то мэйджор, поеду в условный Китай, то обратно в Америку я уже не вернусь. По правилам страны я должен находиться здесь только полгода, а потом еще полгода провести где-то дома. Поэтому у меня в планах пока на полгода остаться в Америке. Поеду в Нью-Йорк и буду там жить. Я даже взял с собой системный блок, надеюсь, там ничего не разбилось. Так что если все будет хорошо, даже по приезду смогу подрубить стрим.

Постараюсь найти себе место в другой команде, набираться опыта. После того как мне не хватило одного bo3 до мэйджора, когда я только приехал в другую страну и сыграл в одной команде с такими игроками, моя мотивация стала только выше.

Комментарии