Показать ещё Все новости
А что, так можно? Российские фигуристы решились на смелый эксперимент в олимпийском сезоне
Андрей Журанков
Смелый эксперимент от российских фигуристов
Комментарии
Новые программы пары Павлюченко — Ходыкин ошеломляют. Андрей Журанков объясняет, в каком случае риск окажется оправдан.

Российское фигурное катание погрязло в метаниях. Наверное, уже не осталось тренерского штаба, где бы не поменяли программы или всерьёз не обсуждали бы возможную смену, находясь под внешним давлением. Нужно ли на него реагировать? Мы с нашей олимпийской чемпионкой Сочи Екатериной Бобровой обсуждали это в первом выпуске подкаста «Ход коньком» и оставили вопрос открытым. Предчувствие, что премьеры ещё будут, присутствовало и до начала Гран-при, осталось оно и сейчас, хотя уже в меньшей степени.

Конечно, на такую кардинальную перезагрузку, как у Косторной, вряд ли кто ещё решится, но по некоторым программам вопросы ещё остаются. Мы пока не знаем, как после прошлогоднего гениального «Нуреева» Миша Коляда будет воспринят в образе Оскара Шиндлера. Уверен, что, несмотря на слова Тамары Николаевны Москвиной о неизменности музыкальной темы для произвольной Мишиной-Галямова, остаются те, кто ждут другого свиридовского финала. После Skate Canada наверняка появились вопросы ещё и к паре Павлюченко-Ходыкин. Особенно после публичного спора Дениса Ходыкина с Максимом Траньковым о классическом парном катании и цирке.

Не буду рассуждать о классике, модерне, авангарде, нео-классике и прочих течениях в искусстве. Отмечу тенденцию последних лет – больше половины пар берут что-нибудь популярное в небыстром темпе, мелодически простое и катают под это что-то пастельно-романтичное. Этакие «размышлизмы» про чувства.

Павлюченко — Ходыкин совсем другие. Их выступление в Ванкувере на втором этапе Гран-при было ошеломительным. Да, грязным, с большим количеством ошибок и сырых фрагментов. Но это были одни из самых ярких премьер сезона! Только Даша с Денисом создали в Канаде вау-эффект. Даже китайцы, двукратные чемпионы мира, смотрелись скромнее.

Материалы по теме
«В цирке точно веселей». Почему Траньков атаковал дерзких российских фигуристов
«В цирке точно веселей». Почему Траньков атаковал дерзких российских фигуристов

Павлюченко и Ходыкин бросают вызов самим себе

Мы уже заранее представляем, как будут кататься Суй — Хан. После их гениальной постановки Rain, In Your Black Eyes, исполняемой три сезона подряд, им пришлось делать новую произвольную. Искать что-то экстрановое Лори Никол не стала. Олимпиада – время беспроигрышных вариантов. Стиль пары давно определён, подход к постановкам наработан. Китайцы сделали кавер своей же произвольной, с которой они в 2017 году впервые выиграли чемпионат мира.

Так что если Нэйтан Чен пытается закрыть гештальт с проваленной в Корее «Немезидой», то Суй — Хан у себя в Пекине предстанут, ассоциируясь со своим первым мировым триумфом. В программе те же прыжки и выбросы, то же парное вращение, повторяются две поддержки, но Лори Никол переделала весь рисунок программы, изменила все связки. Это действительно новая программа, но китайцы в ней не «новые», а такие, какими мы их любим уже который год.

А Павлюченко с Ходыкиным в этом году абсолютно неожиданные, причём в обеих программах. Выбрать для короткой песню итальянской проститутки из фильма «Девять» — это уже смело. Но они напитали все выходы из, казалось бы, обязательных элементов акробатикой, фантазией и экспрессией. И получилась очень яркая эмоциональная итальянская программа.

Не всё из показанного придумано ими, скажем честно. Вертушку после подкрутки мы видели у Савченко — Массо. Танцевальный выход из тодеса с проводкой партнёрши вокруг себя делали в 1980-х в советском ледовом театре. Но у Даши с Денисом эти и другие креативные «фишки» стилистически объединены, поэтому вся короткая программа смотрится цельно, с нарастающим от элемента к элементу удивлением: «А что, так можно было?»

Такие же эмоции вызывает и произвольная программа, хотя она совершенно другая по стилю. «Чёрный лебедь» катали многие, но так экспрессивно, как Павлюченко и Ходыкин – единицы. Для пары, которая несколько лет назад заявила о себе программой под саундтрек из фантастического фильма «Трон. Наследие», выбор балетной темы – это вызов самим себе. И в этих вызовах главная ценность и, видимо, личная позиция их работы. Поэтому Денис и сказал в интервью после короткой программы про скучность традиционных постановок. Это не упрёк другим, это про их цели и взгляд на фигурное катание.

Материалы по теме
Скандал с Сизероном — чистая политика. Французы пытаются ослабить позиции России в ISU
Скандал с Сизероном — чистая политика. Французы пытаются ослабить позиции России в ISU

Российские фигуристы — заложники стереотипов

Конечно, все тренеры и постановщики находятся в постоянном поиске. Но когда к ним подключаются сами спортсмены и все вместе они готовы на эксперименты, тогда и получаются программы-события. Так работали Савченко-Шёлковы с Инго Штоером. Парадокс, олимпийской чемпионкой Алёна стала с Бруно Массо, а разноцветными вспышками вспоминаются их радикально разные программы с Робином. К оригинальным по идее и хореографии постановкам успели нас приучить Столбова-Климов, даже несмотря на короткую карьеру.

Пар, которые постоянно экспериментируют, немного. Слишком велика может быть цена не принятой судьями и зрителями постановки. Павлюченко и Ходыкину терять нечего: бронза чемпионата Европы совершенно не гарантирует им третьего места в сборной. Так что смелость и поиск могут принести им больше дивидендов. Но для этого нужны звенящие, качественные прокаты, причём именно на международных турнирах перед интернациональными судейскими бригадами. Только убедив их в неординарности программ и росте художественного мастерства, можно внутри страны побороться за третью олимпийскую путёвку.

В Канаде этого не произошло. Опять вылезла старая судейская тенденция, когда Даше и Денису снижают вторую оценку в произвольной программе. В короткой все компоненты поднимаются за 8 баллов, а за произвольную они падают на уровень 7,5. Так было и раньше в серии Гран-при, и в этом проглядывает уже сложившееся восприятие пары. На мой взгляд, не всегда объективное. Ну как «уровень катания» в пятницу в короткой оценивается на 8,3, а в субботу он опускается до 7,6? И когда это повторяется несколько раз, то уже нельзя объяснить математической погрешностью компьютера. Сломать данный судейский стереотип будет сложно, но яркие выкатанные программы способны это сделать.

Чем опасен путь, избранный Павлюченко и Ходыкиным?

Есть в том пути, на который ступили Павлюченко — Ходыкин, одна скрытая опасность – с него нельзя сойти. Хорошая, но обычная программа, как у всех, будет выглядеть неудачей. Пример мы видели опять же в Ванкувере на Skate Canada. Канадские танцоры Гиллес — Порье каждый год поражали нас креативностью и потрясающим эстетическим вкусом. Порой можно было придираться к их технике, но каждую постановку хотелось пересматривать по многу раз, ведь подобного не было ни у кого. А в этом году они изменили себе, сделали произвольный танец по канадской моде, и у зрителя подсознательное ощущение, что его обманули.

Вообще это давняя дилемма в фигурном катании – сделать новаторскую программу, которая вызовет много споров, но не даст гарантий результата, или сделать качественную и понятную всем обычную и победную программу. Совместить это получается у единиц и в редких случаях. Но если не пытаться, не делать цирк, эксцентрику, неожиданную драму, эпатаж, то фигурное катание действительно будет пресным.

Поэтому удачи Даше с Денисом! Гните свою нескучную линию, чтобы выделиться и запомниться.

Комментарии