«Наполи» и Сарри изменят футбол. Но ничего не выиграют
Сергей Титов
«Манчестер Сити» – «Наполи»
Комментарии
Самую играющую команду Европы разбил Хосеп Гвардиола.

30 лет назад один знатный курильщик, прошедший через копеечную нелюбимую работу, нашедший себя в творчестве и провернувший революцию в своём кругу, сказал, что слава хоть таланта, хоть революционера – это ужасно. «Никуда не годится. Выбирать публику куда лучше». Чарльз Буковски, любимый писатель Маурицио Сарри, был немного похож на тренера «Наполи». Он тоже дымил, как паровоз, бросался едкими саркастическими выражениями, а одиночество в его доме ценилось сильнее, чем женщина рядом. В доме Сарри женщина нужна, чтобы приготовить ужин к моменту, когда Маурицио сядет за компьютер вносить все данные с новой интенсивной тренировки.

Они оба избегали славы, но слава сама их нашла. Разница проста – Буковски поднял в мейнстрим грязный стиль, а Сарри завоёвывает сердца чистым стилем, если такой вообще можно выделить в футболе. Вечный противник идей Арриго Сакки со времён вторничного чтения колонок в La Reppublica, Сарри завоевал даже его сердце, а потом для прессы сказал, что этим тронут. Количество хвалебных комментариев в адрес Сарри и его «Наполи» зашкаливает – если вы не смотрели матчи неаполитанцев, то несколько слов заставят вас искать записи последних игр.

«Сарри – это Хосеп Гвардиола, только без денег и трансферов».

«Сарри – гений и видит то, что не видят другие. Он просит нас понять футбол, его непредсказуемость. С Сарри футбол становится математикой».

«Наполи» – команда, которая показывает лучший футбол в Европе. Они двигаются с мячом и прессингуют на высочайшем уровне. Видна рука великого тренера Сарри».

Послематчевое, от Хосепа Гвардиолы: «Это одна из лучших команд, которой я противостоял за время своей работы. Я очень рад: невозможно обыграть «Наполи», не показав отличный футбол».

И здесь даже неважно, кто конкретно произносит такие высокопарные слова. Свои игроки, соперники, телеэксперты, легенды Коверчано – все в восторге от работы Сарри. Он фанатично следит за мелкими деталями на тренировках, следит с планшета за перемещениями игроков, которое снимают летающие над полем дроны, придумывает авантюрные розыгрыши стандартов и нехотя открещивается от прозвища «Мистер 33» (за примерное количество вариантов розыгрыша): «Что вы, их даже меньше 30». В глазах фанатов итальянского футбола «Наполи» – не просто главный претендент на скудетто, но и команда, которая должна спасти кальчо…

Материалы по теме
Одержимый. Как Маурицио Сарри пробился в «Наполи» через тернии
Одержимый. Как Маурицио Сарри пробился в «Наполи» через тернии

Стоп, почему так?

Главный фактор, из-за которого итальянские тренеры считают Сарри революционером и записывают в учебники Коверчано – стиль игры «Наполи» и лёгкость, с которой неаполитанцы разбивают соперников. Сарри, как и Гвардиола, фанатеет от модуля 4-3-3, вообще не отходит от него в глобальном плане и развивает игроков в жёсткой тактической системе. О плодах работы Сарри расскажет xG-статистика, не отражающая результат, но помогающая искать корреляцию с результатом в будущем. В двух предыдущих сезонах «Наполи» был второй командой Серии А по ожидаемым очкам, а сейчас является четвёртой во всей Европе по ожидаемым забитым мячам. Забить больше заслужили только дортмундская «Боруссия», «Реал» и… «Манчестер Сити».

Прошлый сезон стал ключевым в плане оценки Сарри. Игра «Наполи» в первый год была заточена на Гонсало Игуаине, и на замену аргентинцу был куплен форвард схожей комплекции – Аркадиуш Милик. Когда поляк порвал крестообразные связки, Сарри выдвинул на острие атаки Дриса Мертенса, которого ротировал с Инсинье. Так Маурицио получил возможность одновременно задействовать впереди тройку подвижных, динамичных игроков, и их движение сделало атаку «Наполи» ещё краше. Умение Мертенса открыться в свободную зону, протащить мяч и уйти от защитников на рывке сделало тактическую историю бельгийца главной в прошлом сезоне.

Материалы по теме
«Зачем нам этот садовый гном?» История Дриса Мертенса
«Зачем нам этот садовый гном?» История Дриса Мертенса

Даже «Манчестер Сити» не смог справиться с любимым принципом Мертенса в скоростных атаках. При счёте 1:2 Хосе Кальехон пасом из глубины разрезал оборону «Сити», Дрис от центра поля побежал на ворота и решил пробить издали – так, как Лоренцо Инсинье в матче с «Реалом» зимой. Вертикальные атаки «Наполи» с рывками Мертенса разносят в щепки всю Италию, да и в Лиге чемпионов тоже эффективны.

Критики, глядя на статистику передач «Наполи» (лучшая команда Европы на момент, когда вы это читаете), обвиняют команду в контроле ради контроля. Подход неверный и даже оскорбительный – неаполитанцы используют пас как инструмент провокации соперника на прессинг. Очень часто «Наполи» начинает атаки через серию передач «вперёд – назад – вперёд…» и так далее до нахождения свободной зоны между полузащитой и обороной соперника. Команды Гвардиолы более горизонтальны, игроки в билд-апе часто выискивают зону, откуда нужно сделать пас вперёд, а не перекидываются передачами вперёд-назад.

Именно поэтому возникает разница в интерпретации футбола Гвардиолы и Сарри. Стиль Пепа могут называть скучным, а некоторые, как тренер «Валенсии» Марселино, – даже выключать телевизор в дни матчей команд Гвардиолы: он уверен, что удары сильнее влияют на настроение болельщика, чем контроль мяча. Стиль Сарри из-за постоянной динамики и регулярного продвижения мяча вперёд скучным не назовёшь.

Гвардиола не до конца предотвратил главные фишки «Наполи»

«Наполи» любит кружить карусель вертикальных передач у чужих ворот, обеспечивает космически интенсивное движение и запутывает соперника резкостью перемещений – но при этом сама база футбола «Наполи» предсказуема. Сарри чётко распределяет роли игроков и формирует команду так, чтобы каждый футболист мог без запинки выполнить конкретную роль. Отсюда же нелюбовь к ротации и передвижению игроков на неродные позиции. Отсюда же – примерное понимание позиционной структуры «Наполи»: все в Италии знают, что команда Сарри кренит игру на левый фланг и развивает большинство атак через треугольник ГулямГамшик – Инсинье, которым ситуативно помогает Мертенс. Остановить, правда, мало кто может.

У «Наполи» есть три тактические фишки, активно практикуемые в каждом матче. И против «Манчестер Сити» ситуативно все они проходили, только не завершались голами, что в Италии бывает чаще.

По порядку.

1. Забегания Кальехона в слепые зоны. Один из участников главного неаполитанского треугольника (неважно, кто именно) делает передачу на дальнюю штангу. Кальехон часто начинает рывок ещё до навеса, что ставит защитника в особенно трудное положение: он не видит, что ему забегают за спину, и в любом случае опаздывает за эпизодом. «Наполи» помогало и то, что левого защитника играл Фабиан Делф – всё-таки именно ложный фулбэк, не полноценный.

Делф дважды получал такие передачи в слепые зоны – «Сити» откровенно везло, что Кальехон не оказывался на ударной позиции. В одном моменте мяч перехватил Эдерсон, прочитавший момент, во втором не дотянулся сам Кальехон.

2. Рывки Гамшика с игрой «на третьего». Марек Гамшик рассказывал, что Маурицио Сарри – маньяк тактических занятий, а алленаторе сравнивал его со Стивеном Джеррардом. Вклад словака в прессинг и динамику атаки неоценим. При давлении он мешает центральным защитникам разыгрывать мяч, превращая 4-3-3 в 4-2-4 и поднимаясь на одну линию к нападающим – Джону Стоунсу из-за прессинга приходилось тянуть с решением и отдавать на Отаменди или вратаря. При атаке же Гамшика часто используют, как третьего/четвёртого. Либо атака развивается в конфигурации «пас вперёд – пас назад – пас вперёд под забегание», либо Марек скрещивает путь движения мяча между пасующими и путь своего рывка.

Простой пример из атаки на старте второго тайма: Гамшик начинает рывок из глубины, когда Гулям готовит пас на Мертенса…

…и в касание получает мяч от Мертенса на линии штрафной. Зона между правым и правым центральным защитниками порвана, но обычно в таких ситуациях Гамшик остаётся в штрафной площадке уже один, без сопротивления. Здесь же словака отчасти удалось предотвратить – зону страховал Стоунс.

3. Рывки Дриса Мертенса из глубины. Частично это упоминалось в абзаце с кратким описанием тактики «Наполи». Быстрый, резкий, легко отлепляющийся от защитников, Мертенс часто возникает на острие атаки после разрезающих передач из глубины и вываливается на ворота. Оторваться от защитников Дрис готов и перед воротами, при плотной опеке – в прошлом сезоне бельгиец настрелял 8 мячей ударами из вратарской.

Правда, «Сити» толком не дал Мертенсу развернуться – Дрис лишь пробил пенальти и создал момент после того самого рывка из глубины со скриншота.

Всё это на самом деле очень здорово, но у «Наполи» есть и достаточно проблем. Они рисуют в «Наполи» революционера, который провозгласит свои взгляды, обратит в свою веру и найдёт новых последователей, но всё равно не попадёт на престол.

«Наполи» по-прежнему психологически нестабилен

Психологические проблемы «Наполи» тянутся ещё со времён работы Рафаэля Бенитеса, а Маурицио Сарри пока не может их устранить. Алленаторе ещё зимой говорил, что проблемы далеко позади, но в каждом большом матче «Наполи» продолжает рассыпаться, как хрупкое печенье. Матчи с «Ювентусом» важного турнирного значения проваливались из-за банально более крепкого характера соперника (0:1 в феврале 2016-го), глупых ошибок (1:2 осенью того же года после двух оплошностей Гуляма). Плыл и сам Сарри, делая замены непонятного характера – второй матч с «Юве» он обломал, выпустив Джаккерини вместо Инсинье. Для тренера, неотступного от своей философии футбола, замена преступная. Проигрывая «Ювентусу», «Наполи» продолжал полосу неудач. Странно говорить здесь о психологической стабильности.

В прошлом розыгрыше Лиги чемпионов случилось так же. «Наполи» дважды проиграл «Реалу» по 1:3, причём оба раза вёл в счёте. Маурицио Сарри списывал результат на класс игроков, но виноват он лишь отчасти – в Мадриде тренер сам отказался от фирменного стиля «Наполи» и заставил команду обороняться ниже обычного, а в домашнем матче неаполитанцы бросили играть при счёте 1:2.

Проблемы никуда не делись, получасовая порка в Манчестере вышла показательной. Свой первый удар «Наполи» нанёс с пенальти на 38-й минуте, к тому моменту соотношение ударов достигло непристойных 10-0. После двух голов «Наполи» поплыл, а критической точки достиг как раз в момент первого удара – Дрис Мертенс мог вернуть команду в игру, но сильно сбил настрой. В оставшееся время «Наполи» был острее, но «Сити» позволял себе даже издеваться над соперником, играя у своей штрафной в горячую картошку.

«Я не понимаю, что случилось с нами в первые 30 минут. Мы дали сопернику слишком много пространства. Вдобавок по нам больно ударил нереализованный пенальти», – вот характеристика самого Сарри по первому тайму. Сам тренер подметил, что анабиоз «Наполи» длился больше, чем стартовый отрезок с двумя пропущенными мячами – и итальянцы могли легко пропустить ещё. Если не работать над психологией, то нет смысла даже выходить в плей-офф Лиги чемпионов: со своим красивым футболом «Наполи» споткнётся там на первом встречном. И уж тем более с расшатанными нервами не стать лучшей командой кальчо.

Гвардиола надавил на болевые точки «Наполи»

«Наполи» – одна из лучших команд современного футбола в плане качества прессинга, и после спячки в первом тайме неаполитанцы даже создали за счёт слаженного давления опаснейший момент с Гамшиком в завершении. Если Гвардиола – сторонник прессинга 1+3 (один накрывает игрока с мячом, ещё трое перекрывают направления передач на ближних), то Сарри отправляет своих футболистов охотиться на мяч.

Когда мячом владели Стоунс и Отаменди, Мертенс и Гамшик сковывали центральных защитников, а два инсайда и два центральных хавбека двигались в одной линии, ориентируясь на мяч. Так они перекрывали вариант паса через центральную зону.

Если прессинг так отлажен, есть один выход. Отрезать прессинг диагоналями.

Оба гола «Манчестер Сити» начались с выхода из-под неаполитанского прессинга через диагональ. Первый мяч родился после двух диагоналей, разбивающих давление: сначала Делф запустил мяч на Стерлинга и отрезал пятёрку прессинга «Наполи», затем Фернандиньо получил мяч в центре и диагональю перевёл мяч налево.

Прессингующие к тому времени уже успели опуститься назад, но оба раза инсайды – Инсинье и Кальехон – были далеко от момента и не блокировали диагональ. Второй мяч начался с диагонали Фернандиньо на Стерлинга (скриншот выше). Стерлинг и Де Брёйне оказались в большом свободном коридоре, и заброс Рахима в сторону Габи Жезуса был однозначно выигрышным – никто из полузащитников банально не успевал забрать подбор, который взял Кевин Де Брёйне.

Центр поля «Наполи» – ещё одна больная тема. Уже вторая команда в нынешнем розыгрыше Лиги чемпионов пользуется свободными коридорами и позиционными ошибками в центральной зоне. При этом Маурицио Сарри сохранил полузащиту в том виде, в каком она играла в Мадриде (а это, пожалуй, худший матч «Наполи» в прошлом сезоне) и в гостевом матче с «Шахтёром». Более подвижный Зелиньски в данную конкретную минуту оказался нужнее тренеру, чем более оборонительный Аллан, а Амаду Диавара, по мнению Сарри, лучше справился бы с контролем центра, чем Жоржиньо.

Без контекста Диавара покажется опорником, открывающим сквозняк в центральной зоне, но и здесь нужно оценивать его в системе координат Сарри. Диавара не должен подчищать за атакующей пятёркой, как Касемиро в «Реале» – он тоже должен ориентироваться на мяч. При контратаках его может страховать Кулибали, сенегальца — Альбиоль. Система выстроенная, но всё равно даёт сбои при затяжных атаках.

Использование свободных зон за спиной Диавара стало главным фактором победы «Шахтёра», между тройкой полузащитников и четвёркой защитников оставалось много свободы. Хосеп Гвардиола использовал ту же слабость. При счёте 2:0 «Сити» создал несколько моментов за счёт резкого выхода из-под прессинга, и Диавара становился жертвой философии Сарри. Высоко выдернулся, был убран финтом, получил атаку в зону за своей спиной – так случилось, например, когда в перекладину бил Де Брёйне. Для еврокубков и больших матчей это слишком авантюрно. Пожалуй, как и высоченная оборона «Боруссии».

***

Гвардиола очень любит mind games, основанные на его видении футбола. «Манчестер Юнайтед» попал под огонь критики Пепа за использование длинных передач на Погба и Феллайни, хотя по использованию лонг-боллов Моуринью – шестая команда АПЛ с конца («Челси» играет длинными чаще). Зато команды с качественно поставленной игрой в пас Гвардиола активно хвалит, выступая как бы проповедником своих идей. «Наполи» – не первая команда, которой Пеп восхищается даже в нынешнем сезоне. После прошлой победы в Лиге чемпионов Гвардиола хвалил «Шахтёр» Фонсеки, качественно контролирующий мяч, и разгадка стилистического сходства здесь на поверхности. «Фонсека прочитал все книги Хосепа Гвардиолы. Он очень любит Сарри и Гвардиолу. Он многому у них учится, и для Фонсеки эти матчи тоже принципиальные. Ученик хочет превзойти учителя», – рассказывал опорник «Шахтёра» Тарас Степаненко.

Но прямо сейчас между командами Гвардиолы и Сарри три ярко выраженных отличия. И все три становятся проблемой в матчах с такими соперниками, как «Сити». Прессинг «Наполи» хорош, если не отрезать прессингующих и не долбить центральную зону – иначе команда становится очень уязвимой.

Запрограммированный креатив, заложенный Сарри, предсказуем.

А главное – Гвардиола знает, как ставить команде психологию победителей, и привинчивает её к ажурному стилю игры. Сарри растёт вместе с футболистами, но сильной психологии у «Наполи» нет. А тренер теряется в стрессовых условиях, когда разлажена командная игра.

Можно сделать революцию, ничего не выиграв, но стать Гвардиолой без побед невозможно.

Материалы по теме
16:0 в трёх матчах АПЛ от «Ман Сити». Это вообще законно?
16:0 в трёх матчах АПЛ от «Ман Сити». Это вообще законно?
Комментарии