Показать ещё Все новости
Яшин в запасе, гуттаперчевый Бышовец и пять чемоданов барахла. Все тайны ЧМ-70 от Ловчева
Роман Вагин
Интервью Евгения Ловчева – ЧМ-1970
Комментарии
Полвека назад наша сборная выдала один из лучших матчей в истории.

Ровно 50 лет назад наша сборная сыграла один из своих лучших матчей на чемпионатах мира – в Мексике были разгромлены будущие бронзовые призеры Евро-1972 бельгийцы 4:1.

Это был последний ЧМ, на который наши футболисты ехали – только вообразите – за медалями! И если бы не глупейший гол в четвертьфинале с Уругваем, пропущенный в самой концовке дополнительного времени, когда всем показалось, что мяч вышел за пределы поля, эта цель могла быть достигнута.

Команда-то была замечательная! На тренерском мостике — чемпион Европы и Олимпийских Игр Гавриил Качалин, в составе – форвард-звезда Анатолий Бышовец, который с четырьмя голами войдет в топ лучших бомбардиров турнира (столько же будет у Пеле); капитан и столп обороны Альберт Шестернев, к тому времени уже дважды попадавший в список номинантов на «Золотой мяч»; юный герой — защитник «Спартака» Евгений Ловчев, с приписанной ему первой желтой карточкой в истории ЧМ… Великий Лев Яшин в роли дублера!

С таким потрясающим рассказчиком, как Ловчев, истории о той удивительной сборной и о чемпионате, который многими считается самым зрелищным в истории, можно слушать часами.

«Яшин и в 40 лет по «девяткам» прыгал, но играть отказался: «Не надо Анзора дергать». Человечище!»

— В 66-м сборная СССР добилась исторического результата – стала четвертой в мире. Правда, что перед вами стояла задача подняться еще выше – попасть в тройку? И это при живых бразильцах, немцах, итальянцах, англичанах.
— Конкретно такой задачи никто не ставил. Речь шла о премиальных: «Получите деньги только в том случае, если выступите не хуже, чем в 66-м». То есть нам нужно было дойти как минимум до полуфинала. А это уже борьба за медали.

— И сколько денег обещали?
— Расклад, кажется, был такой — 200 долларов за игру в группе, за четвертьфинал – 400, за полуфинал — 800 и за финал – 1600. Если сложить — 3400 долларов! По тем временам огромные деньги. Тогда доллар 3,5 рубля стоил. После Англии-66 люди себе машины покупали!

— Ваши слова: «Я спал и видел себя чемпионом мира».
— Так я же мальчишкой был, 21 год всего. Для меня большой футбол, по сути, только в 69-м начался.

А с другой стороны — почему бы и нет? Посмотри, на чемпионатах Европы, после выигранного в 1960 году золота, мы все время были близко к вершине. 1964 — серебро, 1968 — полуфинал, 1972 – снова серебро. В 71-м в рейтинге европейских сборных были первыми! А в 73-м в Москве сыграли три товарищеских матча с тремя чемпионами мира – Бразилией, Англией и Германией – и всем уступили только в один мяч. При равной игре. Мы крупно вообще никому не проигрывали! А сами обыгрывали Беста, Джаича…

Конечно, в Мексике могли замахнуться на медали. Когда группа появилась – сразу понимали, что должны выходить. Хозяев и Сальвадор в товарищеских матчах все время побеждали. Главным соперником считалась Бельгия – с ван Химстом, ван Муром… Но их мы разгромили – 4:1. Не пропусти от Уругвая на 117-й минуте, сложись бы обстоятельства чуть по-другому – и вот он, полуфинал, и мы в четверке лучших команд мира.

— К этому роковому голу мы еще вернемся. Давайте по порядку – важный кадровый вопрос. За пару недель до старта чемпионата сломался первый номер сборной Евгений Рудаков.
— И очень обидно сломался. Товарищеский матч в Колумбии, в концовке столкнулся с Шестерневым, полетела ключица.

— Вместо него в команду был срочно вызван Яшин — после трехлетнего перерыва. Ему в 40 лет зачем это было нужно?
— Это было нужно сборной. До чемпионата оставалось всего-ничего – нужен был опытный игрок, который сможет быстро вписаться в состав. Яшин подходил идеально.

Качалин обратился, и он не смог отказать. Они вместе и Олимпиаду выиграли, и Евро. Позвал на позицию дядьки-наставника. В сегодняшнем «Спартаке» похожую роль исполняет Артем Ребров. Подсказать, помочь, если нужно выручить.

Таким же Яшиным, только в поле, у нас был Слава Метревели – его Качалин пригласил, когда сломался Витька Папаев. Эти два человека – Яшин и Метревели – были для меня кумирами. Великие футболисты! Но с нами вели себя на равных. Объединили всю команду. Спокойствие, уверенность, авторитет, опыт — именно там, на чемпионате мира, это было очень нужно. Слава еще с юмором всегда, с анекдотами – этот его прищур… Рубаха-парень!

— На тренировках Яшин был в порядке?
— Конечно! Серьезно готовился. А вдруг что-то произойдет? И по «девяткам» прыгал.

Он и сыграть мог – против Сальвадора. Я потом эту историю узнал. Качалин в знак уважения к Яшину, и, понимая, что Сальвадор мы обыграем – командочка была средненькая, предложил выйти Льву Ивановичу. Но Яшин отказался: «Не надо Анзора дергать». Даже в такой момент не о себе думал! Хотя мог бы сыграть на четвертом чемпионате мира. Человечище!

— Лев Иванович – вы его так называли?
— Я сейчас уже не вспомню, но, думаю, что да. У меня по отношению к великим никогда панибратства не было. Стрельцов – Эдуард Анатольевич, Шестернев – только на поле Алик, а так Альберт Алексеевич. Яшин – Лев Иванович. А как по-другому?

— Вы с ним до сборной не были знакомы?
— Нет.

— С пиететом относились?
— Конечно. Но без робости. Я к тому времени уже был чемпионом страны, играл в одной команде с легендами – Осяниным, Хусаиновым, Кавазашвили…

Материалы по теме
Советский Чёрный Паук. Почему за границей ошиблись с прозвищем легендарного Яшина
Советский Чёрный Паук. Почему за границей ошиблись с прозвищем легендарного Яшина

«Яшин язвой мучился – поэтому мог водочки выпить»

— Яшин в быту.
— Простецкий. Никакого пафоса. Очень спокойный. Человек войну пережил – столько всего прошло перед глазами! Немногословный. Говор своеобразный – можно даже сказать чуть-чуть деревенский. Если подсказывал нам что-то, то очень аккуратно. Никогда не лез, не кричал, не учил жизни. Вел себя скромнейшим образом.

— Курил много.
— Покуривал – да. И водочки мог выпить. Во многом из-за того, что язвой мучился. Считалось, что немного водки в этом деле только на пользу – снимает спазмы.

— Правда, что вообще матом не ругался?
— Я ни разу не слышал. Ни от него, ни от Качалина. Да и вообще ни от кого из великих – Старостиных, Симоняна, Бескова… Поколение другое и воспитание.

Расскажу одну историю, которая характеризует Яшина как человека. В Мексике к сборной приставили полицейского – он перед нашим автобусом ехал на мотоцикле, дорогу расчищал. Мы его прозвали Чепука – в честь героя из кино, на которого этот мексиканец был похож.

Как-то раз этот Чепука на жаре снял свои китель с фуражкой – решил немного отдохнуть. А Хмель, Виталик Хмельницкий, наш главный шутник, все это на себя примерил. Ребята вокруг него маршировать стали, а он как будто парад принимал. Кто-то из журналистов, с дерева или откуда-то еще, все это заснял. И в газете появилась фотография с подписью: «Кто это – маршал Жуков? Нет, это футболист сборной СССР Виталий Хмельницкий!». Ну, посмеялись и забыли.

А на следующий год мы снова приехали в Мексику — на товарищеские матчи. Яшин уже работал в федерации футбола, был начальником делегации. И в аэропорту нас встретил… Чепука! Пожаловался, что после той истории его турнули из органов.

Так Яшин, кажется с Андреем Петровичем Старостиным, взяли какие-то подарки, водку, икру, поехали в полицейское отделение – и восстановили Чепуку на работе! Казалось бы – абсолютно чужой человек. Но вот такое участие.

— В прошлом году вышел фильм про Яшина – «Вратарь моей мечты». Похож?
— Я не смотрел. Звали на премьеру — не получилось.

У нас к фильмам о спорте, о великих спортсменах принято относиться так — должно быть похоже! Я не согласен. Прежде всего — должна быть легенда, история.

Помню, как Алексей Учитель начинал снимать свой фильм о Стрельцове и пригласил меня на встречу. Меня, Мишку Гершковича, Вадика Никонова… Ребята стали делиться воспоминаниями: «Вот это не нужно показывать. И это не стоит. Тему того, что он в тюрьме сидел, вообще лучше обойти. А то про Валерку Харламова сняли фильм — там и другое все, и не похоже».

Тогда я взял слово: «Ребята, вы, наверное, не понимаете. Это ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм! Его будут смотреть люди, многие из которых даже не знают, кто такой Стрельцов». И рассказал одну историю. Как мы вместе со Стрельцовым играли за ветеранов. После первого матча в Воронеже его забрали — отдохнуть. Вторая игра была уже на следующий день в Липецке. Он вернулся – никакущий! Ему говорят: «Эдик, ты хотя бы выйди на поле – народ на тебя пришел». Выходит.

Играем с ним в нападении – я только карьеру закончил, скорость еще была. И он мне говорит: «Жень, под пяточку мне откати». Я откатываю, он пяткой отдает назад… И десять тысяч на трибунах встают и устраивают ему десятиминутную овацию! Десять минут аплодировали! Он после этого просто взял и с поля ушел. Мавр сделал свое дело. А народ увидел великого Стрельцова.

Учитель как услышал: «Вот об этом разговор идет! О Легенде!». Я с ним согласен. В таких фильмах не может быть четкой хронологии. Здесь он проснулся, здесь покурил, а тут взял пенальти. Или что-то сделал не так, как кому-то вспомнилось. Гораздо важнее, что после выхода этих картин внимание людей снова привлечено к спорту – к Харламу, к нашей легендарной баскетбольной победе в Мюнхене, к Яшину…

Материалы по теме
«А после полового акта он уснул». Как великого Стрельцова посадили за изнасилование
«А после полового акта он уснул». Как великого Стрельцова посадили за изнасилование

«Кавазашвили сказал: «Из центра ворот успею допрыгнуть, из другого угла – нет»

— Возвращаемся в Мексику-70. Первый номер сборной на чемпионате – Анзор Кавазашвили – ваш партнер по «Спартаку». Как-то он признался: «В 70-м году всё шло к тому, чтобы признать меня лучшим вратарём мира. Уже все брали у меня интервью». Настолько был хорош?
— Анзор — величайший вратарь. В 69-м он блестяще отыграл за «Спартак», в чемпионском сезоне просто великую игру выдал, а в 70-м продолжил в сборной.

У меня так не получилось. В 69-м молоденький мальчик, провел первый год в большом футболе и сразу — чемпионство со «Спартаком», вызов в сборную… В 20 лет я был признан лучшим левым защитником страны — все было великолепно! Но в 70-м однозначно сдал. С молодыми игроками на второй год всегда так происходит. Другое дело – опытные футболисты. Такие, как Анзор. Они все эти воды и медные трубы давно прошли.

— Ваш топ-3 вратарей мира в 70-м году.
— Кавазашвили, Бэнкс, Мазуркевич.

— Бэнкс – Англия, Мазуркевич – Уругвай.
— Да. Бэнкс – легенда из легенд. А Мазуркевич всем запомнился одним эпизодом. Когда он вылетел из ворот и поймал мяч вверху одной рукой. Настолько всех поразил! Потом этот момент все время по телевидению крутили.

— Главное воспоминание об игре Кавазашвили.
— Это не в сборной было – в «Спартаке». Решающий матч с Киевом в 1969 году – конец октября. За «Динамо» играл Витя Серебряников, который тогда штрафные клал, как сейчас Месси – через стенку в «девятку». По-моему, 8 голов в 69-м так забил!

Перед матчем Анзор говорит: «Хочу по-новому стенку выстроить. На две части ее разбить – чтобы по два-три человека оба угла закрывали. А я останусь посередине. Буду ждать куда он ударит и уже тогда прыгать. Из центра ворот допрыгнуть успею, из другого угла — нет».

Играем. 1:0 ведем. Судья назначает штрафной в пользу «Динамо». Анзор ставит стенку как придумал. Серебряников бьет в угол – Кавазашвили тащит. Судья принимает решение – перебить. Серебряников отправляет мяч в другую «девятку» — Кавазашвили достает и там!

Тот матч, по сути, принес нам золото – после победы в Киеве мы обогнали «Динамо» на одно очко и в итоге стали чемпионами.

Анзор до сих пор меня пытает: «Почему современные вратари так не делают? Не берут мой метод на вооружение, не пользуются опытом?».

Материалы по теме
Месси раскрыл секрет исполнения своих штрафных ударов

«Со Шмуцем на такси весь Нью-Йорк за 8 долларов объехали»

— Третий вратарь сборной на ЧМ-70 – 21-летний Леонид Шмуц из ЦСКА. Уже в феврале 71-го он будет выходить в основе и сыграет на ноль два товарищеских матча с теми же Мексикой и Сальвадором. Но в апрельском матче чемпионата СССР с «Араратом» допустит грубейшую ошибку – забросит мяч в свои ворота, и на этом его большая футбольная карьера закончится.
— Да уж, сломался Леня. И болельщики его начали долбить, и в клубе, видимо, должным образом не поддержали. Вратари ведь — особая статья в плане психологии.

Но здесь еще нужно говорить о характере. В конечном счете все зависит только от тебя. Как правило любой большой игрок проходит через большие испытания. Через критику, через нелюбовь. Возьми того же Яшина. После ЧМ-62 его в московских матчах за «Динамо» вообще не выпускали – болельщики освистывали. Но справился, переборол ситуацию – и стал великим. Великолепно отыграл за сборную мира в Лондоне, потом взял пенальти от Маццолы и был признал лучшим игроком Европы.

Думаешь, меня не чехвостили? Еще как! На второй или третий год Мержанов разгромную статью написал: «Ловчев слишком часто подключается, с его фланга приходят опасные моменты, голы…». А мы летели одним рейсом с Озеровым. Я говорю: «Николай Николаевич, как же так?». Он мне ответный вопрос задал: «Жень, а было такое – ты прошел, подал, вратарь поймал мяч, выбросил правому нападающему, с которым ты играл, и тот забил гол». – «Ни разу». – «Вот тебе и все претензии!».

Кому-то удается на характере такие истории пройти — у Лени Шмуца не получилось. Как сейчас не получилось у Лодыгина. Помните, как начинал? Сколько было авансов! В сборной играл! А потом стал пускать «пеночки», вылезли проблемы со «школой»… И где теперь Лодыгин? Нету.

Материалы по теме
Зря приехали. 6 новичков РПЛ с истекающим контрактом, так и не успевших заиграть в России
Зря приехали. 6 новичков РПЛ с истекающим контрактом, так и не успевших заиграть в России

— Каким Шмуц запомнился?
— Талантливый, высокий, мощный. В ЦСКА отвоевал место в составе у Пшеничникова – тоже заметнейшего вратаря.

Мы со Шмуцем в сборной хорошо общались – все-таки ровесники. Помню, с чемпионата команда возвращалась через Нью-Йорк – мы с Ленькой взяли такси и за 8 долларов весь город объехали. За 8 долларов!

— Где он сейчас, знаете?
— Нет.

— Живет в Киеве, 71 год, обычный пенсионер.
— Вот как! Я же был в Киеве в 2012 году на чемпионате Европы – нашел Вовку Мунтяна, с ним два дня провели. А про Леньку даже не слышал. Как-то совершенно он потерялся.

«Теперь всем говорю: «Я получил желтую карточку на чемпионатах мира первым из русских»

— Матч-открытие ЧМ-70 Мексика — СССР – это еще и тайна вашей желтой карточки, которая многие годы считалась первой в истории чемпионатов мира.
— Мне кто-то давно сказал: «Ты в Книге рекордов Гиннесса, как футболист, получивший первое предупреждение на ЧМ». Я и сам помнил, что карточка была. Но была ли она первой? Как человек публичный и понимающий разные рекламные дела, я начал подыгрывать – да, была, первая карточка…

А потом, году в 2010-м Вася Уткин в «Советском спорте» в каком-то своем материале написал: «Ловчев говорит, что он получил первую карточку на чемпионатах мира, но это не так».

Меня заинтересовало — решил разобраться. Поехали со знакомым журналистом Сережей Емельяновым к нашему знаменитому статистику Акселю Вартаняну – у него была кассета с этого матча. Посмотрели. Первую желтую карточку получил Каха Асатиани! Вторую – Гиви Нодия. Я – только третью. И уместилось все это в пять минут первого тайма.

— Обидно — спустя 40 лет потеряли такой «рекорд».
— Никаких переживаний. Я же шоумэн — опять переиграл. Теперь всем говорю: «Я получил желтую карточку на чемпионатах мира первым из русских» (смеется).

«Бышовец нас с Логофетом в раздевалке мордой об асфальт возил»

— С Мексикой мы сыграли 0:0. А второй матч с Бельгией превратился в бенефис Анатолия Бышовца. Два потрясающих гола и наша уверенная победа – 4:1. Глазами защитника Ловчева — каким он нападающим был?
— Ярким. Вертким. Гуттаперчевым. Какой гол через себя забил австрийцам! В этом был весь Бышовец. Жаль, из-за травм рано карьеру завершил – пролетел как комета.

Индивидуалист полнейший! Не эгоист, а именно индивидуалист. Я потом удивлялся – Бышовец-тренер своим командам прививает коллективный футбол, хотя сам играл только в одиночку. От этого, кстати, и многие его травмы.

Сейчас на карантине показали наши матчи в Мексике – я еще раз внимательно пересмотрел. Бышовец тут не отдал, там… Все на себя брал!

Но дриблер был от Бога. Никогда не забуду, как он нас с Логофетом в «Лужниках» перед какой-то игрой в раздевалке мордой об асфальт возил. Вдвоем мяч отнять не могли! В раздевалке!

— Один в один мог любого обыграть?
— Любого! Потрясающе мяч чувствовал – у него он был как на привязи. И качал соперников.

— Тот его гол Бельгии, который входит во все рейтинги самых красивых мячей в истории ЧМ – вживую как смотрелся?
— Обыграл двух человек, вышел в центр, убрал под левую – и в дальнюю девятку. Выдающийся шедевр.

Материалы по теме
Гол Бышовца на чемпионате мира — произведение искусства. Светоч играл гениально
Гол Бышовца на чемпионате мира — произведение искусства. Светоч играл гениально

— В любой команде мира мог заиграть? Не только в «Фиорентине»?
— Думаю, что да.

— Уже в то время любил пофилософствовать?
— И это было. Я к нему поближе держался. Однажды спрашивает: «Ты чего, вообще не пьешь? Почему? Винца иногда можно». – «Мы спортсмены, не должны, я так считаю…». На что Бышовец выдал мудрость: «Каждому отведена своя бочка. Сейчас не пьешь – потом начнешь. После футбола». Но я и потом пить не начал – видимо, свою бочку так и не нашел (смеется).

«Шестернев был фигурой монументальной. И никогда не пихал»

— Удивительно, но не Бышовец по итогам года войдет в номинанты на «Золотой мяч» от сборной СССР, а другой игрок. Угадаете, кто?
— Шестернев?

— Точно. Поделил 10-13-е место с Зеелером, Риверой и голландцем Исраэлем.
— Альберт Алексеевич был настоящим капитаном и главной звездой той сборной. По результатам – 4 гола – это, конечно, Быш, но по факту – Шестернев.

— Защитник без слабых мест?

— Можно и так сказать. Играл чистильщика, последнего защитника – все подчищал! Тактически был образован потрясающе. Удивительная вещь – был крупным, но очень быстрым и разворотливым.

— Говорили – на 100-метровке из 11 секунд выбегал.
— Вполне может быть. Я знаю, что на юношеских чемпионатах Москвы по легкой атлетике он занимал призовые места.

— При этом Гиви Нодия как-то пошутил про Шестернева: «Он мяч нормально остановить не мог».
— Так от него этого и не требовалось. Водить мяч, отдавать длинные передачи… Он всех подстраховывал и делал это фантастически. Играл вообще без провалов. А еще никогда не пихал. Думаю, что его всегда выбирали капитаном за эту удивительную манеру игры – действовать спокойно и очень аккуратно.

— Четыре года подряд попадал в номинанты на «Золотой мяч»!
— Потому что был очень заметной фигурой. Я бы сказал монументальной.

Материалы по теме
2008 год был волшебным для Аршавина. Он стал шестым в опросе на «Золотой мяч»
2008 год был волшебным для Аршавина. Он стал шестым в опросе на «Золотой мяч»

«Начальник делегации, когда у меня дочь родилась, начал успокаивать: «Не расстраивайся! У меня четыре парня – такие обалдуи!»

— Как в Мексике свободное время проводили?
— Мы жили на базе на окраине Мехико. До «Ацтеки» на автобусе с сопровождением минут 50. Отельчик у нас был закрытый, обнесенный большой стеной. И два здания. А между ними лужайка. Вот на ней мы и собирались – на этой полянке. На зарядку или просто вечером пообщаться, свободное время провести. Приезжали три тренера – они Качалину с информацией помогали – Симонян, Дед Маслов и Чохели. Анекдоты рассказывали, байки травили. Чохели в меньшей степени – он по-русски не очень говорил. Зато Симонян — рассказчик потрясающий!

Ходили в музей Сикейроса – знаменитого мексиканского художника — он от нашего отеля был буквально через дорогу.

— В карты играли? Я где-то читал, что Валерий Поркуян по прозвищу Шулер всех в «храп» обыгрывал.
— Да, Поркуша фартовый был. Но сам я тогда не играл – позже начал, в «Спартаке».

Армейская компания часто за карточным столом собиралась – Шестернев, Капличный, Афонин. Я это запомнил потому что в 71-м за рождение дочки им проставился.

— Интересно.
— Мы тогда в Южную Америку на матчи приехали. В Перу, в Лиме собрались с Володькой Федотовым женам подарки покупать. Выходим на улицу — жара несусветная. «Володь, — говорю. – Я, наверное, обратно в номер пойду». Возвращаюсь – телефон разрывается. Ну я уже понял – по какому поводу. Катька родилась 8 февраля, а позвонили мне 11-го. Вот такое время было – без мобильников.

Я по такому случаю взял с собой четыре бутылки водки. Выхожу с ними в коридор – навстречу начальник делегации Калинин. «Жень, ты чего?» — «У меня дочка родилась». Так он начал меня успокаивать: «Не расстраивайся! У меня четыре парня – такие обалдуи!».

А я шел в номер к армейцам – знал, что они в карты играют. Захожу. «Ты чего?». – «Ребят, у меня дочка родилась. Проставляюсь». И достаю эту водку. «Аааа… Ну, хорошо, спасибо. Мы потом выпьем. Ты, давай, иди, не мешай». Вот и поговорили (смеется).

— Алексей Парамонов, работавший на ЧМ-70 тренером, вспоминал: «В Мексику нам разрешили взять жен – за свой счет, разумеется. Такой возможностью воспользовался Хурцилава, еще кто-то из игроков».
— Я даже не думал об этом. Только футбол и чемпионат мира! Хотя уже был женат. 16 января расписались, а готовиться к чемпионату мира сборная начала 19-го. Я домой потом только в мае попал – после сборов в Болгарии нас на три дня отпустили. И ровно через 9 месяцев родилась Катька.

— Про Хмельницкого рассказывали – в любом городе искал улицу красных фонарей. В Мехико тоже?
— Там эта улица его сама нашла (смеется). Мы жили в домиках — как будто в двухкомнатной квартире. В нашей – я, Генка Логофет и Пузач. Уже после вылета с турнира сборной дали сутки – собраться и выехать. Хмель попросил нас погулять. Мы сели на лужайке, а он в нашем домике стал девиц принимать. Работницы отеля, горничные, еще кто-то. Что он с ними делал – я не знаю, но в принципе понятно. И вот когда мы уже в автобусе сидели – уезжать, Хмель, немного поддатый, окно открыл: «Стелла, сына Гришей назови! В честь деда!». Мы все упали.

— Знаменитую текилу народ пробовал?
— Ну мы играли – не до этого было. Когда вылетели, понятно – ребята немного расслабились. Может быть, и текила в ход пошла.

— С собой из Мексики не привезли?
— Опять же – я молодой был. Только потом начал понимать, что надо что-то везти – какие-то напиточки, еще чего-то. Раньше такие маленькие бутылочки продавали – в бары ставить. Вот их и покупал.

— Вы были самым молодым игроком сборной. Мячи после тренировок собирали?
— Этим администраторы занимались. Никакой дедовщины не было. Наверное, если бы я был один из клуба — могло быть по-другому. А так – из «Спартака» сразу пять человек вызывали. Да я уже и сам был – основной игрок.

Нет, в той сборной все были равны — от Яшина до Ловчева. Команда была очень дружной. Считай, полгода вместе прожили! Со всеми ребятами, помимо спартаковцев, были отличные отношения – Мунтян, Серебряников, Бышовец… Настоящий коллектив – единое целое.

Материалы по теме
«Маленькие дети из Южной Америки лезли на автобус: «Яшин! Яхин! Ячин!»
«Маленькие дети из Южной Америки лезли на автобус: «Яшин! Яхин! Ячин!»

«Договорились с «Пумой», смотрим – а на Хурцилаве бутсы «Адидас»!»

— В последнем матче в группе сборная СССР обыграла Сальвадор 2:0 (еще один дубль Бышовца), после чего нас ждал жребий. При равных показателях с Мексикой решалось, с кем будем играть в четвертьфинале – с Уругваем или с Италией. Слово взял фартовый Поркуша?
— Он. Вытащил нам Уругвай. Это означало, что мы никуда не едем — остаемся в Мехико играть на «Ацтеке», а мексиканцы отправляются в Толуку на матч с Италией. Местные болельщики забили центральную площадь – ждали итогов жеребьевки. Когда Поркуян достал бумажку с цифрой «один», все в один голос выдохнули: «Порке?!». Почему?!

А нас в это время руководство вывезло за город на шашлыки. Гуляем, видим — вдалеке такси останавливается. Валерка из машины выскакивает – руки вверх. Мы: «Уррра!». Ликовали, конечно.

— Он вспоминал – даже качали на радостях.
— Может, и такое было. Все хотели Уругвай.

— Может, зря? Может, лучше было против итальянцев?
— Нет, лучше все-таки было с Уругваем.

— Я насчет недонастроя.
— Да ерунда все это! Четвертьфинал чемпионата мира – какой может быть недонастрой?

— Тогда другая крайность – перегореть могли? Логофет вспоминал: «Перед игрой я в гостиничное окошко выглядываю: первый час ночи, а наши не спят, окна светятся. Тогда большие деньги на кону стояли».
— Я такого не помню. За ребят говорить не хочу, но лично у меня с нервами всегда был полный порядок. Днем перед игрой спал как убитый. И в Мексике тоже. Качалин и все остальные только удивлялись: «Как он так может? Молодой парень, чемпионат мира…».

— Но в четвертьфинале вы не играли.
— Да, против Мексики вышел в основе, с Бельгией – на замену. А потом два матча вне заявки. Видимо, Качалин посчитал, что я не очень хорошо сыграл. Хотя я так не считаю. Конечно, хуже, чем мог. Хуже, чем в 69-м. Меньше, чем в «Спартаке», подключался.

— Обиделись, расстроились?
— Да ты чего? Нет, конечно! Мне 21 год, а я участник чемпионата мира. Просто Гаврила Дмитриевич решил сделать ставку на Вальку Афонина – более опытного игрока. К тому же армейца – а это наигранные связи с Шестерневым и Капличным. Это было не худшее тренерское решение. Другое дело, что оно повлияло на конечный результат.

— Вы на трибуне сидели?
— Да, вместе с Драганом. Югослав — представитель «Пумы». Там с этой «Пумой» целая история приключилась.

— Расскажите.
— Драган появился еще в конце отборочного турнира. Последний матч – в Турции. Узнаю от кого-то из ребят — они втихаря подписали контракт и за выход из группы получили по 100 или 200 долларов. Я — к Шестерневу. Тот успокоил: «Не волнуйся, ты свое тоже получишь, но уже на чемпионате». Так и вышло – контракт с «Пумой» я подписал в Мексике.

Там тоже были условия – деньги за каждый матч. Чем дальше проходим, тем больше получаем. Но при одном условии – вся команда должна играть в «Пуме».

Матч с Уругваем. Все уже на поле – только Хурцилава задержался в раздевалке. Выбегает. Я вижу – Драган напрягся. «Что он делает?!». Смотрим – а на Хурцилаве бутсы «Адидас»! Оказалось, он подписал с ними личный контракт. Хотя мы всей командой договорились с «Пумой». И при таком варианте от обещанного гонорара нам бы доставалось только 50 процентов.

— Очевидцы вспоминали, Драган кричал: «Мурцилава, курва!».
— Я такого не помню, хотя рядом сидел. Конечно, со стороны Муртаза по отношению к команде подленько получилось.

— На второй тайм в «Пуме» вышел?
— Нет, так и доиграл в «Адидасе». А «Пуме», кажется, деньги вернул.

«С Уругваем играли как лебедь, рак и щука. Быш никому мяч не отдавал»

— «Ацтека» вмещала 105 тысяч — самый большой стадион Америки. Но на матче с Уругваем по разной информации собралось от 26 до 45 тысяч. Почему так мало?
— Все смотрели другой четвертьфинал – Мексика-Италия. Они играли в одно время с нами. Но ощущения, что матч проходит при пустых трибунах, не было. Да и не зацикливались мы на этом. Зрители, погода – все это было побочно. Главное – игра!

— Самое начало матча, 3-я минута — Хмельницкий получает мяч перед воротами, но…
— Тысячапроцентный момент! Прострел с правого фланга, а он «щекой» не попал. Мяч ударился о другую ногу и просто отлетел к воротам. До которых было метра три.

— Забей Хмельницкий…
— И все могло сложиться иначе. А потом матч стал совершенно равным. Мы играли не хуже, но и не лучше Уругвая. Без особых моментов. Игра в атаке у нас не клеилась.

— Бышовец не смог зарешать?
— Так он играл сам по себе! Вся команда играла разрозненно. Каждый в свою гонял. Спартаковцы, киевляне, армейцы, грузины… Как лебедь, рак и щука в той басне. Только два человека были на уровне – Шестернев и Кавазашвили.

— Кучеренко потом написал, что мы играли боязливо, от обороны: «Перед незаряженным пистолетом стояли с поднятыми руками».
— Действительно, играли не очень. И не только с Уругваем – вообще. Я сейчас на карантине пересмотрел те матчи, и, скажу честно, совсем по-другому теперь оцениваю наше участие в чемпионате. Бросилось в глаза — в игровом плане Качалину так и не удалось создать команду. Индивидуальные действия Бышовца – это да. Но именно командного футбола не было. Хотя полгода готовились. Целенаправленно к чемпионату мира – в клубах на сборников даже не рассчитывали, первенство СССР продолжалось без нас.

Игра не была построена. В первом матче провалился Витька Серебряников – капитан киевского «Динамо», вел там всю игру. А на «мире» у него не пошло. И Генка Логофет очень плохо с Мексикой отыграл – хотя тоже был неплохой игрок. Опять же атаку взять – Бышовец, Еврюжихин, Хмельницкий. Каждый сам по себе. Быш никому не отдавал, Еврюжиха только проскакивал и подавал. По отдельности все футболисты хорошие, но в целом выстроенной игры не было. Чтобы комбинации, пас…

— Зато оборона – кремень. Всего два пропущенных гола в 4 матчах.
— Да, команда у нас была оборонительная – главное не пропустить. Качалин уже на чемпионате выставил трех центральных защитников – хотя раньше никогда так не делал. Как раз с Бельгией выпустил Шестернева, Капличного и Хурцилаву. Почему он так поступил – я не знаю. Но после нулевой ничьей с Мексикой вдруг решил перестроить схему. И сработало – 4:1. Получается, уже тогда мы сыграли в современный футбол – с пятью защитниками.

— Именно с Качалиным сборная СССР добилась своих главных побед – Олимпиада-56 и Евро-60. В чем был его секрет?
— Умел создавать коллектив. Культурный, добрый. Как отец для игроков. Хотя, если вспоминать ту же Олимпиаду в Мельбурне – там в финале 8 человек из «Спартака» играли. Ничего особенного придумывать было не нужно.

— Правда, что в Мексике схемы чертил палкой на земле?
— Что-то такое припоминаю. Правда, там на лужайке трава была. Но в принципе, могло быть, да.

Материалы по теме
Главный режиссёр советского футбола
Главный режиссёр советского футбола

«На мексиканской жаре состояние было близким к солнечному удару. «+40» в тени!»

— Приближаемся к роковой концовке. Поркуян вспоминал: «Только один раз я имел шанс выйти на поле — на последних минутах четвертьфинала. Меня готовили для участия в жеребьевке, которая произошла бы в случае ничьей — серий пенальти тогда не было».
— Валерка уже пошел разминаться. Игра шла такая – совсем без моментов. У всех было ощущение – закончим 0:0. И тогда свое слово сказал бы Поркуян.

— Весь чемпионат стояла жуткая жара.
— «+40» в тени! А матч с Уругваем еще и рано начинался – около полудня. В самое пекло. Мы, конечно, уже привыкли немного, за пятнадцать дней, но все равно состояние было близким к солнечному удару.

— Этот момент мог повлиять на то, что в концовке сил не хватило?
— Мог. Все-таки играли с латиноамериканской командой, которая всю жизнь варилась в этой жаре. Но не настолько, чтобы служить оправданием. Мы не меньше их бегали, не меньше боролись. Не были вялеными курицами. Даже в концовке. Все-таки на кону стоял полуфинал чемпионата мира и медали!

«Эх, нам бы тогда ВАР…»

— Проклятая 117-я минута, гол Эспарраго.
— Конечно, это вина Вальки Афонина. Грубейшая ошибка. Мяч был под контролем — просто выткни его за линию на угловой! А он был уверен, что мяч уходит – еще и ноги расставил, туда его пропуская. И Кубилья из-под ног вытащил. И подал на Эспарраго. Причем я все это в деталях только лет через тридцать увидел — когда запись посмотрел. Первая мысль была: «Ёлки-палки, какая ошибка…».

— Вопрос века — ушел мяч или нет?
— Как и в случае с голом англичан в финале ЧМ-66 – никто точно не знает. После игры все в один голос говорили, что ушел. Что нас засудили. Но когда я внимательно изучил все повторы… Уже не могу утверждать так однозначно. Не уверен, что ушел. Когда идет повтор из-за ворот, кажется, что мяч на линии.

— Те, кто были в центре штрафной и выключились из борьбы – тоже виноваты?
— Конечно. Все руки подняли, сигнализируя, что мяч ушел. Анзор, Вовка Капличный… Есть ведь знаменитая фраза: «Надо играть до свистка судьи». Но еще раз – главная претензия к Афонину. Мяч у него был! А не у них в центре.

— Потом все к судье-голландцу побежали. Кавазашвили: «Мы рванули к судье, чтобы его за шкирку схватить. А он, когда увидел, что мы галопом летим за ним, так рванул от нас! Мы уже очухались, когда полполя пробежали».
— А судья просто на центр показал и никаким боком. Эх, нам бы тогда ВАР…

Материалы по теме
VAR нужен футболу. Он делает его более объективным и непредсказуемым
VAR нужен футболу. Он делает его более объективным и непредсказуемым

— Судья был уверен, что мяч не ушел?
— Видимо, да. Хотя, конечно, не мог всего видеть. Для этого нужно было занимать совершенно другую позицию.

Думаю, его логика была такой: «Если я не видел, что мяч ушел – почему должен свистеть?». И боковой ему ничего не подсказал — находился, кажется, на дальней бровке.

— Кавазашвили вспоминал – у нас был момент сравнять счет.
— Я такого момента не помню.

— Что Афонин после матча говорил? Как-то объяснил свою ошибку?
— Да ничего он не говорил! Ни объяснений не было, ни извинений. Все были просто убитые.

— Кавазашвили: «Кубила замотал Афонина».
— Так все говорят. Но я не скажу, что Валька сыграл в целом плохо. Нет. Только один этот момент… Которого в принципе не должно было случиться – что Афонин, наш левый защитник, делал справа? Как такое вообще могло произойти? Только если ему дали задание персонально играть с Кубильей, и он пришел за ним на другой фланг.

— Если бы вместо Афонина играл Ловчев…
— Таких мыслей не было и нет. Если бы да кабы… Да, я был побыстрее. И Кубилья был быстренький. Но выигрывает и проигрывает всегда команда.

— Дзодзуашвили: «Во мне жива какая-то почти мистическая вера: будь в тот момент в воротах Яшин — не забили бы нам уругвайцы. Уж он-то сориентировался бы в ситуации безошибочно и еще до того, как уругваец начал свою обводку, наверняка подсказал бы Афонину: «Выбивай!».
— Ох ты ж… Первый раз такую версию слышу. Не знаю – во мне такой уверенности не было. Может, потому что они на поле находились…

Я не знаю, кричал ли что-то Анзор. Думаю, что нет. Но разве в той ситуации Афонину нужна была подсказка? Он опытный игрок, первый на мяче… Какие могут быть вопросы? Только он распоряжался этим моментом. А по логике Резо получается, что вратарь должен вообще всем кричать. Правому нападающему – «подавай!», центрфорварду – «бей!». Это неправильно.

«Никаких слез. Раньше мужики были. Это сейчас все показухой занимаются»

— Раздевалка после матча. Эмоции, слезы?
— Мы – спортсмены, какие могут быть слезы? Это сейчас все показухой занимаются. Финал проиграют, и давай рыдать, чтобы весь мир увидел. Раньше мужики были. Я вообще слез на футболе не помню.

Просто было расстройство — общее и полнейшее. Вроде уже и к жребию подошли, и вот он, полуфинал…

Ни Хмельницкому за упущенный голевой момент, ни Афонину никто ничего не предъявлял, не пихал. Мы проиграли все вместе. Как команда. А в настоящих командах такого не бывает: «Ты чего сделал, такой-растакой?!». Или, когда по морде кому-нибудь надают…

Материалы по теме
Угадай футболиста по его слезам. Роналду или Неймар? Тест
Угадай футболиста по его слезам. Роналду или Неймар? Тест

— Что тренеры говорили, Яшин?
— Да никто ничего особенного не говорил. Всем было понятно – сами проиграли.

— Мы ведь подали протест.
— Андрей Петрович Старостин об этом в раздевалке первым делом сказал: «Мяч ушел — будем подавать. Готовьтесь к тому, что еще могут быть решения. Это еще не конец». И Качалин его слова повторил. Но мы-то прекрасно понимали – никаких решений уже не будет, все бесполезно. Через 4 дня полуфиналы – какая может быть переигровка? Домой…

«Против Бразилии у нас шансов не было. Хотя Онищенко в 73-м из Карлоса Альберто клоуна сделал»

— В полуфинале выходили бы на великую Бразилию во главе с Пеле.
— И это было бы без шансов. С каким счетом им Уругвай проиграл?

— 1:3.
— Ну вот и мы где-то также бы получили. Эта сборная Бразилии считается самой великой чемпионской командой за всю историю. В финале такой концерт с итальянцами выдали! Пеле, Тостао, Ривелино, Жерсон…

Клодоалдо – сумасшедший опорник. Жаирзиньо – справа в атаке, просто чумовой!

Пеле играл немножко на другой позиции, под нападающими. Как он чуть с центра поля Чехословакии не забил! Вратарь Виктор со всех ног назад бежал… Момент на все времена.

Карлос Альберто – капитан, классный защитник. Хотя я лично своими глазами видел, как Володька Онищенко его возил.

— Это что за история?
— В 73-м году нас пригласили в сборную мира на прощальный матч Гарринчи – меня, Онищенко и Серегу Ольшанского. Володька играл с первых минут, и он этими своими разворотами из Карлоса Альберто просто клоуна сделал! Из капитана чемпионской сборной Бразилии, великого игрока.

— Кто еще из звезд ЧМ-70 запомнился?
— Мюллер, конечно! 10 голов забил. Сумасшедший форвард! Беккенбауэр против итальянцев с перевязанной рукой играл – ключицу травмировал.

Материалы по теме
Пеле потряс мир уже в 17 лет. Его великому голу в финале ЧМ-1958 аплодировал король Швеции
Пеле потряс мир уже в 17 лет. Его великому голу в финале ЧМ-1958 аплодировал король Швеции

«За весь чемпионат мира получили только суточные — 130 долларов. Я шмоток каких-то привез»

— Из Мексики сборная почему-то отправилась в Нью-Йорк.
— Так прямых рейсов тогда не было. Мы и когда в Южную Америку на турне ездили, тоже обычно с двумя пересадками добирались – сначала в Париж, оттуда в Нью-Йорк.

В Нью-Йорке переночевали, со Шмуцем город посмотрели. Одна история запомнилась. Заходим с Ленькой в ресторан покушать. А там компания сидит – Маслов, Мунтян, Серебряников, еще кто-то… И, все кроме Мунтяна, выпивают. Дед нам: «Вы чего сюда?». – «Поесть». – «Здесь не едят, здесь пьют. Вон столовая через дорогу». Пришлось туда идти.

А в Москву вернулись — как раз шел полуфинал Италия – ФРГ. Тот самый, который потом назовут Матчем века. Симонян, Маслов и другие тренеры в Шереметьево стали искать, где бы игру посмотреть. В какой-то каморке нашли телевизор. А мы – по домам.

— Сколько вам все-таки за ЧМ заплатили?
— Мы ж до полуфинала не дошли, задачу не выполнили, поэтому получили только суточные – 130 долларов. За весь чемпионат. И от «Пумы» что-то.

— А могли получить гораздо больше.
— Ну могли, да. Но потом девальвация и все равно бы ничего не осталось (смеется).

Всех денег не заработаешь. Я сейчас живу в хорошем доме, у меня 72 сотки земли. И это не зависит от того, выиграли мы у Уругвая или проиграли. А тогда, кстати, и на 130 долларов можно было разгуляться. Пять чемоданов барахла в Мексике купить!

— Вы чего-то приобрели? Сомбреро?
— Да тоже шмоток каких-то привез, наверное.

— После Мексики была мыслишка: «У меня еще этих чемпионатов впереди — уйма»?
— Откровенно говоря, да. Но оказалось, что это был мой первый и последний чемпионат мира. Через четыре года мы из-за Пиночета не полетели в Чили, а на ЧМ-78 не отобрались, проиграв в отборе грекам. Вот и все. И весь мой футбольный век на этом вышел.

Материалы по теме
Сборная СССР пропустила гол в матче, в котором не играла. И его засчитали
Сборная СССР пропустила гол в матче, в котором не играла. И его засчитали

«Афонин стоял, как оплеванный. У Симоняна чуть слезы не потекли: «Что они делают?!»

— Из той сборной с кем-то общаетесь?
— С Кавазашвили дружим. Для меня он навсегда великий футболист. Пусть иногда и высказывает: «Ты в интервью вот это сказал, то…». Я тут недавно вспомнил матч «Спартака» с одесским «Черноморцем». Признался: «Долгое время считал, что Анзор вместе со всей командой продал игру. Но потом понял, что он в этом не участвовал». Кавазашвили звонит: «Ты чего меня выставил! Что я игру продал!». – «Стоп, Анзор. Я наоборот сказал, что ты ничего не продавал».

— В июле ему 80 лет исполнится.
— Отметим. То, что приглашен буду – никаких сомнений.

— С Бышовцем на связи?
— Тоже общаемся, но реже. Жаль, конечно, что такой тренер столько лет не у дел. Обращая внимание на его личностные качества – неуступчивость, неудобность – в России так и не дали поработать. И это когда в стране тренеров почти не было!

А Быш — абсолютно футбольный человек и большой специалист. Он везде добивался результата! С «Локомотивом» Кубок выиграл, пришел на полгода в Томск – команду с последнего места в середину таблицы поднял. Но слишком многое было против него. Мстительность некоторых людей сказалась. Тот же Мутко, возглавляя РФС, уверен, мог бы его спокойно куда-нибудь порекомендовать. При том что и сам Бышовец такой – везде лезет, сидит в ложе. В «Динамо» тренера нет – он на стадионе. Но все у него как-то не складывается.

— Афонину в прошлом году 80 стукнуло — в декабре.
— С Валькой очень редко видимся – только если на какие-то мероприятия приходит. Живет, кажется, где-то в Подмосковье, уединенно, закрыто.

С ним одна некрасивая история произошла. Несколько лет назад сборная играла на «Локомотиве» и РФС решил пригласить ветеранов – участников чемпионата мира 66-го года. Если не ошибаюсь, юбилей был – 50 лет тем медалям. Позвали Кавазашвили, Пономарева, Малофеева и Афонина. А мы с Симоняном на трибуне сидели. Начали объявлять: «Бронзовые призеры чемпионата мира…». И – по фамилиям. Троих назвали, а Афонина забыли! Он стоял там, как оплеванный. У Симоняна чуть слезы не потекли: «Что они делают?!». Знаю, Валька тогда сильно обиделся. И правильно сделал.

— Украинцы – Мунтян, Поркуян…
— Поркуша, кажется, в Одессе. Ничего про него не знаю. А с Вовкой мы иногда общаемся. Он в Киеве — президент Ассоциации ветеранов футбола Украины.

— Грузины – Дзодзуашвили, Хурцилава…
— С Хурци давно не виделись – последний раз, по-моему, в 2003-м в Ереване. А вот с Дзодзуашвили – года три назад. Я по приглашению в Тбилиси ездил – встретились там, прекрасно провели время. Резо держится, в хорошем состоянии. Тоже недавно юбилей отмечал – в апреле 75 лет исполнилось. Я позвонил, поздравил.

«Кем лучше быть – Пеле или сыном Рокфеллера?»

— Многих из той сборной уже нет в живых. Яшин, Метревели, Капличный, Логофет, Серебряников, Пузач, Еврюжихин, Нодия. Но самым молодым ушел из жизни капитан команды Шестернев — в 53 года. Диагноз — цирроз печени. Алкоголь?
— Попивал, чего уж там. Когда играл — тоже мог себе позволить, но пьяницей не был. А как закончил — почти никому оказался не нужен. Пристраивали куда-то, тренировать детские команды… Таких примеров, когда после футбола судьба не сложилась, увы, хватает. Воронин, Васька Калинов…

Материалы по теме
Зашёл попить воды и пропал. Трагичная судьба игрока «Спартака» Калинова
Зашёл попить воды и пропал. Трагичная судьба игрока «Спартака» Калинова

— Писали о проблемах Шестернева в личной жизни.
— Первой женой была Татьяна Жук — знаменитая фигуристка. Семейная жизнь у них была своеобразная. Зимой – мы в отпуске, фигуристы деньги зарабатывают. Летом – у них отпуск, у нас сезон. Помню, как-то умудрились в Южной Америке встретиться. Мы там играли, а они со своим шоу приехали.

Он потом второй раз женился. Мы с ним общались. Он после меня в ЦИТО операцию на мениске делал. Но еще за ветеранов играл – и как! Уже скорости не было, грузный, колено больное, ноги еле держат… Но вставал опорником – и центр поля был его! Никто оттуда ни ударить не мог, ни отдать. Я, если честно, в шоке был!

Вот поэтому он для меня на всю жизнь – не Алик, а Альберт Алексеевич Шестернев. Великий советский футболист. И я перед ним на цирлах.

— Кахи Асатиани застрелили в Тбилиси. В машине у дома. Заказное убийство. Ему было всего 55 лет.
— Каха – Князь. Мы так его в сборной звали. Он и выглядел, как князь, и играл соответствующе. Породисто! Высокий, техничный… Длинный пас – это что-то сумасшедшее! В центре поля оплотом был – через него все крутилось.

Он же и после футбола состоялся. Был министром спорта Грузии. Потом занимал большой пост в крупной авиакомпании. Деньги, бизнес… Видимо, кому-то дорогу перешел. Но я не знаю точно, что там произошло.

Когда в Тбилиси приезжал — мы с Дзодзуашвили на кладбище съездили. Где Миша Месхи, Слава Метревели, Сережка Кутивадзе… Я им на могилки цветы положил. Но Асатиани похоронен не там. И у меня даже голова не дошла спросить у Резо – где…

— Говорят, он очень хотел достать кассету с записью матча СССР – Бельгия. И когда знакомый журналист ее подарил, Асатиани посмотрел игру и заплакал от нахлынувших воспоминаний.
— Красивая история. Но я его таким не помню, чтобы настолько близко все к сердцу принимал. Грузины скорее были веселыми ребятами. Как-то в Перу едем на океан. Дзодзуашвили и Нодия в автобусе что-то громко обсуждают. На своем языке. Понять можно только два слова: «Пеле» и «Рокфеллер». Я Хурцилаве говорю: «Слушай, мы же, вроде, договаривались в сборной на русском общаться». – «Они спорят – им так проще». – «И о чем спор?» — «Кем лучше быть – Пеле или сыном Рокфеллера?».

— Главный юморист сборной полтора года назад тоже ушел из жизни – в 75.
— Хмель, да… Снаряды рвутся рядом.

Виталик был — массовик-затейник. Я у него как-то спросил: «Витася, тебя все время по ногам бьют, а ты, как ни в чем не бывало, встаешь и бежишь дальше. Как тебе это удается?». И он мне историю рассказал. Перед чемпионатом мира 66-го года сборная играла в Южной Америке. Матч с аргентинцами. Николай Петрович Морозов, он тогда команду тренировал, минут за 15 до конца выпускает Хмельницкого. Против него – правый нападающий. Сразу отнял у Хмеля мяч, отскочил, пробросил между ног… В общем начал издеваться. Виталик каааак дал ему! Удаление. Хмель на поле провел не больше минуты. После этого Морозов, у него кликуха была Блатной, решил не брать Хмельницкого на чемпионат мира: «Этот тип и там чего-нибудь может наворотить». Так Витася пролетел мимо Англии. Где ребята по 1,5 тысячи долларов заработали. После этого зарекся на поле грубостью отвечать. Смеялся: «Платное обучение получилось».

— Правда, что у него прозвище было Чайка? Говорят, в киевском «Динамо» разгадывали кроссворд, попался вопрос: «Морская птица из девяти букв». Немного заикавшийся Хмельницкий выдал: «Ч-ч-ч-ч-чайка». Так и прилипло.
— Не слышал. Самая смешная история про Хмельницкого — это когда они с Турянчиком, защитником киевского «Динамо», поехали в Западную Украину свататься. Турянчик должен был жениться на дочери попа.

— Выбор!
— Хмельницкий рассказывал: «Приехали, сидим за столом. Поп, попадья, невеста. И вдруг в комнату заходит другая дочка. Турянчик только на нее посмотрел: «Эту хочу!».

— И чем закончилось?
— Выгнали, наверное (смеется).

«Роналдиньо непонимающе посмотрел на меня и покрутил пальцем у виска: «Ты чего, с дуба рухнул?»

— Сборная-70 — лучшая, за которую играли?
— Да. Хотя в 72-м году мы взяли серебро чемпионата Европы, но такого коллектива уже не было. Потому что комплектование команды изменилось – стали не точечно игроков приглашать, а массово, пачками. Лидирует «Заря» — четыре человека в сборную. Ереван побеждает – пять футболистов из «Арарата» в составе. И тренеры стали меняться чуть ли не каждый год. Николаев пришел – 12 человек из своего ЦСКА вызвал! Включая Плахетко, который там вообще за дубль играл. Я считаю, что институт национальной сборной, как таковой, после 70-го года перестал существовать.

— Что-то на память от Мексики осталось?
— Только фотографии. Есть, где мы с Яшиным на той самой лужайке у нашего отеля сидим.

— После этого еще приходилось бывать в Мехико, на «Ацтеке»?
— Четыре года назад съездил! От оргкомитета-2018 послали на конгресс ФИФА. Я там должен был трофей Кубка конфедераций получить. На базе сборной Мексики при журналистах со всего мира мне его должен был передать Роналдиньо. Даже есть такой снимок. Роналдиньо мне его дает, а я-то знаю, что не могу брать кубок голыми руками. Существует закон: если не выиграл – свои отпечатки оставлять не имеешь права. Ни на кубке мира, ни на кубке конфедераций. Или в перчатках, или никак. И вот я делаю вид, показываю фотокорреспондентам, что беру кубок, а на самом деле нет. Роналдиньо мне его второй раз дает – та же история. Когда я собрался в третий раз этот номер исполнить, Роналдиньо непонимающе посмотрел на меня и покрутил пальцем у виска: «Ты чего, с дуба рухнул?». Кричу: «Переведите ему – я не имею права!». Посмеялись.

Материалы по теме
«Молюсь, чтобы это закончилось». Роналдиньо ждёт решения суда и мечтает поцеловать маму
«Молюсь, чтобы это закончилось». Роналдиньо ждёт решения суда и мечтает поцеловать маму

— Какие впечатления остались от города, от стадиона?
— Почти полвека прошло! Конечно, все изменилось. Мехико стал совершенно другим. Огромный мегаполис. Как Москва. Машины, газы, дышать нечем… Раньше сколько зелени было! А теперь забитый пробками город. При этом какой-то разбросанный, без единой концепции в стройке.

Но удовольствие я все-таки получил. Там же еще матч ветеранов был и банкет – прямо на поле «Ацтеки». Стадион тоже изменился – они его несколько раз реконструировали. Но для меня это все равно – святое место. Представляешь — все матчи сборной Мексики указаны, в том числе и наш в 70-м году! Я эту памятную табличку отыскал, смотрю – составы. Сборная СССР, Евгений Ловчев… Так приятно стало.

Комментарии