Показать ещё Все новости
Зал хоккейной славы: "Класс-2007"
Олег Протасов
Комментарии
Сегодня Зал хоккейной славы в Торонто пополнился новыми членами, и "Класс-2007" считается сильнейшим в истории данной церемонии, впервые проведённой в 1945 году.

Сегодня Зал хоккейной славы в Торонто пополнился новыми членами, и «Класс-2007» считается сильнейшим в истории данной церемонии, впервые проведённой в 1945 году.

По существующим правилам, ежегодно можно принимать в Зал не более четырёх хоккеистов (бывших, разумеется), и нынешние лауреаты в июне, когда производился отбор, выдержали весьма суровую конкуренцию.

За бортом этим летом остались такие замечательные игроки как Игорь Ларионов, Эдам Оутс, Дуг Гилмор, Глен Эндерсон, Кевин Лоу, Клод Лемью, Павел Буре и Стив Лармер.

«Лидерские качества» — это такая субстанция, которая ни в чём не измеряется и не отражается в протоколах матчей. Но Мессье есть что предъявить и любителям статистики. Марк провёл больше всех матчей, считая плей-офф. По количеству игр в регулярных чемпионатах и сезонов в НХЛ он уступает лишь Горди Хоу — «мистеру Хоккей». Второй он и по количеству набранных очков, считая хоть с кубковыми, хоть без них; впереди Мессье, ясное дело, только «Величайший» — Уэйн Грецки. Ну и по заброшенным шайбам Марка опережает, кроме всё тех же Грецки и Хоу, лишь Бретт Халл.

Ну а чествования удостоились Эл МакИннис, Марк Мессье, Скотт Стивенс и Рон Фрэнсис. Каждый из них был в своё время не просто хоккеистом суперзвёздного статуса, но и одним из сильнейших в каком-либо компоненте игры.

Например, Эл МакИннис славился щелчком — снайперски точным и убийственным по силе. Защитник неоднократно побеждал в конкурсах перед матчами Всех звёзд — как на силу броска, так и на его точность и скорострельность. Эл провёл в НХЛ 23 сезона, защищая цвета «Калгари» и «Сент-Луиса»; в регулярных чемпионатах и плей-офф сыграл 1593 матча, в которых забросил 379 шайб (из защитников «настреляли» больше лишь Рэй Бурк и Пол Коффи) и отдал 1055 результативных передач. В коллекции МакИнниса имеется перстень обладателя кубка Стэнли (с «Калгари» в 1989 году), а также «Конн Смайт Трофи» того же сезона — как самому ценному кубковому игроку. Он тогда стал лучшим бомбардиром плей-офф, что ранее не удавалось ни одному защитнику, включая Бобби Орра.

Десять лет спустя МакИннис получил и «Норрис Трофи» — титул сильнейшего защитника сезона.

Аналогичное звание 20-летний Эл заслужил и в Хоккейной лиге Онтарио, играя за «Китченер». Любопытно, что два года из трёх, проведённых МакИннисом в этом клубе, он выступал бок о бок с ещё одним сегодняшним «юбиляром» — Скоттом Стивенсом.

Марк Мессье считается непревзойдённым лидером. Правда, «лидерские качества» — это такая субстанция, которая ни в чём не измеряется и не отражается в протоколах матчей. Но «Лосю» есть что предъявить и любителям статистики. Мессье провёл больше всех матчей (1992), считая плей-офф. По количеству игр в регулярных чемпионатах (1756) и сезонов в НХЛ (25) он уступает лишь Горди Хоу – «мистеру Хоккей». Второй он и по количеству набранных очков, считая хоть с кубковыми (2182), хоть без них (1887); впереди Мессье, ясное дело, только «Величайший» — Уэйн Грецки. Ну и по заброшенным шайбам Марка опережает, кроме всё тех же Грецки и Хоу, лишь Бретт Халл.

Шесть кубков Стэнли, завоёванные этим уникальным центрфорвардом, тоже о многом говорят. Кстати, об уникальности и лидерских качествах: Мессье — единственный игрок в истории, приводивший в роли капитана к чемпионству два разных клуба. На фоне всего этого приз самому ценному игроку плей-офф (1984) и по два приза самому ценному игроку всего сезона по разным версиям (1990 и 1992; «Харт», напомним, вручается по итогам голосования среди журналистов, а «Лестер Пирсон» — самих хоккеистов) выглядят просто обрамлением, а не самодостаточными трофеями, коими, безусловно, являются.

Силовых приёмов, проведённых Скоттом за карьеру — не перечесть, но 3 самых известных и ужасных из них приходятся ровно на кубки Стэнли, завоёванные «Дьяволами». В 1995-м году жертвой защитника пал Вячеслав Козлов, в 2000-м — Эрик Линдрос (считавшийся на тот момент самым мощным игроком Лиги), в 2003-м — Пол Кария.

Защитник Скотт Стивенс, хоть и забросил однажды 21 шайбу в регулярном чемпионате и трижды делал по 60 передач, выделялся отнюдь не результативностью (которая с годами неумолимо падала), а надёжностью в обороне и жёсткой силовой игрой — как на грани фола, так и за ней. Грань эту, впрочем, Стивенс переходил достаточно деликатно; во всяком случае обходясь без грязи вроде откровенных ударов «колено в колено».

Что же касается его «хитов» на открытом льду, то во время самого расцвета карьеры Стивенса, бытовало две точки зрения:

— 1. ему нет равных

— 2. возможно и есть, но трудно сказать, кто именно

«Нью-Джерси» в своей истории выиграл 3 кубка Стэнли, и наряду с Мартином Бродо одним из двух главных героев (ну, не считая тренерский и менеджерский состав) этого успеха был именно Стивенс. Силовых приёмов, проведённых Скоттом за карьеру — не перечесть, но 3 самых известных и ужасных из них приходятся ровно на эти кубки. В 1995-м году жертвой защитника пал Вячеслав Козлов, в 2000-м — Эрик Линдрос (считавшийся на тот момент самым мощным игроком Лиги), в 2003-м — Пол Кария. Причём, в случаях с Козловым и Карией это были финальные серии, Линдрос же был «вынесен» стадией раньше — в финале конференции.

Есть люди, без обиняков объявляющие Стивенса «самым крутым парнем, который когда-либо играл в хоккей». Предположение, конечно, весьма спорное, поскольку «крутость» — понятие растяжимое, а «самый» — слишком категоричное; но уж точно это не пустое сотрясение воздуха.

Самая яркая черта Рона Фрэнсиса — диспетчерский талант. За всю историю НХЛ лишь Уэйн Грецки раздал больше результативных передач своим партнёрам, чем Рон (1249). И, соответственно, лишь Грецки с Мессье, если считать ещё и передачи в плей-офф (1346).

Ещё одна отличительная особенность Фрэнсиса — нечто вроде недооценённости и способности пребывать в тени. Началось это ещё с драфта: «Хартфорд», хоть и выбрал форварда в первом раунде под общим 4-м номером, но сделал это не потому, что хотел именно этого игрока, а по «остаточному» принципу; из-за того, что потенциальная «цель» уже оказалась задрафтованной. Вряд ли «Китобоям» впоследствии пришлось жалеть о такой накладке, но, когда власть в клубе сменилась, Рон был сначала лишён капитанства (которое получил еще в 22 года), а затем и обменян в «Питтсбург» за не самую высокую компенсацию.

«Затенённость» распространяется на Фрэнсиса и по сей день, даже после завершения славной карьеры: для многих людей, не особенно увлекающихся статистикой, является откровением то, что Рон — второй распасовщик и четвёртый бомбардир за всю историю НХЛ.

Став «Пингвином», Фрэнсис автоматически угодил в тень Марио Лемью; но — нет худа без добра — в той великолепной компании завоевал 2 кубка Стэнли. И, кстати, большой вопрос — смогла бы «великолепная компания» выиграть хотя бы один кубок без помощи Рона? Вот вам частная авторская точка зрения: нет.

«Затенённость» распространяется на нападающего и по сей день, даже после завершения славной карьеры: для многих людей, не особенно увлекающихся статистикой, является откровением то, что Фрэнсис — второй распасовщик и четвёртый бомбардир за всю историю НХЛ.

Все четверо сегодняшних «юбиляров» — игроки абсолютно разноплановые. И всё же, кроме того, что каждый из них вписал своё имя в книгу рекордов НХЛ, всю четвёрку объединяет ещё оно общее качество. Они были не только великими игроками, но и настоящими капитанами. Не секрет, что иногда буковку «С» нашивают лучшему хоккеисту команды, невзирая на его личностные качества. Мессье, Стивенс, МакИннис и даже Фрэнсис с его тремя «Леди Бинг Трофи» (некоторые считают приз за «джентльменство» не почётным, а совсем наоборот) были в своих клубах Лидерами натуральными, отнюдь не номинальными.

Соотечественникам, возмущающимся, что «наших опять прокатили», надо постараться объективно посмотреть на вещи: можно ли поставить Игоря Ларионова и Павла Буре в один ряд с этой «великолепной четвёркой»?

Ларионова, наверное, можно. Но только в один ряд; а вот заменить «Профессором» кого-то — пожалуй, нет.

А Павла Буре? Хм…

Комментарии