Показать ещё Все новости
«Мутация» Радулова. Как ЦСКА потерял художника, но нашёл солдата
Дмитрий Ерыкалов
Александр Радулов
Комментарии
В финале Кубка Гагарина завершилась «мутация» Александра Радулов, который из художника превратился в солдата армии Дмитрия Квартальнова.

Что бы сейчас Рёник сказал про Радулова?

«Радулов — дважды самый ценный игрок российской лиги? Как она называется? КХЛ? Дело даже не в том, что его суммарный показатель полезности за два матча — «минус три». Суть в том, что Радулов был просто ужасен как в атаке, так и в обороне. Чтобы добиться чего-то в плей-офф, лучшие игроки команды должны быть без вопросов лучшими. Радулов же сейчас – худший игрок «Нэшвилла», — эти слова, произнесённые Джереми Рёником четыре года назад, по сути поставили точку во второй попытке суперзвезды КХЛ проявить себя за океаном. Эксперт, а по совместительству один из лучших хоккеистов в истории США разносил в пух и прах русского форварда. Разбирая моменты с его участием, Рёник на пальцах показывал, почему Радулов безобразно играет без шайбы и насколько неохотно возвращается в оборону. При этом Рёник совершенно не стеснялся в выражениях. «Пусть Радулов уезжает в Россию – скучать не будем!» — бросался фразами эксперт.

Прошло четыре года. Рёник признаётся в любви к русским игрокам, называя их микстом тяжёлой работы и большого таланта. В фаворе у него Александр Овечкин, Владимир Тарасенко и другие выходцы из нашей страны, ставшие звёздами НХЛ. Радулов с момента той беспощадной критики ещё дважды становился обладателем «Золотой клюшки» и столько же выигрывал с ЦСКА регулярный чемпионат. Впрочем, если бы Рёник узнал об этом, то вряд ли бы изменил своё мнение о нападающем. Мало ли за океаном героев гладкого чемпионата, непригодных для больших дел? А вот «мутация» Радулова, которая протекала на протяжении двух последних сезонов, могла бы прийтись по душе не только эксперту Рёнику, но и генеральным менеджерам клубов НХЛ, что куда важнее в разрезе возможного отъезда суперфорварда за океан.

Проблема того Радулова, которого мы знали ещё пару лет назад, заключалась в том, что при огромном таланте он гулял сам по себе. Свободный художник – это про него, экспрессивного, непредсказуемого и зачастую неуправляемого игрока. Когда-то это оборачивалось для его команд кубками, как 2011 году с «Салаватом Юлаевым», когда-то проблемами. Нарушая игровую дисциплину, он мог компенсировать всё шедевром, который перевернёт ход матча. Это могло не устраивать тренеров, но они были вынуждены мириться с тем, что Радулов такой, какой есть. Мирились все кроме Дмитрия Квартальнова. Главный тренер ЦСКА с первых дней принялся переучивать суперзвезду, попавшую ему в руки. Причём делал он это аккуратно, без искр из глаз и открытых конфликтов. То на один период в запас посадит, то заставит больше бросать, а не искать передачами партнёров. В этом плей-офф мы наблюдаем конечный этап преображения Радулова. Вот только пошли ли ему на пользу эти изменения?

Цель Радулова – не забивать, а бить Мозякина

Каждый финал — это противостояние лидеров. КХЛ пользуется уникальным шансом и активно раскручивает серию ЦСКА — «Магнитка» через личности Радулова и Мозякина. После четырёх матчей у каждого из них по одной заброшенной шайбе, а лидер «армейцев» имеет на своём счету на одну передачу больше, чем капитан «сталеваров». Вот только мало кто мог предположить, что дуэль Радулова и Мозякина выльется не в банальную перестрелку двух мастеров экстра-класса, а в нечто совершенно другое, чего российский хоккей ещё не видел. Впервые одна суперзвезда лиги нацелена на жёсткий, бескомпромиссный прессинг другой суперзвезды. Всю серию 29-летний Радулов гоняется за Мозякиным с языком на плече, пытаясь впечатать его в борт, обезоружить. Они постоянно пересекаются на пятаке, в углах площадки, в средней зоне. 35-летний капитан «Магнитки» не может расслабиться даже после свистка. Если рядом Радулов – есть шанс оказаться на льду.

ЦСКА выбрал единственно правильную тактику на финал – бить Мозякина. Речь не идёт о чрезмерной грязи или умышленном нанесении травмы. Силовое давление и ничего больше. То, чем по отношению к Мозякину почему-то пренебрегают другие соперники «Металлурга». Кто-то полагает, что его парадоксальную неприкосновенность обеспечивают судьи, жёстко карая за каждый силовой приём против звезды лиги. Кто-то, как Игорь Захаркин, отмечает уникальное умение Сергея уходить от столкновений. Как бы то ни было, ЦСКА удаётся ловить лучшего бомбардира нашего чемпионата на силовые приёмы, помещая его в крайне неблагоприятную среду. Странно лишь то, что миссия по обезвреживанию Мозякина возложена на Радулова, будто он вовсе не лучший бомбардир «армейцев» и звезда лиги, а рядовой отбойщик, коих в колоде Квартальнова шесть пятёрок.

«Мутацию» Радулова можно проследить хотя бы по видеороликам на YouTube. Если раньше официальный канал лиги пестрил роликами вроде «Невероятный гол Радулова!», то последние видео связаны по большей части с его новой ролью. «Радулов бьёт в спину Мозякина», «Радулов падает в столкновении с Бирюковым», «Радулов снова прессует Мозякина» — заголовки предельно красноречивы. Об изменившейся манере игры звезды ЦСКА говорит и статистика. Если в этой «регулярке» и прошлом плей-офф нормой для Александра был один-два силовых приёма, то сейчас он стал чуть ли не самым хитующим игроком финала. В трёх последних матчах против «Металлурга» Радулов проводит строго по четыре силовых приёма. И это при том, что в официальную статистику идут лишь те проявления силовой активности, которые привели к отбору шайбы. А сколько действий а-ля Лео Комаров совершает 47-й номер москвичей – не счесть!

ЦСКА приобрёл солдата, но потерял художника

Усмирить такого игрока, как Радулов, подчинить его общей цели – большое дело, за которое Квартальнов достоин признания. Это прежде всего тренерская победа. Убедить игрока, получающего в 10 раз больше, чем парень из четвёртого звена, что он должен также биться, пластаться, идти в прессинг, удастся не каждому специалисту. В той хоккейной армии, что создал Квартальнов, все солдаты равны. Тех, кто не ходит строевым шагом или нарушает приказы главнокомандующего, ждёт участь Дмитрия Кугрышева, выведенного из состава до конца серии. И никто не посмотрел на то, что Кугрышев — третий в ЦСКА как по количеству голов в «регулярке», так и по величине жалования.

Когда Квартальнов стрижёт всех игроков под одну гребёнку – тем самым он выбирает модель построения команды, при которой система ставится выше личности. Если иные тренеры подбирают тактику под состав и пытаются раскрыть лучшие качества игроков, то наставник ЦСКА готов приравнять мастеров с божьим даром и ремесленников. Это, с одной стороны, сводит к минимуму риски: когда все 20 человек выполняют установку – меньше вероятность того, что кто-то один необдуманным виражом похоронит усилия команды.

Но с другой, истинные звёзды теряют свой лоск, становятся зажатыми в рамках системы. Это, по нашему мнению, происходит и с Радуловым. ЦСКА Квартальнова напоминает команду НХЛ 90-х годов. Причём не только по стилю игры, но и по влиянию на игроков. Андрей Назаров, уезжая за океан, не считался тафгаем, но в Америке ему быстро нашли примирение. Изменила заокеанская командировка и Александра Свитова – габаритного юношу, который когда-то ценился не только за силовое давление и игру на вбрасываниях. Да и зачем далеко ходить? Даже сегодня Владимир Тарасенко под влиянием окружающей среды серьёзно упрощают свой стиль. Точно так же игроки меняются, попадая в сегодняшний ЦСКА.

В четвёртом матче серии с «Магниткой», когда ЦСКА надо было кровь из носа отыгрываться, москвичи бились, словно головой об стену. Тактика отбойного молотка, которая срабатывала в первом раунде со «Слованом», дала сбой. ЦСКА, привыкнув играть в «рельсовый хоккей», не смог пробраться к воротам Василия Кошечкина окольными путями. Для того чтобы свернуть с маршрута, «армейцам» необходимы были креативные игроки, которых, похоже, в распоряжении Квартальнова не осталось. Даже Радулов, который на протяжении всей карьеры мог сделать гол из ничего и потянуть за собой партнёров, теперь лишь изредка сверкает нестандартными решениям. Это всё тот же Радулов, живущий игрой и бурлящий эмоциями. Он много работает на льду, возвращается в оборону и охотно идёт в самое пекло. Быть может, у такого Радулова даже больше шансов получить достойный контракт на рынке свободных агентов в НХЛ. Вот только особенного игрока, чей талант виден за много вёрст, мы рискуем потерять. Среди солдат не бывает художников.

Комментарии