Фальшивая драма. Почему фильм о погибшем «Локомотиве» максимально разочаровал
Лев Лукин
Фальшивая драма. Рецензия на «Небесная команда»
Комментарии
«Небесная команда» — совсем не тот художественный памятник, который заслуживают ребята.

9 сентября в российский кинопрокат вышел фильм «Небесная команда», посвящённый погибшему 10 лет назад в авиакатастрофе составу хоккейного клуба «Локомотив». Художественное осмысление подобных событий — это, на мой взгляд, необходимость, так как именно искусство делает память о людях бессмертной для масс. Личное горе родственников навсегда останется с ними, но та катастрофа — нечто большее, чем трагедия нескольких десятков семей. Она задела десятки тысяч людей, и потому она не могла остаться в истории лишь в виде напечатанных слов или сухих документалок.

Однако картина «Небесная команда», к сожалению, получилась откровенно слабой, если не сказать большего. Она ни по каким параметрам не дотянула до уровня события, которому была посвящена, и оставила неприятное впечатление халтуры.

Материалы по теме
Каких ребят мы потеряли… Как собирали «Локомотив», ушедший на небеса
Каких ребят мы потеряли… Как собирали «Локомотив», ушедший на небеса

Фильм не о команде, а о болельщиках

Собственно, фильм был снят совсем не про команду, а про её болельщиков, которые души не чают в «Локомотиве» и едут в Минск на первый матч сезона поддержать своих любимцев. Погибшие хоккеисты появляются на экранах лишь в воспоминаниях фанатов, да ещё в нескольких сценах, где их снимают со спины либо в полумраке.

Для каждого болельщика в фильме поездка на гостевой матч сопряжена с определёнными трудностями. Наиболее полно показана сюжетная линия Артёма, молодого хоккеиста из школы «Локомотива». 7 сентября ему нужно быть на заседании комиссии, где будет решаться его судьба в секции (после драки с одноклубником на тренировке над юношей с непростым характером повисла угроза отчисления), но Артём срывается в Минск, чтобы отвезти на матч счастливый для «Локомотива» баннер. При этом в начале фильма мы узнаём, что эта миссия доверена тренеру Артёма, но молодой человек под покровом ночи попросту крадёт баннер и едет с ним на вокзал. У него нет денег на билет, поэтому он пробирается в вагон товарного поезда, на котором добирается до Москвы. В дороге он теряет рюкзак с документами, а за баннер приходится драться с каким-то маргиналом, но в результате Артёму везёт: на вокзале в Москве он встречает девушку Вику, с которой как-то познакомился в больнице. По счастливой случайности отчим Вики Ашот не только работает проводником на поезде Москва — Минск, но и души не чает в своей падчерице и готов ради неё на всё. Ашот подсаживает Артёма в купе проводника, и парень без денег и документов, зато с баннером отправляется в столицу Беларуси.

У других фанатов такого экшена и близко нет. Трудность Наташи, известной в болельщицкой среде под никнеймом Барселона, состоит в том, чтобы уехать на очередной выезд и оставить дома двух малолетних детей, которые не в восторге от увлечений матери. Женя Странник перед выездом ругается с супругой, которая хочет чаще видеть мужа дома. Тот самый тренер Артёма едет в Минск, несмотря на то что баннера у него нет, а в больнице лежит жена, только что перенёсшая инсульт. Правда, она сама просит его не менять своих планов из-за неё. Невеста хоккеиста Кирюхина отправляется на гостевой матч «Локомотива» втайне от Андрея, а перед отъездом препирается с матерью, которая не понимает, зачем эта авантюра нужна девушке.

В поезде Москва — Минск все болельщики пересекаются в одном вагоне. Том самом, где проводником работает Ашот. Там к ним добавляется ещё несколько персонажей: бывалые «выездюки» из Ярославля (Георгиныч, Хоттабыч, локоголик и другие), фотограф-болельщик, которого неожиданно отправили в Минск в командировку, а ещё администратор «Локомотива» Маня. Маня давно работает в клубе, пользуется колоссальным уважением со стороны хоккеистов (в фильме показывают, как команда в полном составе поздравила её с юбилеем и подарила украшения) и решает поддержать «Локомотив» на выезде. Мане есть место в самолёте команды, но она боится летать и едет в Минск на поезде.

Все герои дружно едут в столицу Беларуси, но на полпути приходит страшное известие: «Локомотив» разбился. Пассажиры узнают об этом на какой-то промежуточной станции и в полном составе слушают один из первых выпусков новостей после трагедии. Затем доезжают до «Минск-Арены», где 8 сентября разворачивают тот самый счастливый баннер «Локомотива». В последних кадрах фотографии погибших игроков, выставленные на льду, как будто оживают, и хоккеисты со льда как бы уезжают на небо, в вечность.

Материалы по теме
«Есть версия, что их убрали». Разговор с родителями Даниила Собченко
«Есть версия, что их убрали». Разговор с родителями Даниила Собченко

Слабый сценарий, искусственная драма, нераскрытая идея

Спорный сюжет, который слабо соотносится с заявленным жанром спортивной драмы, но больше всего угнетает слабый сценарий. На протяжении всего фильма не покидает ощущение фальши, наигранности, неправдоподобности происходящего. Драма, по сути, создаётся на ровном месте, в неё не верится.

Так, Артём, у которого есть свои жизненные проблемы, вдруг загорается идеей поехать в Минск. Он идёт на несколько преступлений (кража, безбилетный проезд), чтобы доставить на стадион баннер, хотя его туда и так привёз бы его тренер. Мотивацию героя тяжело прочувствовать, потому что она высосана из пальца, и ему не получается сопереживать, хоть он и попадает в разные передряги.

Почему администратору Мане захотелось ехать именно на этот матч — вообще непонятно. «Там мордатые все, динамовцы эти. Выйдут шкафы против наших мальчиков», — объясняет Маня в начале фильма заливщику льда, создавая ощущение, будто она отправляется поддержать сборную СССР на игры Суперсерии-1972 в Канаду.

Барселона оставляет дома детей, Странник — жену, брак с которой и так трещит по швам. И всё это для того, чтобы поддержать «Локомотив» на, в общем-то, рядовом матче регулярного чемпионата. Драма на ровном месте, фальшь, искусственность поводов сквозит в каждой сюжетной линии. Зрителя весь фильм пытаются убедить, что на этом матче «Локомотиву» была почему-то особенно необходима поддержка болельщиков, и заставляют согласиться с поведением этих болельщиков, которые пожертвовали многим, чтобы добраться именно на эту игру.

Вообще, насколько я понял, главной идеей фильма было показать, как сильно в Ярославле влюблены в «Локомотив». Прекрасный посыл, но в картине он исполнен весьма топорно. «Они и так самые лучшие!» — внезапно закипает Маня, когда заливщик, шутя, рассказывает, что может помочь команде победить, сделав разную твёрдость льда у ворот хозяев и соперников. «Вы же знаете, наша команда и так самая лучшая», — успокаивает один из администраторов «Локомотива» священника, который не успел освятить команду перед сезоном. «Никогда они не продуют! Ты не понимаешь, это же для «Локо», а не для кого-нибудь! Ты же их видела… И они всегда такие», — объясняет Артём Вике свою мотивацию везти нелегально баннер в Минск.

А какие это — такие? В фильме показано несколько сцен, которые по задумке авторов, видимо, и должны показать, почему «Локомотив» так обожают фанаты. Но и эти сцены чересчур неестественны. Скажем, навестить девушку Вику в больнице (ей попала шайба во время игры) пришла аж вся команда. Такого в жизни не бывает. А вот Вашичек в аэропорту дарит игровой свитер маленькому болельщику в инвалидной коляске и обещает привезти ему кубок. Такие моменты случаются сплошь и рядом в каждом клубе, здесь нет особого драматизма.

Глупо было бы требовать показа в фильме причин народной любви к «Локомотиву». У любви причин, как правило, не бывает, даже у фанатской. Но при просмотре картины так и не приходит ощущение, каких светлых, золотых, бесценных ребят мы потеряли. А это как раз очень важно, если мы рассматриваем это кино как наследие. В немногих сценах, где есть якобы настоящие хоккеисты, игроки ужасно озвучены чеканными, лишёнными интонаций фразами (будь то предложение девушке, вручение подарка администратору или банальный разговор по телефону «привет, как дела?»), а в те моменты, когда нам со спины показывают всю команду, ребята предстают какими-то обезличенными, угловатыми истуканами.

Фильм про погибших парней не вышибает слезу и не подводит ком к горлу, потому что этих парней в фильме мы никак не идентифицируем. Есть только общее «они самые лучшие» и никакого по-настоящему драматичного частного, личного, сокровенного. Картина не объясняет, почему для всего Ярославля эта трагедия стала гигантским горем. Этот факт в сознание зрителя просто пытаются вдолбить, и это со временем начинает надоедать.

Материалы по теме
«Перед смертью всё запишу, оставлю детям Вани правду». Неутихающая боль Леонида Ткаченко
«Перед смертью всё запишу, оставлю детям Вани правду». Неутихающая боль Леонида Ткаченко

И всё это на фоне провальной актёрской игры

Сценарный провал в «Небесной команде», увы, подкрепляется плохой игрой актёров. В драму в этом фильме верится несильно, а в персонажей — ещё меньше. Даже известные актёры вроде Алексея Гуськова (тренер Артёма) или Ирины Розановой (Маня) откровенно заваливают свои роли, а за других порой так и вовсе становится стыдно. Худшие сцены — с подругами хоккеистов. Мало того, что молодые актрисы ужасно играют, так у их героинь прописаны ещё и такие диалоги, от которых за голову хватаешься. А уж как они называют в разговоре своих мужей по фамилии, чтобы зрителю было понятно, о ком идёт речь… Да и вообще, эта тема в фильме откровенно опошлена замшелым стереотипом: все невесты как на подбор, чирлидерши, на которых хоккеисты положили глаз во время хоккейных матчей.

«Небесная команда» — это «драма», в которой весь драматизм неестественен, игра актёров плоха, а главная идея фильма нераскрыта. Это фильм без понятного сюжета, с примитивными диалогами и без персонажей, которым действительно хочется сопереживать. К большому сожалению, этот художественный памятник погибшей команде оказался неудачным, и после просмотра картины предельно ясно, почему она вызвала резко негативные отзывы у всех родственников ушедших ребят.

Все материалы спецпроекта «Чемпионата» к десятилетию гибели «Локомотива».

Комментарии