• Главные новости
  • Популярные
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьёв
Фото: Getty Images
Текст: Мила Волкова

Шеховцова: компоненты – это вопрос опыта

О потенциале и олимпийских перспективах российских фигуристов — в интервью с судьёй международной категории Аллой Шеховцовой.
2 декабря 2013, понедельник. 21:30. Сочи-2014
— Алла Викторовна, позади остались этапы серии Гран-при, впереди финал. Какое впечатление на вас произвели наши ведущие танцевальные дуэты: Боброва с Соловьёвым и Ильиных с Кацалаповым?
— Давайте начнём с Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьёва, поскольку они отобрались в финал Гран-при. Сезон у них начинался крайне тяжело: были моменты, которые выбивали их из графика. Например, вначале программы не совсем соответствовали амплуа спортсменов. Из-за этого ребята опаздывали и с постановками, и с доведением их до совершенства. Большие изменения претерпел короткий танец: была выбрана и новая музыка, и новые образы. Конечно, часть элементов была перенесена из первого варианта, но по большей части танец был изменён. Итоговая постановка получилась удачной. Ребята очень комфортно себя в ней чувствуют. Программа конкурентоспособна и хорошо оснащена технически. Её хорошо приняли зрители и высоко оценили судьи.

В произвольной программе тоже не всё гладко складывалось. Благо, основная идея прижилась и была хорошо воспринята, но также не обошлось без смены музыки, что повлекло за собой изменение части программы — элементов, шагов и костюмов. Сейчас постановка смотрится очень выигрышно, ярко, интересно. Теперь главное, чтобы ребята справлялись с поставленными задачами, чтобы им сопутствовала удача и не подводило здоровье.
Если говорить о Лене и Никите, то в Японии они дали повод, и этот повод был очень строго оценен. То, что они допустили ряд технических ошибок, — это факт. Но ряд замечаний до сих пор вызывает вопросы. Сложно сказать, например, почему был дан второй уровень твизлам. Видимо, техническая бригада нашла какие-то недочёты в их исполнении.

Что касается Ильиных и Кацалапова, то в этом году ребята как никогда радовали своими постановками. Пара была готова раньше, чем обычно. Ранее мы видели их программы к концу сентября — началу октября, в этом сезоне постановки были завершены уже в августе, после чего ребята вышли на уровень прокатов. Большая и интересная работа была проведена со специалистами из смежных областей, например, из бальных танцев. Были найдены новые элементы. Появились свежие, интересные поддержки. Сначала мы столкнулись с тем, что они не совсем соответствовали правилам, но тренер это всё адаптировал. Сейчас ребята справляются, и в их отношении нет никаких нареканий. Я была во Франции, где своей произвольной программой они произвели просто фурор. Часть зала аплодировала стоя их "Лебединому озеру". Так что программа очень хорошо работает и на зрителей, и на судей.

— А в чём причина столь низких оценок Елены и Никиты в Японии – излишне строгое судейство или много было ошибок?
— Не хотелось бы критиковать судейские бригады – как всегда, кто-то что-то не доделает, а виноваты судьи. Если говорить о Лене и Никите, то в Японии они дали повод, и этот повод был очень строго оценен. То, что они допустили ряд технических ошибок, — это факт. Но ряд замечаний до сих пор вызывает вопросы. Сложно сказать, например, почему был дан второй уровень твизлам. Видимо, техническая бригада нашла какие-то недочёты в их исполнении. По обычному видео это сложно оценивать, потому что нет замедленного повтора, в результате ряд ошибок остаётся виден лишь узкому кругу специалистов. Поэтому говорить о некорректности судейства я бы не стала.

— То есть оба дуэта достаточно конкурентоспособны, чтобы претендовать на олимпийскую бронзу, ведь соперников у нас более чем достаточно?
— Вы правы – соперников более чем достаточно. На третье место в мировом рейтинге претендуют порядка пяти пар, причём претендуют вполне заслуженно. Поэтому конкуренция крайне велика, и давать прогнозы в такой ситуации дело неблагодарное. Тем не менее наши пары конкурентоспособны. Они очень близки друг к другу по уровню, при этом очень разные. Дальше всё будет зависеть от самих спортсменов и их тренеров.

— По итогам прошлого сезона бытовало мнение, что лучше иметь один сильный дуэт для борьбы за бронзу. В этом появилось мнение, что вести наступление на пьедестал двумя парами лучше. Какой из вариантов, на ваш взгляд, имеет большее право на жизнь?
— Оба варианта имеют право на жизнь в зависимости от обстоятельств. Практика атаки пьедестала двумя парами не новая. Если вспомнить историю развития советских и российских танцев на льду, то федерация никогда не шла на пьедестал одной парой. Всегда существовали два практически равных, конкурентоспособных дуэта. Один страховал другой. Вспомните конкуренцию Моисеевой и Миненкова с Линичук и Карпоносовым, Климовой и Пономаренко с Усовой и Жулиным или с Бестемьяновой и Букиным. Олимпиада в Нагано – это Грищук с Платовым и Крылова с Овсянниковым. Российская федерация фигурного катания имеет за плечами богатый опыт, и, как он показывает, идти на пьедестал двумя парами надёжнее, чем одной. А вот с кем идти — будет ясно по итогам соревнований. Но если у нас есть два конкурентоспособных дуэта, то Россия должна бороться за оба.

— В парном катании у нас вообще тройное представительство. Но стоит ли надеяться на то, что замахнуться на медали смогут не только Волосожар с Траньковым?
— Каждый оптимизм имеет свои пределы. Конечно, можно рассчитывать и надеяться на многое. Но объективная реальность такова: у нас есть Татьяна и Максим, о медалях которых можно говорить с большой степенью вероятности. Остальные медали довольно призрачны. Но случайности бывают, многое будет зависеть и от самих спортсменов, и от их соперников. Теоретические шансы на ещё одну медаль у нас есть, но чтобы говорить о них всерьёз, нужно быть очень большими оптимистами.

— А каковы шансы на успех Евгения Плющенко и Максима Ковтуна?
— У нас всего одна олимпийская путёвка у мальчиков, и здесь ситуация самая сложная. Евгений Плющенко – это великий спортсмен, с великим спортивным характером. Сбрасывать со счетов такой характер и звезду такой величины было бы крайне неразумно. Всё будет зависеть от того, насколько Женя сумеет подготовиться, подойти к пику формы, и позволит ли здоровье ему исполнить всё задуманное. Одно дело — желание характер, другое – здоровье. Лёд ещё никого не сделал моложе. Несмотря на низкие температуры, годы идут так же, как и у других спортсменов. И риск с годами возрастает. Опыт – это помощь. Характер – замечательно. Главное, чтобы здоровье не подвело. Если не подведёт, то Женя справится со всеми задачами, которые он перед собой ставит.

Максим Ковтун, безусловно, талантливейший спортсмен, который сейчас находится в правильных руках Елены Водорезовой и Татьяны Анатольевны Тарасовой.
Вспомните конкуренцию Моисеевой и Миненкова с Линичук и Карпоносовым, Климовой и Пономаренко с Усовой и Жулиным или с Бестемьяновой и Букиным. Олимпиада в Нагано – это Грищук с Платовым и Крылова с Овсянниковым. Российская федерация фигурного катания имеет за плечами богатый опыт, и, как он показывает, идти на пьедестал двумя парами надёжнее, чем одной.
Это исключительно профессиональные люди, которые знают, как работать, и делают это грамотно. И сейчас я вижу большой прогресс у Максима, плюс у него меняется отношение к работе, тренировкам, соревнованиям. Он становится зрелым спортсменом, быстро набирает обороты. Но о прогнозах здесь говорить тоже сложно. За плечами одного – опыт. За плечами другого – желание, амбиции, молодость. Можно только пожалеть о том, что у нас в составе олимпийской команды не могут выступать оба спортсмена.

— Не греша излишним оптимизмом даже в случае отсутствия проблем со здоровьем у Евгения, многие предрекают ему только бронзу. А за медаль высшей пробы он способен по своему потенциалу побороться с Патриком Чаном?
— Одиночное катание – самый непредсказуемый вид. Если в танцах на льду есть риск сбоя в одном из элементов, то в одиночном катании есть риск при исполнении каждого прыжка. Поэтому прогнозы строить очень сложно. Патрик Чан, безусловно, великий и талантливый спортсмен, опытный, владеющий всем необходимым для одиночника арсеналом навыков. Это и прекрасные вращения, и скольжение — рёберное, вариативное. Плюс в последнее время Патрик добавил и в эмоциональном плане. Если раньше я его критиковала за то, что он не может тронуть сердца зрителей, то теперь он и с этим справляется. Конкурент такой, которого недооценивать никак нельзя.

Помимо Патрика есть ещё плеяда японских спортсменов, которые обладают самым сложным арсеналом прыжковых элементов, поэтому лучше поостеречься с претензией на золото. Пообещать его, а в итоге не получить хуже, чем выразить надежду на то, что это в принципе может быть, но крайне сложно сделать. Не будем забывать и о европейской плеяде фигуристов. Хавьер Фернандес – очень интересный спортсмен. И вообще вся первая десятка мирового рейтинга способна побороться за пьедестал.

— У девочек, напротив, претенденток на место в олимпийской команде хоть отбавляй. Как будут определяться те, кто будет представлять страну через пару месяцев?
— У девочек действительно ситуация в целом благоприятная. Очень много будет зависеть от того, как спортсменки покажут себя в финале Гран-при, затем будет чемпионат России, который пройдёт в Сочи в 20-х числах декабря, и, наконец, чемпионат Европы. В зависимости от того, насколько успешно наши девочки преодолеют все три старта, и будет зависеть решение по формированию олимпийской команды в женском одиночном катании.

— По технике к девушкам претензий нет, хотя в начале сезона и не все справляются с заявленной сложностью. А вот компоненты растут не слишком активно. Чего не хватает нашим фигуристкам, чтобы получать баллы, как у Асады, Костнер, Вагнер?
— Компоненты – это чувство музыки, артистизм, умение выразить эмоциональный настрой и донести до зрителя идею программы. Всё это зависит от опыта, в том числе душевного. Насколько девушка созрела и готова показывать эти эмоции не только в узком кругу лиц, но и доводить их до публики. Поэтому компоненты во многом зависят от возраста. Одно дело юношеское восприятие жизни и эмоции, другое – зрелый профессионализм. Поэтому я не могу сказать, что наших девушек сильно обижают по этой части.

Например, в этом сезоне у Аделины Сотниковой компоненты вышли за восьмёрки. Сильно поднялись компоненты у Юлии Липницкой. С этими оценками и компонентами можно претендовать на пьедестал. Но не стоит рассчитывать, что они будут так же высоки, как у более опытных и взрослых спортсменок, которые прошли ряд шоу и на пьедестале уже не первый год. Но наши девушки максимально приблизились к соперницам. Например, в этом году Каролина Костнер получала оценки порядка 8,5 и 8,25. На этот уровень уже выходят Липницкая и Сотникова. У других пока семёрки, но первые две перешагнули восьмибалльный барьер. Поэтому не могу сказать, что судьи к ним строги. Это вопрос опыта, эмоционального созревания и хореографического мастерства.

— Но ведь Мао Асада выиграла свой первый чемпиона мира в довольно юном возрасте, и ей не помешало отсутствие опыта.
— Если мы будем сравнивать уровень того фигурного катания и современный, то в тот период было меньше зрелых, серьёзных спортсменок. Хотя конкуренция также была велика. Плюс что касается японских спортсменок, у них всегда был запредельный уровень техники.
Плющенко – это великий спортсмен, с великим спортивным характером. Сбрасывать со счетов такой характер и звезду такой величины было бы крайне неразумно. Всё будет зависеть от того, насколько Женя сумеет подготовиться, подойти к пику формы, и позволит ли ему здоровье исполнить всё задуманное. Одно дело — желание, характер, другое – здоровье. Лёд ещё никого не сделал моложе.
Мао Асада – это спортсменка, которая впервые на соревнованиях прыгнула тройной аксель. Поэтому здесь надо говорить не о высоких компонентах, а о технической оснащённости, которой она обладала. За счёт этого и выигрывала.

Новая система судейства выдвинула новые требования. Сейчас судьи обращают серьёзное внимание на уровень и качество скольжения, филигранное владение коньком. В настоящее время требуется не просто катание под музыку, но отражение мельчайших её нюансов. Посмотрите, какое количество интересных программ. Так что эта система подтолкнула фигурное катание к тому, чтобы спортсмены были многогранными. И все их грани сияли.

— Поскольку выступление в финале Гран-при будет также учитываться при формировании олимпийской команды, стоит ли ждать дополнительного прогресса россиян в Фукуоке?
— Это зависит от их состояния. Дело в том, что подготовка спортсменов далеко не всегда нацелена на финал. Есть ещё чемпионат России, Европы и Олимпийские игры. И максимальный результат они должны показать на главном старте. Поэтому многое будет зависеть от того, как построена подготовка и на что должен прийтись пик формы.
Источник: «Чемпионат» Сообщить об ошибке
Всего голосов: 2
11 января 2015, воскресенье
26 мая 2014, понедельник
10 апреля 2014, четверг
7 апреля 2014, понедельник
24 марта 2014, понедельник
20 марта 2014, четверг
19 марта 2014, среда
18 марта 2014, вторник
17 марта 2014, понедельник
16 марта 2014, воскресенье
15 марта 2014, суббота
На ваш взгляд, станет ли в покере популярен формат Кубка Наций?
Да
692 (38%)
Нет
1148 (62%)
Проголосовало: 1840
Архив →