Показать ещё Все новости
Ковальчук: уверен, Плющенко принесёт России медаль
Игорь Рабинер
Комментарии
Игорь Рабинер подробно побеседовал с Ильёй Ковальчуком незадолго до четвёртой Олимпиады капитана СКА и бронзового призёра Солт-Лейк-Сити.

Сенсационно вернувшись из НХЛ и разорвав многолетний контракт с «Нью-Джерси», Илья Ковальчук заставил всех разинуть рты от удивления и за полгода до Сочи приковал к себе внимание всей России. И, как это ни прискорбно, далеко не всегда доброжелательное – при его-то заслугах перед страной. Не шёл бы непроторённым путём, играл бы себе в штатном режиме за «дьяволов», забивал бы даже чуть меньше привычного – и никто бы его не трогал, ни на что бы не пенял, как это происходит сейчас. Но вот есть в нашей стране такой парадокс: чем дальше ты от глаз большинства, тем меньше тебя критикуют. Большое, как известно, видится на расстоянии.

В далеко, через океан, расположенную мишень попасть сложнее. В ту, что прямо перед глазами, — проще простого. Вчера ты был легендой – а сегодня у тебя нет права на ошибку. И есть в этом какая-то правда спортивной жизни, в которой, по выражению футбольного тренера Миодрага Божовича, всё как в сексе – нельзя быть героем вчера, нужно быть в порядке здесь и сейчас.

Но иногда в этих оценках случается перебор. Провёл Ковальчук, как и вся команда, неудачно Кубок Первого канала – на тебе! СКА не на первом, как все привыкли, месте в «регулярке», а «лишь» второй на Западе – распишись

Илья Ковальчук. Начало начал. Молодёжный чемпионат мира, 2000 год

Илья Ковальчук. Начало начал. Молодёжный чемпионат мира, 2000 год

в получении, капитан! Критика, кто бы спорил, должна быть – но глядя на то, как нередко она переходит в откровенное злорадство, начинаешь поневоле задумываться: а оно ему надо было? Стоило ли лучшему бомбардиру в истории сборной России, герою Квебека, двукратному чемпиону мира и MVP этого турнира-2009, финалисту Кубка Стэнли, безотказному участнику уже трёх Олимпиад, Кубка мира, девяти мировых первенств, оказываться на таком близком расстоянии от обычной человеческой зависти? «Ах, в КХЛ, за деньгами? Ну-ну…»

Хотелось понять, как Ковальчук относится ко всему этому сам и как вообще ощущает себя за две недели до домашней Олимпиады. И очень не хотелось услышать в его интонациях хандру и безразличие. Тем более что мне есть с чем сравнивать.

Точно так же 12 лет назад мы общались с ним за две недели до первых Игр Ильи в Солт-Лейк-Сити-2002. Происходил тот наш разговор в Лос-Анджелесе, в дни Матча звёзд НХЛ, куда 18-летнего Ковальчука позвали поучаствовать в матче молодых звёзд. И наш форвард потряс всех, накидав в нём соперникам аж шесть шайб! Была созвана внеплановая пресс-конференция, на которую, невзирая на проходившие в те же минуты «суперскиллз» самых что ни на есть взрослых звёзд, пришли десятки маститых североамериканских журналистов, а вашему корреспонденту выпало выступить в роли переводчика. И меня внутренне распирало от гордости, когда Ковальчук (как окажется позже, перед самым отъездом сходивший на могилу кумира) рассказывал о своём идоле в хоккее – Валерии Харламове. Притом что до выхода «Легенды N 17» оставалось ещё 11 долгих лет, а в почёте у нас тогда было только заокеанское…

А потом мы разговаривали уже один на один, и интервью Ковальчука вышло под таким заголовком: «Когда мне было 4 года, отец записал в дневнике: „Наша цель – Олимпиада!“. И была в нём фраза, которая подтвердится жизнью на все сто: „Я никогда не “обамериканюсь». Сейчас жду окончания сезона и сразу уеду домой. И так будет всегда. Не могу себе представить и того, чтобы я женился на американке".

Всё так и выйдет: Илья, ныне отец троих детей, и женится на русской, и, несмотря на 12-летнюю карьеру в НХЛ, не «обамериканится», и однажды, первым из действующих суперзвёзд, вернётся играть в Россию. И, даст бог, совсем скоро сыграет с Павлом Дацюком на их четвёртой Олимпиаде. А однажды, тьфу-тьфу-тьфу, и на рекордной для нашего хоккея всех времён пятой…

Каков мой вывод насчёт нынешнего психологического состояния Ковальчука на фоне нелицеприятных высказываний в его адрес?

Драфт юниоров НХЛ. 2001 год

Драфт юниоров НХЛ. 2001 год

По крайней мере внешне оно выглядит совершенно адекватным – в противном случае он, кстати, и на обстоятельное интервью едва ли согласился бы. На критические вопросы он реагировал, с одной стороны, безо всякой нервозности, с другой – неравнодушно. Не было обеих крайностей, которых я, признаться, боялся.

В его умении держать удар, впрочем, я мало сомневался. Потому что этот человек не привык идти по жизни простыми путями. Оттого он и победитель. Верно днями сказал Милош Ржига: не надо, мол, бить тревогу, ведь мы же помним, как трудно у Ковальчука складывалось начало квебекского чемпионата мира-2008, и чем там всё закончилось. И разве только там?

Этому 30-летнему человеку чем хуже – тем лучше. Он в 18 едет в НХЛ, где всё надо начинать заново, – и играет так, что с ходу попадает на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити. Из аутсайдера «Атланты», где у него был статус суперзвезды и неограниченное игровое время, он переходит в солидный «Нью-Джерси» с его беззвёздным, ультракомандным менталитетом, — и вписывается туда как влитой, дойдя до седьмого матча финала Кубка Стэнли, а его свитера даже сейчас по инерции носит на домашние матчи масса болельщиков «Дэвилз». Имея на себе клеймо спартаковца, переезжает в Санкт-Петербург, где само это слово автоматически вызывает идиосинкразию, – и быстро становится капитаном и кумиром города на Неве. И никто уже спартаковского прошлого ему там не вспоминает.

«НАДЕЮСЬ, ДЛЯ „СПАРТАКА“ НАЙДЁТСЯ ТАКОЙ ЖЕ СЕРЬЁЗНЫЙ СПОНСОР, КАК ДЛЯ ЦСКА И „ДИНАМО“
За два часа до нашего разговора Ковальчук могучим щелчком открыл счёт как раз в матче со „Спартаком“. Но бурно праздновать этот гол, как показалось, подчёркнуто не стал – вроде футболиста красно-белых Юры Мовсисяна, когда тот в прошлом году забил своему бывшему клубу „Краснодару“. И во время нашей беседы в автобусе по пути из Сокольников в Шереметьево, за помощь в организации которой большое спасибо клубу СКА, я спрошу Илью:

— Верно ли впечатление, что вы не хотели сильно радоваться своему голу в ворота „Спартака“?
— Просто та церемония, которая была перед игрой (к потолку дворца в Сокольниках был поднят свитер с числом „100“ в честь болельщиков красно-белых, поддержавших команду в тяжелейшей ситуации. — Прим. ред.), как и сама игра, навеяла такие ощущения. Видно было, что у ребят в „Спартаке“, хоть они и бьются, есть какая-то грусть в глазах.

Илья Ковальчук в «Атланте»

Илья Ковальчук в «Атланте»

Хотелось бы, чтобы команды КХЛ как можно реже попадали в такие ситуации. Тем более такие, как „Спартак“, который обязан быть на ведущих ролях. И очень надеюсь, что найдётся хороший спонсор, и всё у него пойдёт наверх, как произошло это у „Динамо“ и ЦСКА. А ведь они в своё время были примерно в таком же состоянии.

— Если доведётся участвовать во встрече с Владимиром Путиным, попросите его помочь „Спартаку“?
— Если спросят – почему нет?

— А может, сами инициативу проявите?
— Надеюсь, что когда-то будет такая встреча.

— Вы первым из именитых игроков забили в набат на тему бед „Спартака“, инициировали открытое письмо игроков сборной о необходимости помощи знаменитому клубу. И это при том, что болельщики красно-белых вас не больно-то жалуют.
— Болельщиков можно понять. Они хотят, чтобы их команда всегда побеждала. Главное, что они не бросили команду в сложный момент и поддерживают её от всей души. Так, как было это сегодня.

»ЗНАМЕНОСЦЕМ НАЗВАЛ БЫ ПЛЮЩЕНКО"
— Только что вышел в прокат художественный фильм «Чемпионы», где вы один из главных героев. Смотрели?
— Если честно, ещё не успел. Но это хорошая история. И это не обо мне фильм, а о той нашей сборной 2008 года. Такие моменты – это история хоккея, и она воплощена в этой картине. Сценарий знаю, общался с продюсерами. Чуть подкорректировали, а так – всё правдиво.

— В «Легенде N 17», посвящённой вашему кумиру в хоккее, изрядная доля вымысла присутствует…
— Этот фильм всё равно художественный, так что в нём, конечно, есть доля вымысла. Но такого, что не искажает реальную картину.

— А как вам «Легенда N 17» — как человеку, перед отъездом в НХЛ ходившему на его могилу на Кунцевском кладбище?
— Хороший фильм. Он ведь не только о Харламове, а и о Тарасове, и вообще о хоккее и нашей легендарной сборной. Думаю, что таких патриотичных фильмов нужно делать как можно больше.

— Будем надеяться, что и выступление хоккейной сборной в Сочи заслужит своего кино. Сейчас появилась новая интрига – кто будет знаменосцем российской делегации. Александр Овечкин назвал вас вторым кандидатом после Евгения Плющенко. А сами вы хотели бы нести флаг на церемонии открытия?
— Это не ко мне вопрос. Любой человек, кто понесёт, достоин этого. Но лично я бы тоже отдал это право Жене Плющенко. Он

Илья Ковальчук на своей первой Олимпиаде. Солт-Лейк-Сити, 2002 год

Илья Ковальчук на своей первой Олимпиаде. Солт-Лейк-Сити, 2002 год

олимпийский чемпион, и для него это четвёртая Олимпиада. Если бы спросили меня – то, конечно, назвал бы знаменосцем его.

«ОЧЕНЬ РАД, ЧТО СЁМИН БУДЕТ В КОМАНДЕ»
— Что будет главным для выигрыша хоккейного турнира Олимпиады?
— Играть в тот хоккей, в который умеем, и полностью выкладываться. И дай бог, чтобы удача была с нами. Потому что на таких краткосрочных турнирах она просто необходима.

— На днях Зинэтула Билялетдинов добавил в состав сборной Александра Сёмина. Как восприняли эту новость?
— Очень рад, что Сёмин будет в команде. В двух финалах чемпионатов мира Саша забивал важнейшие голы, и вообще он мастер очень высокого уровня. Сейчас набрал отличную форму, забивает в «Каролине» много голов. Так что такой игрок нам очень пригодится.

— Удивились ли, что его изначально не взяли?
— Чуть-чуть удивился. Но у нас выбирают состав главный тренер и генеральный менеджер, и в их руках все карты.

— Сами часто общаетесь с Билялетдиновым? Он не так давно публично волновался за вашу форму, хотя и отмечал, что в последнее время вы стали выглядеть лучше.
— Мы общаемся и лично, и через Алексея Викторовича (Касатонова. – Прим. ред.). Так что на связи всё время.

— Вы с Билялетдиновым когда-нибудь объяснялись насчёт ваших сложных отношений в Казани во время локаута 10-летней давности?
— Это уже в прошлом. Да, были рабочие моменты, но они всегда и у всех присутствуют.

— Могла ли повлиять на тренера публичная поддержка, которую Сёмину оказали Овечкин и Малкин?
— Думаю, ребята просто поддержали Сёму. А у Зинэтулы Хайдаровича своё мнение, и вряд ли оно изменится от высказываний кого-либо.

— А по-вашему, повлияли ли ваши с Овечкиным и Малкиным давние угрозы в любом случае поехать в Сочи на решение НХЛ разрешить энхаэловцам участвовать в предстоящей Олимпиаде?
— Не только мы втроём – по-моему, все ребята, которые в тот момент играли там, — причём не только из России, — говорили, что хотели бы поехать в Сочи. Это общее мнение, может быть, и сказалось. Но я не сомневался ни на секунду, что игроки НХЛ будут участвовать в этой Олимпиаде.

— А в следующей?
— Время покажет.

«ДАЦЮК – НАСТОЯЩИЙ ЛИДЕР»
— Хотели, чтобы капитаном сборной в Сочи стал именно Дацюк? Тот же Овечкин высказывался через прессу именно в пользу его кандидатуры.

Квебек, 2008 год

Квебек, 2008 год

— Да. Думаю, это очень хороший выбор. С таким капитаном можно решать очень большие задачи.

— А вас спрашивали о предпочтениях в этом смысле? Овечкина вот спрашивали.
— Меня – нет.

— То есть узнали о выборе Билялетдинова из прессы?
— Да.

— Сами были готовы к роли капитана?
— Зачем сейчас об этом говорить, если наш капитан – Паша Дацюк? Настоящий лидер, человек, которого уважают и к которому прислушиваются. И своей игрой доказывает из года в год, что он настоящий мастер.

— Его, бесспорно, все уважают, но при этом он никогда и нигде не был капитаном. В отличие, допустим, от Овечкина и вас. Не придётся ли Дацюку в связи с этим сложновато, не придавит ли его непривычный груз?
— Думаю, что нет. В 35 лет у него достаточно опыта и знаний, как вести себя в раздевалке и на льду. И ему ни в коем случае не надо что-то выдумывать, потому что своим примером Паша доказывает, что он, повторюсь, – настоящий лидер.

— Дацюк пропустил 8 матчей кряду из-за травмы, да и Овечкин не играл два матча кряду. Нет ли в связи с этим опасений за их здоровье на Олимпиаде?
— Сезон очень длинный и насыщенный, травмы бывают. Думаю, нет ни одного хоккеиста на планете, которого не беспокоят какие-то микротравмы. Может, лучше перед той же Олимпиадой пропустить несколько игр, чтобы подойти к ней в оптимальной форме.

— Вы-то на сто процентов здоровы?
— Да, всё хорошо.

— Хотели бы получить в Сочи букву «А» на свитер?
— Для меня это не имеет никакого значения.

— То, что выпали два хоккеиста, на которых планировалась большая ставка при оборонительных действиях – Соин и Кокарев – вас не беспокоит?
— Всегда обидно, когда кто-либо получает травму. Жалко, что ребята пропустят турнир такого масштаба. Но это хоккей, в нём всё бывает. Самое главное – чтобы те, кто туда поедет, как можно лучше были готовы физически, морально и эмоционально. И, выходя на лёд, делали всё лучшее, что умеют. И тогда всё получится.

— То, что кого-то не взяли в состав, вас удивило? Эпопея с Сёминым уже позади – тогда, может, Гончара, или вашего прошлогоднего одноклубника по «Нью-Джерси» Волченкова, или Мозякина с Зариповым?
— Это не наш, игроков, вопрос. Наша задача – выходить и играть.

«ДУМАЮ, ВСЕ ОПАСЕНИЯ ПО ЧАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ — ГЛУПОСТИ»
— Как справиться с тем давлением домашних трибун, которое на вас обрушится – что удалось канадцам в Ванкувере?
— Не надо об этом думать. Надо выходить и играть. Наоборот, то, что турнир дома – это огромный плюс. Болельщики,

Илья Ковальчук в «Нью-Джерси»

Илья Ковальчук в «Нью-Джерси»

да и вся страна будет за нас переживать, гнать вперёд. И из этого надо сделать большое преимущество.

— Какой главный урок нужно извлечь из Ванкувера?
— То, что это очень краткосрочный турнир, и ни на секунду нельзя терять концентрацию. Думаю, все те, кто был в Ванкувере, это понимают. И передадут свой опыт тем, кто там не играл. Пусть этот опыт негативный – но это тоже опыт, и из него нужно сделать правильные выводы.

— Многие, в том числе и кое-кто из игроков ванкуверской сборной, считают, что команда тогда подошла к четвертьфиналу не готовой тактически.
— Не согласен. Считаю, что и тактически, и физически мы были готовы. Просто канадцы в первом периоде использовали моменты, которые у них были, а мы – нет. В этом и была разница.

— Неудача на какой из трех Олимпиад стала для вас наиболее обидной?
— Конечно, в Ванкувере. Потому что мы не просто проиграли, а с крупным счётом. Тем более настрой перед той Олимпиадой был очень боевой, выиграли два чемпионата мира подряд и считались одними из фаворитов. Но иногда бывает так, что надо сделать шаг назад, чтобы потом – два шага вперёд.

— А может, к лучшему, что получили тогда такую оплеуху, как и на последнем чемпионате мира от сборной США? Злее будете, эйфории избежите.
— Не сказал бы, что это плюс. Всё равно нельзя так проигрывать, как это сделали мы. Но, опять же, надо делать правильные выводы. Поэтому думаю, что сейчас все предельно сконцентрированы. И тренерский штаб, и все игроки знают, что нужно сделать, чтобы всё получилось.

— Сейчас много разговоров насчёт безопасности в Сочи, террористических угроз. Кое-кто из иностранных участников хоккейного турнира Олимпиады из-за этого не берёт туда своих родных. А сами что по этому вопросу думаете?
— Думаю, что все эти опасения – глупости. Во всех странах такое случается, в том числе и в той же Америке. С этим, конечно же, надо бороться, это безобразие. Но я уверен на миллиард процентов, что в Сочи Олимпиада пройдёт на ура.

— Условно говоря, после 11 сентября 2001 года вы могли выражать точно такие же опасения насчёт Игр-2002 в Солт-Лейк-Сити.
— Когда происходят такие вещи, это касается не какой-то отдельной страны, а всего мира. И бороться с этим должны всем миром.

— В августе в Сочи всем игрокам раздали флешки со схемами игры сборной. Тщательно изучили?
— Это, наверное, больше было сделано для ребят, которые играют в НХЛ, – потому что у них нет возможности поработать здесь, с Зинэтулой Хайдаровичем. Я их уже изучил на прошлом чемпионате мира, и сейчас на Кубке Первого канала было много видео, где нам рассказывали, что да как. И скоро на сборе в Казани будет время, чтобы это всё отредактировать.

Илья Ковальчук в СКА

Илья Ковальчук в СКА

— Игру в бенди на открытом воздухе предвкушаете?
— Всегда хорошо на открытом воздухе поиграть! В Казани в 2004 году мы тоже играли – причём, думаю, на том же стадионе. Так что опыт уже есть.

— Дацюк недавно участвовал в «Зимней классике» при 105 тысячах зрителей. Вам бы хотелось испытать аналогичный опыт?
— Это был огромный праздник хоккея. И вживую, и по телевизору его смотрело очень много народу. Для популяризации нашего вида спорта это здорово.

«ДАЙ БОГ, ЧТОБЫ В ФЕВРАЛЕ Я ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ТАК ЖЕ, КАК СЕЙЧАС»
— Тренер по физподготовке СКА Александр Трошин после Кубка Первого канала сказал, что вы готовитесь по специальной программе и на пик формы должны выйти именно к Сочи. Можете рассказать об этом поподробнее?
– (Смеётся.) Какой пик формы? Мы просто тренируемся, готовимся к каждой игре. Какие-то матчи складываются лучше, какие-то – хуже. Он работает в команде, не только со мной, но и со всеми ребятами. И я так же со всеми тренируюсь, хожу в тренажёрный зал.
А то уже сделали из этого какую-то суперакцию: якобы я тренируюсь один, вне команды. На самом деле мы занимаемся дополнительно, но при этом не отсутствую на тренировках, работаю с командой и делаю всё то же, что и мои партнёры.

— Так всё-таки есть индивидуальный план или нет?
— Какой-то – есть. Но он не входит ни в какое противоречие с командным. А когда будет пик – покажет только игра. Сейчас я хорошо себя чувствую, и дай бог, чтобы в феврале чувствовал себя так же.

— Но в какой-то момент было ощущение, что находитесь не в лучших кондициях?
— Сезон длинный, поэтому в оптимальной форме нельзя находиться всегда. И вообще, Кубок Первого канала не сложился удачно для всей команды. Надо посмотреть в зеркало и понять, что ты сможешь сделать лучше, по-другому, чтобы в следующий раз всё получилось.

— После Кубка Первого канала не нервничали перед объявлением олимпийского состава? Или не сомневались ни на секунду, что в него попадёте?
— Не сказал бы, чтобы нервничал. Конечно, хотелось попасть, и обрадовался, когда услышал, что моя фамилия в списке.

— Олимпийская тема на вас не давит в течение этого сезона? Ведь вам как человеку, отныне играющему в КХЛ, слышать об этом приходится несравнимо чаще, чем энхаэловцам.
— Да нет! Наоборот, хорошо. Есть стимул, есть к чему готовиться – к конкретному соревнованию, а после него — к плей-офф. Это неординарный сезон для всех, не только для меня.

— Когда в ваш адрес началась жёсткая критика после Кубка Первого канала – как это восприняли?
— Я к этому привык. У нас в России от любви до ненависти даже не один шаг, а микрошаг. Так что ничего страшного в этом нет.

— Не боитесь ли, что из героя, которым стали после Квебека, в случае неудачи в Сочи вновь превратитесь в изгоя?
— Даже не думаю об этом. С какой стати это должно произойти? Надо делать своё дело – и всё. Впереди Олимпиада, важнейшее

Илья Ковальчук на Матче Всех Звёзд КХЛ

Илья Ковальчук на Матче Всех Звёзд КХЛ

событие. Но нельзя забывать и о последующем плей-офф, очень важном для СКА.

— Не раз за карьеру, особенно после чемпионатов мира, вы выступали в роли крайнего. Но вы это выдержали, не отказались за выступлений за сборную, и в итоге были вознаграждены. А случалось, что было очень больно?
— Если честно, я прессу очень мало читаю. То, что говорят или пишут эксперты, для меня не имеет какого-то большого значения. Есть люди, чьё мнение мне очень важно. На тех же чемпионатах мира разговаривали с главным тренером и генеральным менеджером (Билялетдиновым и Касатоновым. — Прим. ред.) – и вот это действительно важно. Сделать правильные выводы и быть сильнее – самое главное. А читать высказывания кого-то со стороны… Это просто очередная статья и не более того. Так к этому отношусь.

— Нет подспудного опасения, что за эти полгода отвыкли от энхаэловских скоростей, и адаптироваться к ним по новой с ходу не удастся?
— Совершенно этого не боюсь. Наоборот, хорошо то, что здесь большая площадка, совсем другой хоккей. И, играя здесь, мне не надо будет к нему адаптироваться. Так что, думаю, это как раз станет преимуществом. Тут больше надо кататься, открываться, «закатываться», в НХЛ же углы обстрела другие, возможностей для броска намного больше.

«СОСКУЧИЛСЯ ПО ДОМУ. И НИ РАЗУ НЕ ПОЖАЛЕЛ, ЧТО РЕШИЛ ВЕРНУТЬСЯ В РОССИЮ»
— Ни разу за этот сезон не пожалели, что решили вернуться в Россию?

Илья рассмеялся и совершенно не выдавил из себя следующие слова:
— Нет, конечно! Это было не спонтанное решение. И я всем очень доволен.

— Раз не спонтанное — сколько времени оно вызревало?
— В течение локаута. Разговаривали, думали. Потом, когда приехал в НХЛ, разговаривал с генеральным менеджером «Дэвилз» (Лу Ламорелло. – Прим. ред.). Хорошо, что всё решилось так, – и думаю, что все стороны остались довольны.

— То, что у «Нью-Джерси» были достаточно серьёзные проблемы с финансированием и один из совладельцев клуба вышел из бизнеса, на ваш взгляд, повлияло на то, что вас отпустили?
— Может быть. Думаю, этот вопрос надо адресовать Лу. Я ни в какие финансовые темы не лез. Задержек по зарплате у нас не было. Хорошо, что мы договорились, поняли друг друга и разошлись, пожав друг другу руки.

— Думали, этот процесс окажется сложнее?
— Он и не был простым. И агент мой много встречался с руководством клуба, разговаривали, обдумывали, как лучше сделать и вообще нужно ли это делать. Хорошо, что всё так получилось.

— С Ламорелло расстались хорошо?
— Да.

— То есть не исключаете, что когда-нибудь ещё вместе поработаете?
— Посмотрим.

— Объясните: сейчас права на вас в НХЛ никому не принадлежат? То есть, если однажды надумаете вернуться за океан, будете там неограниченно свободным агентом?
— Даже не знаю. Но контракт «Нью-Джерси» со мною разорван, и сейчас я целиком и полностью принадлежу СКА. Так что

Илья Ковальчук на Матче Всех Звёзд-2014

Илья Ковальчук на Матче Всех Звёзд-2014

через три с половиной года, когда соглашение закончится, по всей видимости, для НХЛ я буду неограниченно свободным агентом.

— Ещё на прошлогоднем Матче звёзд КХЛ вы говорили мне: «Какой разрыв контракта? У меня многолетнее соглашение с „Нью-Джерси“. Это были просто слова „для печати“, или в тот момент вы действительно не верили, что летом вернётесь в СКА?
— Не то чтобы не верил – просто об этом ещё не думал. Когда приехал в НХЛ, задумался. И уже после сезона получилось всерьёз поговорить с Лу. Только тогда и понял, что это реально.

— С кем из энхаэловцев ни поговоришь – все вашим решением сильно удивлены. Что всё-таки было главным в вашем выборе?
— Моё желание играть в России. И поддержка моих близких. Сейчас очень часто вижу маму и сестру – гораздо чаще, чем раньше. Соскучился по дому. Мне здесь очень комфортно, всё устраивает.

— Семья, кстати, поедет в Сочи?
— Окончательно ещё не решили. Но, скорее всего, жена и сестра приедут.

— Жена и дети всё время здесь, или часть времени проводят в Штатах?
— Всё время здесь. Дети в садик ходят, старшая дочка – уже в школу.

— Не трудно оказалось на мороз переключаться?
— Только хорошо. Тем более что до этого в Нью-Йорке погода была примерно такая же.

— В Майами, где семья раньше проводила много времени, явно теплее.
— Мы же жили последнее время в Нью-Джерси, а там зимняя погода от московской мало чем отличается.

— Недавно читал репортаж из Ньюарка, и там было сказано, что до сих пор куча болельщиков в ваших свитерах на домашние матчи „Нью-Джерси“ ходит. Удивлены?
— Недавно там Шакил О’Нил вышел в майке Поникаровского шайбу вбрасывать. Так что, получается, Леха намного популярнее (улыбается).

»ДУМАЮ, ВО ВРЕМЯ ЭТАПОВ ЕВРОТУРА ЧЕМПИОНАТ ОСТАНАВЛИВАТЬ НЕ НАДО"
— Мечта о Кубке Стэнли, от которого вы два года назад остановились в одном шаге, по-прежнему жива?
— Посмотрим. Почему нет? Мне всего 30 лет, так что всё ещё впереди.

— Тот проигранный финал до сих пор занозой в вас сидит? Есть ощущение – могли тогда всё-таки победить?
— После драки чего кулаками махать? Могли, не могли… Произошло то, что произошло. Поэтому надо шагать вперёд, и дай бог, чтобы в моей жизни был ещё не один финал.

— У того же Павла Буре был один, с «Ванкувером», когда он сам команду до финала и дотащил. Он его проиграл – а больше шанса выиграть Кубок Стэнли не получил. Не возникало мыслей, что этот шанс может оказаться для вас единственным?
(Смеётся.) — Нет, я так не думаю.

— А легко ли вам, считаете, будет вернуться в НХЛ после такого нашумевшего досрочного отъезда, как минувшим летом?
— Да я об этом даже не думаю. У меня здесь только первый сезон четырёхлетнего контракта со СКА. Когда он

Илья Ковальчук и эстафета Олимпийского огня

Илья Ковальчук и эстафета Олимпийского огня

закончится – тогда и приму решение, что делать дальше.

— За НХЛ сейчас внимательно следите? С кем-то созваниваетесь, списываетесь?
— Нет, переписываюсь очень редко, потому что у нас очень плотный график, плюс разница во времени. Только за результатами и новостями смотрю. Просматриваю их с утра, когда еду на тренировку.

— За «Нью-Джерси», уйдя оттуда, болеете?
(Улыбается.) – Что значит – болею? Смотрю результаты – как и любой другой команды.

— В то время как вы перешли вернулись в КХЛ, Дацюк на три года продлил контракт с «Ред Уингз», хотя и его активно звали в Россию. Ожидали ли этого? Почему, на ваш взгляд, он принял такое решение?
— Это надо у самого Паши спросить. А главная причина одна и простая – его желание ещё поиграть в «Детройте».

— С Дацюком я разговаривал. Он объяснил так: «Хочу расти как хоккеист и играть в лучшей лиге мира». А вы чувствуете разницу в уровнях двух лиг?
— Опять же, совсем разный хоккей, разные лиги. КХЛ шесть лет, поэтому как её можно сравнивать с НХЛ? Не надо сравнивать. Надо просто расти и всё улучшать. Сейчас сильные команды в Европе к КХЛ присоединились и ещё присоединятся. Интересный турнир, по сравнению с прошлым годом даже сильнее. Дай бог, чтобы в следующем сезоне ещё больше игроков хорошего уровня сюда приехали, и выросла конкуренция.

— Есть ощущение, что нынешнюю КХЛ не сравнить с локаутной, в которой играла значительная часть лучших хоккеистов мира. Неужто не согласны?
— Да я бы не сказал. Сейчас все команды усилились. Конечно, без таких звёзд как Малкин, Овечкин, Дацюк, любая лига будет чуть менее интересной. Но КХЛ – очень сильная лига, в которой приятно и непросто играть.

— Есть ли то, что в каждодневном режиме вас в нашем хоккее расстроило?
— Единственное – перерывы на Евротур. Это, пожалуй, самая большая разница с той же НХЛ. На первый турнир я не поехал, мы тренировались две недели в Питере. Мне кажется, что такие вещи чуть снижают интерес к КХЛ.

— Евротур, по-вашему, надо убирать?
— Ну, не убирать. А может быть, не останавливать при этом чемпионат.

— То, что вы не поедете на тот этап, выяснилось в последний момент. Что всё-таки там произошло?
— Ничего особенного. Алексей Викторович с Зинэтулой Хайдаровичем (Касатонов с Билялетдиновым – Прим. Авт.) решили, что мне лучше остаться и тренироваться в клубе.

— Вообще, с Касатоновым часто общаетесь на тему Олимпиады?
— Общаемся, конечно. На тему того, как лучше всего подготовиться к этому турниру. Что мы и делаем.

«ДАЙ БОГ, ЧТОБЫ У КУЗНЕЦОВА В „ВАШИНГТОНЕ“ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ»
— Вы и в прошлом сезоне во время локаута постоянно играли в звене с Виктором Тихоновым, и в матче со «Спартаком» я увидел, что вы отлично понимаете друг друга и с удовольствием взаимодействуете. Не хотели бы сыграть с ним в Сочи в одной тройке?

Илья Ковальчук

Илья Ковальчук

— Для меня играть с любым партнёром по сборной будет одно удовольствие. И огромная честь. Куда тренер поставит, там и буду играть.

— Тем не менее все помнят, как здорово играла на Кубке Первого канала 2012 года тройка Ковальчук – Дацюк – Радулов. Ожидаете ли её воссоздания в Сочи?
— У нас хорошо получалось. Но решать, кому с кем играть, только тренерскому составу.

— Один из тех, кто не поедет в Сочи, — Евгений Кузнецов. Он недавно сказал, что на фоне последних выступлений «Трактора» от него в Челябинске даже собаки отворачиваются, не говоря о людях в магазинах. А как относятся болельщики СКА к проблемам, которые в этом сезоне периодически испытывает команда? Вы это на себе не чувствуете?
— Нет. Думаю, что и Женя Кузнецов где-то палку перегнул. Эмоциональный молодой парень. Дай бог, чтобы у него всё получилось в «Вашингтоне», куда он хочет. Мы будем только рады его успехам, чтобы он набрал как можно лучшую форму и в дальнейшем помог сборной России.

— На два года человек остался в России ради попадания в олимпийскую сборную – и в итоге проехал мимо неё. А уехавший Валерий Ничушкин отправится в Сочи…
— Это жизнь, что делать. Неважно, где ты играешь – в Челябинске или Далласе, Питере или Детройте. Главное – тренироваться, прогрессировать. И тогда тренерский штаб это обязательно заметит и вызовет в сборную. Не думаю, что какую-то роль сейчас играет то, в какой лиге ты выступаешь.

— Что посоветуете Ничушкину как опытный боец, в этом же возрасте участвовавший в Олимпиаде?
— Чтобы он играл так же, как он играет в своём «Далласе». Потому что его взяли в Сочи за ту игру, которую он там показывает. Не тушеваться и побольше забивать!

— Большое ли дело сделал для вас и вашей карьеры Вячеслав Фетисов, взяв вас на Игры в Солт-Лейк-Сити? Овечкин, вспоминая себя в Турине, говорил, что такие вызовы – это работа на хоккейное будущее страны.
— То, что Вячеслав Александрович тогда взял меня в команду, сыграло огромную роль в моём становлении. Я приобрёл неоценимый опыт. Тем более тогда у нас была суперзвёздная команда, и окунуться в ту атмосферу для моей дальнейшей карьеры было огромным плюсом.
Меня впечатлило всё. В 18 лет я попал в раздевалку, где были братья Буре, Фёдоров, Малахов, Миронов, Хабибулин… Когда играл в «Спартаке», то только следил за этими ребятами по газетам. А через полгода оказался с ними в одной команде. Это были непередаваемые впечатления!

— С Фетисовым поддерживаете отношения?
— Да, мы общаемся. Иногда созваниваемся, он меня поддерживает, даёт ценные советы, которые для меня очень важны, и я к ним прислушиваюсь. Вячеслав Александрович и на игры «Нью-Джерси» приходил, когда приезжал в Нью-Йорк.

— Теперь довольны, что сами в 18 лет поехали в НХЛ?
— Я уезжал в совсем другой ситуации, и у меня не было варианта остаться. Конечно, не жалею, что уехал. У меня

Илья Ковальчук и Евгений Малкин

Илья Ковальчук и Евгений Малкин

многое получилось, и я приобрёл огромный опыт. Всё, что ни делается – к лучшему.

— А почему не было варианта остаться?
— Где?

— «Спартак»-то во многом благодаря вашим 28 голам в том сезоне как раз вышел в Суперлигу.
— Но уровень хоккея был совсем другим. Поэтому тогда сели с родителями и решили, что нужно поехать и попробовать свои силы в НХЛ.

— Удовлетворены ли своей энхаэловской карьерой в целом? Или у 1-го номера драфта НХЛ она могла получиться и лучше – например, с точки зрения количества матчей в Кубке Стэнли?
— В плей-офф я играл, до финала доходил. Хоккей – командный вид спорта, не только от тебя зависит, играешь ты в Кубке Стэнли или нет. Как хоккеист я состоялся. Может быть, я чего-то там не добился. Но ещё есть время впереди.

— Есть ощущение, что молодые в достаточно массовом порядке опять сильно захотели в НХЛ, появился какой-то тренд. По-вашему, это хорошо? Или лучше, чтобы они матерели в КХЛ?
— Это их личное дело. Ни мне никогда не навязывали, ни я не буду навязывать своё мнение на этот счёт. Как раз очень хорошо, что в мире есть две сильных лиги, и для любого игрока есть выбор, где играть. Думаю, это огромный плюс для любого хоккеиста.

«ХОТЕЛ БЫ СХОДИТЬ НА ПЛЮЩЕНКО»
— Под конец разговора вернёмся к Сочи. Будете ли смотреть соревнования по другим видам спорта? И со многими спортсменами ли знакомы?
— Знаком с тем же Плющенко. Очень рад, что он пробился в команду, и уверен, что он выступит очень хорошо. Вот на его выступление очень хотелось бы пойти, если выпадет такая возможность.

— Как сами относитесь к спорам насчёт его кандидатуры в одиночном мужском катании?
— Он великий спортсмен и человек, через многое прошедший. После перенесённых им операций вернуться в те кондиции, в которых он сейчас находится… У меня слов не находится, чтобы это охарактеризовать. Плющенко – особенный человек, и я очень рад, что он будет в составе нашей делегации. Уверен, что он принесёт медаль нашей стране.

— Понятно, что все грезят золотом хоккейной сборной. А как вы воспримете итоги Олимпиады, если она завоюет медаль какого-то иного достоинства?
— Сейчас не надо загадывать. Надо приезжать и делать своё дело. А выводы будем делать после Олимпиады.

— Пока ещё никому в истории отечественного хоккея не удавалось сыграть на пяти олимпийских турнирах. Исходя из возраста, у вас такая возможность будет вполне. Мечтаете о таком рекорде?
— Сейчас мечтаю только о том, чтобы хорошо сыграть в Сочи. А что будет потом, загадывать не люблю. Живу сегодняшним днём.

— Ещё можете и достижение Теему Селянне с 6 Олимпиадами повторить – тогда-то вам будет не 43, как ему сейчас, а 38!
— Дай бог!

Дай-то Бог!

Дай-то Бог!

Комментарии