Показать ещё Все новости
С прицелом на Сочи-2014
Елена Молчанова
Комментарии
На завершившемся в Казани чемпионате России по фигурному катанию победительницей женского турнира стала 12-летняя Аделина Сотникова, воспитанница Елены Буяновой-Водорезовой.

Перед началом нынешнего чемпионата России все журналисты и любители фигурного катания разделились на два клана: одни считали, что главная интрига женского турнира – сможет ли попасть на пьедестал кто-то из трёх 12-летних участниц (Елизавета Туктамышева, Полина Шелепень и Аделина Сотникова). Другие же ставили вопрос иначе: позволят ли эти 12-летние девочки, с легкостью прыгающие все сложнейшие прыжки и полностью адаптированные к новой судейской системе, прорваться в число призёров хотя бы одной взрослой девушке.

Чемпионат России. Казань

Женщины. Произвольная программа


1. Елизавета Туктамышева — 110,06

2. Аделина Сотникова — 105,62

3. Катарина Гербольдт — 99,18.

Женщины. Итоговые результаты

1. Аделина Сотникова – 160,55

2. Елизавета Туктамышева – 159,88

3. Катарина Гербольдт – 149,31.

Верной оказалась именно вторая постановка вопроса. По своему техническому мастерству, сложности программ, уверенности катания юным фигуристкам равных не было. Даже Полина Шелепень (она тренируется в Москве у Этери Тутберидзе), допустившая несколько ошибок и слегка «утопленная» пресловутой второй оценкой, поразила всех сложнейшим каскадом: тройной флип – тройной тулуп – двойной риттбергер (в мире его делают всего несколько девушек). Воспитанницы же Елены Буяновой-Водорезовой и Алексея Мишина – соответственно Аделина Сотникова и Елизавета Туктамышева – за первое и второе места боролись лишь между собой.

Парадокс в том, что чемпионка и вице-чемпионка России по возрасту пока не имеют права участвовать даже в юниорских международных соревнованиях, официально они пока «новисы», т.е. могут кататься только в детских турнирах. Тренер чемпионки, Елена Водорезова, ставшая звездой мирового фигурного катания именно в 12 лет, даже засмеялась по этому поводу: «Возрастные ограничения для участниц международных стартов ввели именно после того, как выскочила я. А теперь получается, что моя же ученица не может выступать на крупнейших чемпионатах именно из-за меня».

На взрослый же чемпионат Европы в этом году поедут Катарина Гербольдт и Нина Петушкова, занявшие на национальном первенстве лишь третье и четвёртое места.

После официальной пресс-конференции мы поговорили с тренером юной чемпионки.

— Елена Германова, в чём причина такого успеха совсем юных фигуристок? Только в том, что маленьким проще прыгать, или это поколения такие?
— Вы знаете, 12-летних девочек много, а прыгают только эти три, по крайней мере у нас в России. Конечно, им проще. Я и себя вспоминаю — ещё нет такого груза ответственности. Можно очень быстро туда, на верх, забраться, но остаться там тяжелее. И тут главная задача моя как тренера — сохранить эту её целеустремленность. Конечно, мы будем проходить взросление, будут проблемы и падения, но главное, чтобы после этих падений Аделина делала верные выводы. Тогда всё будет нормально.

У Аделины такие родители, которые очень мне помогают. Они занимаются ребенком, это их главная задача. Она всегда готова на тренировку: она «выспана», накормлена. Для родителей это работа, они же сутками сидят на катке. Это огромный труд. Ну и главное – они мне доверяют. Самое ужасное, что это сейчас уже почти дико – настолько редко такое доверие встречается.

— Вы говорили, что Аделину очень поддерживают родители.
— Знаете, сейчас очень много родителей, которые мешают, лезут в работу тренера. Даже здесь, на чемпионате России, много спортсменок, которые не менее талантливы, но родители просто не дали тренерам возможности тренировать. Это очень смешно, но на самом деле это грустно. Получается, что они лучше знают. А у Аделины такие родители, которые очень мне помогают. Они занимаются ребенком, это их главная задача. Она всегда готова на тренировку: она «выспана», накормлена. Для родителей это работа, они же сутками сидят на катке. Это огромный труд. Ну и главное – они мне доверяют. Самое ужасное, что это сейчас уже почти дико – настолько редко такое доверие встречается.

— Давайте, может быть, расскажем о родителях.
— Маму зовут Ольга. Больше, конечно, общаемся с ней. А папа (он занимает ответственный пост в московской милиции) у них скорее в роли шофера здесь. Она у него даже спит в машине. Папа очень добродушный, с прекрасным чувством юмора, очень переживает за дочь. У Аделины есть младшая сестра (она, правда, не занимается фигурным катанием). Очень дружная семья, хорошие родители. Думаю, что и без каких-то конфликтов ничего не произойдет, конечно, но в целом семья очень поддерживает девочку.

— Дай бог, потому что девочка действительно само очарование.
— Очень искренняя. Очень человечек хороший. Нет в ней еще стервозности пока – может, и к сожалению, потому что немножко надо Смеется.). Но у неё ещё этого нет. Если Лиза (Елизавета Туктамышева. – Прим. «Чемпионат.ру») уже такой тёртый калач, то Аделина ещё не такая.

— Любите вы её.
— Да она мне уже как дитё. Отдушина после мальчиков (Аделина тренируется в одной группе с другими учениками Водорезовой – в том числе с членами взрослой сборной страны Андреем Грязевым и Артёмом Бородулиным. – Прим. «Чемпионат.ру»). С мальчиками уже более глобальные задачи, я очень часто уезжаю и на этапы Гран-при, и на другие соревнования. А она у меня товарищ такой – неприхотливый. Если я уезжаю, значит, уезжаю. Значит, тренируемся с тем, кто на месте.

— Аделина сказала, что на тренировках у них нет эдакого элемента соревновательности между ней и мальчиками.
— Конечно, нет. Они ей помогают, она в другой среде, она не катается со своими ровесниками. Это ей очень помогает. Мальчишки любят её, вот болели за неё тут, кричали. Она это знает. Дорожку здесь делала – на них смотрела, улыбалась.

Конечно, мы будем проходить взросление, будут проблемы и падения, но главное, чтобы после этих падений Аделина делала верные выводы. Тогда всё будет нормально.

— Кокетничает?
— Нет, не кокетничает, потому что они особо-то с ней не сюсюкают, компания всё же другая. Но тем не менее они общаются, любят, и она ребят любит – Артёма Бородулина, Андрея Грязева. У нас вообще очень хорошая команда, дружный коллектив, прекрасная школа. У нас нет «твоё-моё», у нас всё общее.

— Татьяна Анатольевна Тарасова с ней тоже занимается?
— Да. Она помогает и в программе, и очень любит Аделину, и много с ней экспериментирует. Вы видите, какие у неё вращения – она этим отличается, это всё отсюда. Она у Татьяны Анатольевны тоже как отдушина после всех этих передряг, она всегда к ней так: «Ада, Ада, Адочка!»

А Тарасова и меня держит в тонусе на тренировках, чтобы всё сделала, что нужно. Это наша опора, мы её очень любим и ждём. Очень много ценных советов она нам дает. Она тренер олимпийских чемпионов, ей есть что сказать, и есть чему у неё поучиться.

— И последний вопрос как раз о команде. Когда Аделина заходила на финальную комбинацию из двух двойных акселей, вы кричали...
— «Стоять!»

— Да, и на заключительную дорожку все вместе отправляли! Это явно был крик целого коллектива. Кто ещё там был?
— Хореограф Ирина Анваровна Тагаева. То, что Ада всегда причесана, накрашена – это полностью её заслуга. Она как наседка с ней. Я более жёсткий товарищ, а она ей как дитя. Стояла администратор нашей команды, Лидия Петровна, которая чуть не плачет сейчас — она её очень любит. Сзади наши тренеры стояли. Мы всегда такой командой стоим.

— Спасибо, и удачи вам с мальчиками (Артём Бородулин после короткой программы всего на два балла отстает от лидера – Сергея Воронова. – Прим. «Чемпионат.ру»)!
— Ой, хотелось бы!

Комментарии