Показать ещё Все новости
Зеликсон: вопрос престижа - дело временное
Любовь Алисина
Зеликсон: вопрос престижа - дело временное
Комментарии
О престижности гимнастики, медалях на ОИ, своей ученице, сборной России и травмоопасности гимнастики - в 1-й части интервью с Сергеем Зеликсоном, личным тренером Анастасии Гришиной.

Сергей Зеликсон — тренер высшей категории, работавший ранее в бригаде с Диной Камаловой, которая сегодня успешно тренирует наших конкурентов в США в клубе Валерия Люкина. Девочки, с которыми ранее работали Алия Мустафина, Мария Пасека, Анастасия и Маша Карповы, сейчас показывают хорошую гимнастику. Правда, нынче они тренируются у других специалистов, потому как после отъезда Камаловой группа распалась. Сергей Зеликсон же стал работать с Настей Гришиной, чемпионкой Европы 2010 года среди юниоров в командном первенстве на брусьях и вольных упражнениях. Настя — надежда российской гимнастики на олимпийское золото Лондона. Разговор же с её тренером начался с воспоминаний о минувшем сезоне.

В гимнастике, как и в любом сложнокоординационном виде спорта, тело спортсмена — это своего рода музыкальный инструмент. Для того чтобы он хорошо звучал, его необходимо постоянно настраивать. Иначе он будет фальшивить.

— Сергей Борисович, ваша ученица Анастасия Гришина довольно успешно закончила прошлый сезон и, насколько известно, в конце года должна перейти из молодёжной сборной в основную. Вы довольны результатами, которых с ней добились?
— В прошлом сезоне Настя, действительно, показала хороший результат, став абсолютной победительницей первенства России в многоборье. В рамках подготовки к ЧЕ-2010 нам удалось победить на весьма престижном турнире в Джесоло, где кроме японских, английских и итальянских гимнасток участвовали спортсменки из США. Несмотря на то что мы соревновались в юниорском сегменте, сумма баллов, показанная Гришиной, была наивысшей среди всех участниц, мы обогнали всех — и юниоров, и взрослых спортсменок всех команд. Учитывая, что в последнее время российским гимнасткам весьма редко удаётся обходить американок, этот факт позволяет считать выступление весьма успешным. Ну и, наконец, на чемпионате Европы 2010 года в Лондоне Настя завоевала золото в составе команды, серебро в многоборье и две золотые медали в отдельных видах.

— Вы уступили многоборье Вике Комовой, которая недавно стала абсолютной чемпионкой первых юношеских Олимпийских игр в Сингапуре, хотя в первый день показали лучший результат.
— Настя младше Вики на год, и то, что она стала второй, меня как тренера вполне устроило. Незачем ставить спортсмену запредельные задачи. Всему своё время. Мы были очень рады за Вику, потому что она уже несколько лет является ведущей гимнасткой страны, много трудится и показывает блестящие результаты. А любое выступление своей ученицы я разделяю на качество и результат. И если зачастую результат вполне устраивает, то качество ещё не совсем.

— А что с качеством? Ведь Настя уже много раз становилась победительницей на первенствах России. Разве это не гарантия её дальнейших успехов?
— В гимнастике, как и в любом сложнокоординационном виде спорта, тело спортсмена — это своего рода музыкальный инструмент. Для того чтобы он хорошо звучал, его необходимо постоянно настраивать. Иначе он будет фальшивить. Проблема качества исполнения, на мой взгляд, это проблема всей российской гимнастики, а не только отдельно взятого спортсмена.

Когда ребёнок занимается на брусьях, то его необходимо страховать. Это значит, что тренер помогает руками выполнять сложные элементы: «ловит» при перелётах, подталкивает при отмахах в стойку.

— Есть ли в этом связь с результатами выступления российской сборной, остающейся в последние годы без медалей на Олимпийских играх? Отчего зависит хорошее выступление гимнасток?
— Безусловно, связь есть. Проблема качества исполнения — это прежде всего базовая подготовка, которую должны закладывать тренеры с первых лет занятий гимнастикой. Зачастую в погоне за результатом многие перескакивают этап качественного обучения исполнению базовых элементов, а затем приступают к освоению более сложных, не добившись нужной стабильности на ранних этапах.

— Что заставляет тренеров идти на это? Ведь гимнастика — травмоопасный вид спорта, и мы знаем, как часто многие спортсмены получали травмы, выполняя сложные элементы.
— К сожалению, причина этого — система оплаты труда в гимнастике. Она много лет не менялась. Мало кто из чиновников задумывался над тем, что тренер, проработав 5-6 лет в спортивной гимнастике, не может сохранить всю группу своего первого набора и подготовить из них 8-10 перворазрядников, чтобы получать максимальную ставку.

— Разве это невозможно? Неужели такой большой отсев происходит?
— Дело в том, что программу первого взрослого разряда в гимнастике девочки должны выполнять, начиная с 10 лет и заканчивая в 12. А по содержанию специальных требований к уровню мастерства это уже практически кандидаты в молодёжную сборную. Освоить массово такую сложную программу просто невозможно. Например, можно легко представить, как 10 «художниц» одновременно тренируются на ковре с различными предметами. Одна выполняет упражнение, а остальные – готовятся. При этом все выполняют отдельные элементы своей программы, не стоят на месте. Или в лёгкой атлетике — бежит группа из 10 человек кросс, и никто никому не мешает. А как это можно сделать на брусьях? Да ещё так, чтобы ребенок не получил травму? Когда ребёнок занимается на брусьях, то его необходимо страховать. Это значит, что тренер помогает руками выполнять сложные элементы: «ловит» при перелётах, подталкивает при отмахах в стойку и т.д. Таким образом, чтобы выполнить первый спортивный разряд, надо уже уметь это делать.

Раньше в нашей стране родители гораздо чаще вели детей заниматься гимнастикой. Это было куда более престижно, чем сейчас. Но вопрос престижа — дело временное. Будут у нас снова звёзды, такие как Светлана Хоркина и Алексей Немов, тогда и массовость повысится.

— Получается, что есть противоречие между массовой гимнастикой спортивных разрядов и гимнастикой большого спорта?
— Да, есть такое противоречие. Оно губит наш вид спорта, заставляет наших тренеров форсировать подготовку, судей закрывать глаза на качество подготовки, чтобы дать возможность спортсменам выполнить разряд, а значит, тренерам получить соответствующую тарификацию для повышения зарплаты. В результате эти проблемы много лет мешают появлению таких звёзд, какие были раньше в СССР. Тех, кто регулярно побеждал на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.

— А чем, на ваш взгляд, отличается нынешняя российская гимнастика от той, что была в СССР? И чем отличаются наши соперники от тех, что были раньше?
— Вы знаете, на последних Олимпийских играх в Барселоне-1992, где выступала сборная СНГ, в её составе была всего одна гимнастка из России — Елена Груднева. Она завоевала только одну медаль — командную. В личном первенстве и на отдельных видах лидировали гимнастки из других республик и стран. Так что к моменту развала СССР женская спортивная гимнастика России не была лидером. Критерии лидерства на мировой арене особых отличий от тех, что были в те времена, не имеют. А вот по массовости, безусловно, есть. Раньше в нашей стране родители гораздо чаще вели детей заниматься гимнастикой. Это было куда более престижно, чем сейчас. Но вопрос престижа — дело временное. Будут у нас снова звёзды, такие как Светлана Хоркина и Алексей Немов, тогда и массовость повысится.

Продолжение следует.

Комментарии