Показать ещё Все новости
О недовольстве оценками, четверном выбросе и шоу Плющенко. Откровенные Косторная и Куница!
Екатерина Боброва Андрей Журанков
,
Алёна Косторная и Георгий Куница
Аудио-версия:
Комментарии
Алёна и Георгий стали гостями подкаста «Ход коньком».

Российское парное катание в текущем сезоне и так балует самой беспринципной дуэлью, так огня добавляет ещё и новообразованная пара — чемпионка Европы 2020 года в одиночном катании Алёна Косторная и её муж Георгий Куница. Ребята выступили в серии национального Гран-при и на чемпионате России, по пути создав не один скандальный инфоповод.

Ведущие подкаста «Ход коньком» олимпийская чемпионка Екатерина Боброва и журналист Андрей Журанков поговорили с ребятами и обсудили все интересующие темы: как мирные — про скатанность пары и работу над программами, так и хайповые — стендап Алёны о судействе и конфликт с дизайнером Куклычёвой.

О предложении на воздушном шаре

Андрей: Самый неожиданный подарок, который вы друг другу дарили?

Георгий: Кольцо.

Екатерина: Это правда было неожиданно?

Алёна: Это было очень ожидаемо! Мне надо было что-то в его сумке, я полезла, а он начал её отодвигать и убегать. Я такая: что-то здесь нечисто (смеётся).

Андрей: Сюрприз не дожил до сюрприза?

Георгий: Думаю, она догадывалась, когда мы ехали на воздушный шар.

Алёна: Я боюсь летать и боюсь замкнутых пространств! Воздушный шар — это всё в одном.

Андрей: Гоша, ты об этом знал?

Алёна: Да!

Георгий: Но у меня выхода не было (смеётся).

Екатерина: Я слышала, что очень опасно делать предложение на воздушном шаре. Это красиво, невероятно, но вдруг девушка скажет нет? И всё, тебе придется в замкнутом пространстве час долетать, пока вы не сядете, потому что деться некуда. Ты боялся такого исхода?

Георгий: Мне тоже так некоторые люди говорили: если она скажет нет, вы будете молча долетать вниз или ты просто выпрыгнешь?

Екатерина: Или её скинешь, она же тебя отвергла (смеётся).

Георгий: Я боялся, честно скажу. Но в итоге нормально.

Свадьба Алёны Косторной и Георгия Куницы

Свадьба Алёны Косторной и Георгия Куницы

Фото: Из личного архива Анны Беспаловой

О возвращении «Ангела»

Алёна: В короткой программе «Ангел», которую мы сейчас будем нарабатывать, часть движений практически идентична с предыдущей версией. Но всё мы делаем совместно — это всё я ставила: все шаги, дорожки. Мне сильно помогала в этом Бетина [Попова], она отслеживала блоки, если вдруг я закосячу, подстраивала Гошу, ставила некоторые элементы Гоше — одна голова хорошо, две лучше. Но это практически мой проект.

Екатерина: Кому эта идея пришла в голову?

Георгий: Нас немножко подтолкнули.

Алёна: Мы на последнем нашем этапе Гран-при катали связку под музыку другой пары — это был Experience Людовико Эйнауди в современной обработке. И мы едем — вроде бы шаги из «Crazy in Love», но так легло на музыку! Я еду и думаю: надо поспокойнее ехать, а то ещё что-то подумают. И я говорю: «Блин, Бетин, прикинь, мы сейчас ехали…» И она такая: «Да, я тоже заметила». Я говорю: «Давай попробуем поменять». И я не нашла более красивых мелодий. Всю музыку «Ангела» брать не хотелось, и это было бы неправильно.

Георгий: Но программа всё равно совершенно другая.

Алёна: Там есть какие-то фишки, как начало, чтоб у людей щёлкнуло. И я не нашла более красивых мелодий. Это Эйнауди, но тоже не весь, а, так как его кучу раз катали, смысла его брать нет. Рихтера же катали только я и ещё, может быть, два человека.

Екатерина: Когда услышала эту новость, у меня первая мысль была: это же гениальная идея! Все прекрасно знают твоего «Ангела», и я подумала именно с позитивной точки зрения, что вот сейчас будет классное продолжение истории. Единственное, что я не поняла, зачем надо так резко это делать перед чемпионатом России, но это ваше дело.

Как Косторная и Куница выступили с «Ангелом» на чемпионате России
Косторная опять удивила, вернув культовую постановку. Но выступление — худшее в сезоне
Косторная опять удивила, вернув культовую постановку. Но выступление — худшее в сезоне

Алёна: Потому что когда люди идут на чемпионат России с целью побеждать, зная, что они будут в претендентах на медали… А когда вы идёте… Ну, не 20-ми запасными (смеётся), ладно, в 12 влезли, но терять особо было нечего, поэтому почему нет?

Екатерина: Может быть, идею к следующему сезону придержать?

Алёна: Мы «Crazy in Love» накатывали с марта и что-то не очень накатали. Во-первых, музыка сложная сама по себе.

Андрей: Я думал, ты можешь выразить любую музыку.

Алёна: Могу, но мы же вдвоем катаемся, тут нужно показывать другие эмоции. Мы пока показывали эмоции «я еду за элементом» и «во, посмотрите, какая я красивая». Выпадания из образа были, и мы не смогли их раскрыть. Может, у нас получится это через какое-то время, когда уже не будет погони за элементами. Поэтому было принято решение, что такая классика будет более гармонично смотреться.

Екатерина: Вторая мысль, которая у меня проскочила: а зачем? Все же будут сравнивать. Не было таких опасений?

Георгий: Нам много человек об этом говорили.

Алёна: Но я подумала, что надо дать шанс этой музыке. Иногда проще дать людям то, что они хотят, чем пытаться говорить: нет, я права, поверьте мне — чтобы в случае провала они такие: мы сами себе придумали, мы сами ждали.

О скандале из-за оценок судей в Омске

Андрей: Ты изменилась за эти три месяца выступлений?

Алёна: Я просто успокоилась касательно некоторых моментов. Я долго не была на соревнованиях, хотела выйти и сразу показать: посмотрите, какая я! А потом поняла, что так, наверное, не получится, придётся чуть-чуть подождать.

Андрей: То интервью в Омске как раз относится к тому периоду, когда ты хотела показать себя?

Алёна: Я настолько хотела показать себя, показать нас, что мы проделали работу… На самом деле, не совсем тогда понимала, из чего строятся оценки в парном катании.

Георгий: В одиночном 68 баллов в короткой программе — это кажется прям (показывает рукой вниз). А в парах, если сейчас посмотреть на Европу, оказывается, это тройка.

Алёна: Это даже очень хорошо!

Андрей: Так нет: вы с результатом чемпионата России получается первые.

Алёна: Сравнивать на самом деле тяжело.

Георгий: На Гран-при в Омске не было чего-то глобального. Просто были конкретные вопросы по судейству.

Алёна: Плюс я была расстроена, и все эти эмоции в кучу накатили. Я не достигла желаемого: хотела набрать определённую сумму баллов. Чуть-чуть до неё не добрала.

Андрей: Ты хотела 70?

Алёна: Ну, да. 70 с копеечками. Я чуть-чуть не добрала, и всё — для меня это стало потерей. Кошмар! Мир рухнул. Я плохая, все плохие. Гоша говорил: «Это нормально, у тебя поддержка дешевле, чем вот эта». А я: «Но как так?!»

Омский стендап Косторной
«Наш труд смыт в унитаз». Косторная разнесла судейство после дебютного турнира в парах
«Наш труд смыт в унитаз». Косторная разнесла судейство после дебютного турнира в парах

Андрей: Я специально распечатал протоколы. На Гран-при в Омске у вас 68 за короткую программу, на чемпионате России — 63.

Алёна: На чемпионате России, во-первых, Гоша был заболевший. Плюс новая программа. И, конечно, на выбросе мы потеряли очень много.

Андрей: Я не про это, а про то, что никакого скандального интервью потом не было.

Алёна: А зачем скандалить, когда сами допустили ошибки? Если бы мы откатали идеально по нашим меркам и тоже получили бы 63 — другое дело. В Омске мне было непонятно, когда я позже увидела детализацию оценок, почему за хорошо исполненную поддержку нам условно ставят «-3». Почему? Она не была сорвана, без зубцов, то есть это была хорошая поддержка. Да, без каких-то суперпозиций, вариаций, однако это нормальный вариант: не самый лёгкий, но и не мегасложный, крутой, навороченный.

Андрей: Ты хочешь сказать, что там была странная история? Разброс в оценках за эту поддержку от «-3» до »+3»?

Алёна: Да.

Георгий: Одно дело, когда один судья ставит «-3» и его оценка не учитывается. А когда двое, то баллы сразу снижаются сильно.

Алёна: Как будто кто-то друг у друга подсмотрел. Словно на контрольной списали. Я чисто с этим сравниваю, для меня это было действительно непонятно. Ну как? Вот я смотрю на элемент. Делим меня на два. И одна я ставлю «-3», а другая — «+3». Что между этими шестью-пятью отрезочками? Почему так происходит? Для меня это непонятно. В тот момент мне, естественно, точного ответа не дали. Объяснили только по уровням. Но я с уровнями и не спорила вообще ни разу. Только эти две оценки были непонятны. И баллы за компоненты, потому что они были ниже даже, чем у юниоров. Я не говорю, что мы очень круто катаемся…

Андрей: Подожди, вам поставили все компоненты выше «восьмёрки».

Алёна: Где? В Омске?

Андрей: За короткую. Или ты имеешь в виду произвольную?

Алёна: Я про короткую в Омске.

Андрей: 8,30; 8,25.

Алёна: Нет, конкретно про 6,75. За что? Такое ощущение, что я просто вышла и проехала на саночках всю программу, где-то периодически падая по углам. Мне действительно это было очень обидно, потому что я, разумеется, сравниваю с одиночным, где получала «девятки», 9,50. И тут 6,75 — за что? Что это? Как? Поэтому у меня была такая реакция. Потом я потихоньку начала во всём разбираться — как, почему, что, из чего строится — и больше, естественно, реакций таких не было. Я уже понимала и знала, на что рассчитывать.

О совершенствовании каждого в паре

Екатерина: Ты же прекрасно понимаешь: вы катаетесь в паре, и оценку не тебе ставят, а вам. Ты сейчас начала всё-таки уже перестраиваться? Относительно Омска?

Андрей: Судя по рассказам, не начала.

Алёна: Нет, я понимаю, что мы катаемся в паре, но повторюсь: я сравнивала с собой в одиночном. Поэтому, когда сравнивала, был вопрос относительно меня: что я не сделала, почему не доделала, как так получилось, что я не смогла сделать красиво для второй оценки. Но позже до меня дошло, что это не только от меня зависит.

Екатерина: Просто эти двое судей на Гошу смотрели, а не на тебя, остальные, которые поставили больше — на тебя? Да? (Смеётся.)

Алёна: Да! (Смеётся.)

Екатерина: Ладно, я шучу! Господи, ну что вы?

Алёна: Ну, где-то мы там несинхронно сидели, где-то друг на друга смотрели со стеклянными глазами. Гоша такой напряжённый, а я такая: «Господи, пожалуйста, только не заржи! Только не заржи, не смотри на него, не надо!» Вот примерно как-то так. А потом, когда мы начали уже детально каждый заход разбирать, я поняла, что действительно очень много моментов, где, казалось бы, вроде бы ровно, но на самом деле не ровно, и не одинаково, и не синхронно, и вообще мы по-разному делаем.

Алёна Косторная и Георгий Куница

Алёна Косторная и Георгий Куница

Фото: Александр Сафонов, «Чемпионат»

Екатерина: Вот Алёна меняется. Гоша, а что ты про себя скажешь? У тебя какое-то изменение внутреннее произошло от начала сезона до его середины? Или ты как осознанный человек был готов ко всему этому с самого начала и знал, что вам не будут преподносить всё на блюдечке с голубой каёмочкой?

Георгий: Да нет, это было понятно, я готов был к сравнению меня с Алёной, к большой критике, в том числе меня, нас. Я был готов. Если сравнивать с началом сезона, то стараюсь прогрессировать, стараюсь работать. Понятно, что у Алёны очень высокий класс, а у меня он ниже. Я не скрываю это. Просто стараюсь.

Алёна: Поэтому мы очень много работаем друг с другом.

Георгий: Стараюсь совершенствоваться, подстраиваться, работать. Чтобы это было идентично, чтобы это не было — не хочу никого обижать — как парное синхронное катание, когда вот такие линии (вытягивает механически руки) идут там везде. Это очень просто сделать. Стараюсь, чтобы это было современное парное катание с хорошей хореографией, но при этом с синхронным взаимодействием.

Алёна: Когда на всех заходах, на всех беговых чётко прямая линия рук. Ну, я держу руки прямо, я молодец, мы едем синхронно! А когда люди начинают уже делать какие-то сложные переходы с корпусом, с руками, то это очень тяжело сделать синхронно.

Георгий: Да, сложные заходы на элементы. Мы катали короткую, по-моему, на одном этапе с заходом через прыжок в шпагате.

Алёна: Прыжок в шпагат, потом шаги, шаги, флип, выезд, тоже шаги.

Георгий: Но в итоге сильно это ни на что не повлияло.

Алёна: Казалось бы, блин, от борта до борта с прыжком, всё довольно синхронно было, но это не оценивали.

Георгий: А когда другие заходят простыми перебежками без сложного захода, без всего, и оценивают по-другому, понимаешь, что нужно время, наверное.

Алёна: Что просто нужно время, чтобы люди привыкли к тому, что вы чуть-чуть по-другому делаете. У вас чуть-чуть другая история.

В одиночном сейчас Алёна могла бы выигрывать
Косторная только перешла в пары, а уже недовольна. Может, стоило остаться в одиночном?
Косторная только перешла в пары, а уже недовольна. Может, стоило остаться в одиночном?

Андрей: То есть для вас это было принципиально: не начать, что называется, с элементарного варианта…

Алёна: А сразу пойти в сложное — да.

Андрей: А что так? Все вначале с малого начинают.

Алёна: Зачем начинать с малого, когда можно сразу начать с большего и потом прогрессировать?

Екатерина: А потом облегчать, чтобы сделать чисто. Простите (смеются).

О том, кто больше работает на тренировках

Андрей: Получается, тренировки складываются таким образом, что Гоше приходится работать больше, чем Алёне?

Георгий: Нет.

Алёна: Ну, в какой-то степени — да.

Андрей: Подождите. Хорошо. Первый ответ Гоши — нет. Раскрой, пожалуйста.

Георгий: Нет. Я работаю над тем, что проседает у меня, Алёна работает над аспектами, которые проседают у неё. Это относительно парного катания, парных элементов.

Андрей: Ответ Алёны — да.

Алёна: Потому что мне нужно меньшее количество попыток, чем Гоше, чтобы выучить, сделать хорошо, быстро.

Екатерина: А со стабильностью как? Выучить — понятное дело. Про что мы сейчас говорим? Что, например, выучить?

Андрей: Те же выбросы. Чтобы Гоше идти каждый раз одинаково, ему нужно, допустим, 20 повторов за тренировку. Для того чтобы мне выйти и сделать на соревнованиях качественный выброс, то есть не абы как, мне нужно на каждой тренировке раза по два попробовать. Обычно это под музыку. Больше не нужно.

Георгий: Она не конкретно про выброс. Про заходы, чтобы мы совпадали. Про все переходы, чтобы было одинаково.

Алёна: Только из-за того, что ему приходится подстраиваться, а мне особо нет.

Андрей: Так ты тоже давай начинай подстраиваться.

Алёна: Если мы хотим сохранить эту изюминку в скольжении, в руках, то тут логичнее было бы Гоше подстраиваться.

Андрей: А кто это здесь «мы»?

Алёна: Я. Вроде как и Гоша хотел сохранить всё это. Тренеры и судьи говорили, что, если вот это сделать параллельно, хорошо вычистить, будет вообще другой уровень. Будет прям круто!

Андрей: Значит, Гоша, тебе приходится работать именно над скольжением, хореографией, плавностью, ходом — я правильно понимаю?

Георгий: Да.

Андрей: Но это, извините меня, не выброс выучить: это работа, как в танцах.

Алёна: Я и говорю. Поэтому ему приходится работать больше, чем мне в каких-то моментах.

Георгий: Просто у меня чуть-чуть другое строение тела всё-таки.

Алёна: Да, он чисто физически не сможет повторить кое-что.

Георгий: Чисто физически чуть-чуть по-другому получается в движении.

Екатерина: Поэтому и вопрос. Знаешь, никто не сомневается, что ты хорошо катаешься и у тебя лично твоя вторая оценка очень высокая. Но так как Гоша всё равно так или иначе не сможет идеально повторить, как ты…

Алёна: Мы стоим перед зеркалом и делаем именно так, как нужно. Много стоим перед зеркалом.

Екатерина: Так, как ты? Или всё-таки вы находите какой-то консенсус?

Алёна: Естественно, находим. У нас есть такой видеооригинал, как должно быть: как я хочу, чтобы это было, как постановщики и тренеры хотят, чтобы это было. И дальше есть зал с зеркалом и музыкой, где мы пытаемся сделать что-то похожее, но при этом из того, что можно как бы повторить.

Алёна Косторная и Георгий Куница

Алёна Косторная и Георгий Куница

Фото: Анастасия Матросова, «Чемпионат»

Андрей: Гоша, а когда ты говоришь: «Я так не могу», — Алёна идет на компромисс?

Георгий: Она сначала возникает, но в итоге подстраивается, идёт на компромисс.

Андрей: Но не сразу.

Георгий: Не то что не сразу… Она такая: «Как это ты не можешь?!»

Алёна: Понятное дело, что на эмоциях всё происходит. Для кого-то это обыденность, для кого-то — не обыденность. Кому-то движения привычные, кому-то непривычные. Кто-то с правой ноги, кто-то с левой. Это вводит в ступор!

Георгий: Как говорится, партнёр никогда не поймёт, что чувствует партнёрша, а партнёрша никогда не поймёт, что чувствует партнёр. Потому что на поддержках она вверху, я внизу. Я никогда не пойму, что она там испытывает. Если кто-то не поднимет меня. Меня поднимали, но я имею в виду конкретно ситуацию между нами.

Екатерина: Хорошо. Про параллельное вращение. Это важно. Отдельно ты делала и затяжки, и бильман, и так далее. Понятно, что Гоша такого не может. Пока что, возможно.

Алёна: Почему? Гоша может.

Екатерина: В следующем сезоне мы ждём от вас затяжку!

Андрей: Затяжку или бильман?

Алёна: Бильман я уже сама не могу сделать. Ну, смотря как. Если по-классически, то нет. С другой ноги, наверное, да.

Георгий: Затяжку могу.

Андрей: По-моему, только американец Ледюк делал.

О необходимости подстраиваться друг под друга

Екатерина: У пар можно проследить два элемента и понять насколько они скатанны: параллельное вращение и подкрутка либо тодес — мнения разнятся. Тодес тоже важный, там и от девочки, и от мальчика зависит, но я считаю, что всё-таки более показательна подкрутка. Если говорить про параллельное вращение, то, как мне рассказывал мой Андрей [Депутат], на нём важно, чтобы оба партнёра следили. Ты следишь во вращении или всё-таки Гоша под тебя подстраивается?

Алёна: Нет, я вижу, как вращается Гоша, и могу где-то чуть-чуть притормозить или, наоборот, как-то поддержать темп. Но, наверное, всё-таки всё равно контроль оборотов в первой половине, допустим, в большей степени на нём. Вторая половина вращения, контроль оборотов — на мне, потому что там мне удобнее следить за ним, чем ему за мной.

Андрей: А кто командует?

Георгий: В первой половине вращения до смены — я, а когда выходить из вращения — Алёна.

Алёна: У нас сложный выезд из вращения идёт. После последней позиции мы не вырастаем, не смотрим друг на друга, не синхронимся, а сразу идём вниз. Выходит на ноге такой проезд (показывает руками). Как бауэр, получается вперёд-внутрь, только не на правой ноге, а сидя на левой. Там, соответственно, мне удобнее крикнуть, что — «Ап!» — и мы поедем.

Андрей: А есть ещё пара, в которой командуют по очереди?

Георгий: Да. Не знаю, как сейчас, но, когда я катался в одной группе с Сашей [Галлямовым] и Настей [Мишиной], у них тоже что-то по очереди там было.

Андрей: Интересная история. То есть один начинает считать, другой заканчивает. Ну, командовать, давать команду.

Алёна, я просто таких пар не встречал. Ну, с кем можно сравнить вас? Вас можно сравнить с Родниной и Зайцевым. Когда Роднина уже стала олимпийской чемпионкой, катаясь с Улановым. Но она и тогда была всё-таки парницей. А потом Жук позвал Зайцева.

Екатерина: Как раз такого молодого-зелёного.

Георгий: Очень большая честь, когда сравнивают с Родниной и Зайцевым.

Алёна: Мне кажется, можно взять пример Савченко, потому что Бруно тоже был изначально не суперопытным.

Алёна Савченко и Бруно Массо

Алёна Савченко и Бруно Массо

Фото: Мария Плотникова, «Чемпионат»

Екатерина: Но Бруно в любом случае уже был парником, она взяла его не из одиночного вида.

Алёна: Так Гоша тоже парником как бы был!

Екатерина: Не, мы говорим… Ну, хорошо, ладно.

Георгий: Понятно: Бруно дольше катался, Бруно много лет был уже.

Алёна: Да, понятно, о чём речь.

Андрей: Просто во всех этих историях, конечно, догонял партнёр. Тот же Зайцев догонял, но он догонял парницу. А здесь тебе приходится догонять одиночницу. Парник Бруно тоже догонял парницу.

Алёна: Поэтому большая разница. Они друг друга догоняли, а мы бежим вместе.

Андрей: Может быть, тебе всё-таки притормозить чуть-чуть?

О мотивации соревноваться

Екатерина: Такой вопрос. Я очень сильно переживаю за этот вопрос и хочу вам задать его. Я уже вижу, как ты действительно меняешься от начала сезона. Сейчас прошёл чемпионат России. В принципе, опять же, видна работа, которую вы проделали — достаточно большую, я считаю. Да, к сожалению, с короткой программой не всё вышло, но произвольная была уже намного лучше. Уже видна эта тенденция, и вообще, она видна в потенциале вашей пары — насколько вы готовы продолжать пахать?

Алёна: Ну, мы увидели результат, посмотрели и пойдём работать дальше.

Екатерина: Давайте я так жёстко спрошу, перефразирую, прямо в лоб: нафига вам это нужно? Катайтесь в шоу, вы прекрасная пара, вас будут отрывать с руками, вы зарабатываете деньги. У нас сейчас нет международных стартов. Будут ли Олимпийский игры и, вообще, сможете ли вы отобраться на них? Зачем вам это нужно?

Алёна: Я отвечу за себя. Мне это нужно, потому что мне в принципе нравится быть в соревновательной…

Андрей: Ситуации, в соревновательном стрессе?

Алёна: Да, мне это нужно.

Георгий: Адреналиновый наркоман.

Андрей: Я и хотел сказать — зависимость.

Алёна: Я не получаю этих эмоций от каких-то других страхов по типу полёта на самолёте, на воздушном шаре и прочего-прочего. Или от МРТ-аппарата, замкнутого пространства, лифта. Я не получаю этих эмоций. И они какие-то абсолютно другие. Не знаю, мне вот этого не хватает. Мне это нравится. Нравится, как я стою, сначала нервничаю, потом встаю в начальную позу и уже не нервничаю, потом еду уставшая, вся мокрая — сейчас сдохну. Именно с такими мыслями. И всё равно еду дальше. То есть заставляю себя делать то, что тяжело, больно, страшно, и так далее. В обычной жизни я человек ленивый, я не буду себя заставлять это делать. А на льду во мне включается какой-то больной на всю голову перфекционист, который пока не сделает, не сдвинется. Как баран на новые ворота.

Алёна Косторная

Алёна Косторная

Фото: Дмитрий Голубович, «Чемпионат»

Екатерина: Гоша, а тебе зачем?

Георгий: Я тоже скажу за себя. Для чего я катаюсь? Я не добился чего-то такого, чтобы прекращать кататься. Мне это нравится. В том числе хочу доказать себе, доказать некоторым людям, что могу. Повторюсь, я ещё не добился никаких высот. Если Алёна добилась и ей такой вопрос может быть резонен… Но ей мало. А я ничего такого не добивался. Среднестатистический фигурист из миллионов, которые катались до меня и будут после меня. А я хочу быть среди единиц.

О засуживании русских на чемпионате Европы

Георгий: По чемпионату Европы очень много вопросов, как судили русских ребят, выступающих за другие страны. Очень большие вопросы к первому месту.

Андрей: Значит, вы смотрели? Мы правильно понимаем?

Алёна: Всё смотрели, прям в онлайне, да.

Андрей: Окей. То есть для вас эта победа не совсем однозначная? А кто для вас выиграл чемпионат Европы?

Георгий: По тому, как откатали, естественно, Лёша Святченко (в паре с Марией Павловой. — Прим. «Чемпионата»).

Алёна: Именно по чистоте выполненных элементов. Мы не говорим про то, какие GOE поставили, не поставили. Но мне запомнились именно они…

Алёна: Именно по прокату.

Георгий: По сложности контента, по чистоте элементов.

Алёна: Я видела, как у них весь год то поддержка не получалась, то ещё что-то не получалось. И вот они вышли и всё отдали. Прям всё до единого. Как она за эти выбросы держалась. Там не было такого, что вроде выехала, едем дальше. Она именно — раз и всё чётко сделала. Это прямо вау! Было очень красиво и довольно чисто. Другой вопрос, что людей с менее чистыми прокатами ставили выше. К сожалению, так уж устроено. И очень обидно в какой-то степени за Настю Губанову.

Андрей: В какой-то степени. В огромной степени!

Алёна: В огромной степени обидно.

Андрей: Для вас чемпионка Европы по прокатам — Губанова?

Алёна: Да, по тому, как она откатала обе программы, я считаю, она достойна была подтвердить свой титул. Но поставили, что поставили. Не мы вправе это обсуждать, осуждать. Не мы там сидим, не мы это судим.

О победе Луны Хендрикс на Евро
Эпатажную бельгийку нагло вытянули на золото Евро! Губанова должна была побеждать?
Эпатажную бельгийку нагло вытянули на золото Евро! Губанова должна была побеждать?

Про тренерский опыт

Алёна: Самый высокий уровень, с которым я сейчас работала – это постановка произвольной программы для Софы Самоделкиной. Её, конечно, частично меняли, потом я приходила и такая: «Это не моё, это не я» (смеётся).

Георгий: Это по взрослым, а по юниорам Алёна ставила Соне Дзепке.

Алёна: Да. Потом Ире Мигалене. Я поставила основную часть, и потом это всё менялось. Нет такого, что я работаю в этом штабе, это чисто моя работа и никто эти программы не трогает, кроме меня. Такого нет. Я пришла – какие-то идеи, какие-то шаги, куча вариантов. Заход на прыжок – такой, сякой, что удобно, то и делаем. Вот это удобно, это неудобно, давай будем менять, крутить смотреть… Всё равно потом тренеры что-то своё в программы добавляют. Конечно, я не всегда с этим согласна, но слово спортсмена – закон, если ему неудобно, то нужно переделывать.

Екатерина: У тебя такая ситуация: под заказ ставится программа, и тренерский штаб тебя периодически приглашает перед соревнованиями. У меня другая ситуация: я ставлю своим, а у меня Андрей [Депутат] полпрограммы меняет. Я прихожу и говорю: «Подождите, здесь хорошая сложная связка была, вы куда убрали?» И мне уже тут с мужем приходится бороться (смеётся).

Алёна: Верни мою хореографию на место!

Екатерина: Поэтому никогда не ставь программы его спортсменам (указывает на Георгия).

Андрей: А с какими спортсменами Гоша работает?

Георгий: Я работаю, в основном либо с детьми, либо с любителями.

Про тренировочный процесс и скандалы

Андрей: Вы катаетесь ради удовольствия или ради результата всё-таки?

Алёна: Ради эмоций.

Андрей: Эмоции – это удовольствие. А Гоша ради результата, я так понимаю?

Георгий: Нет, почему, просто понравилось, как Алёна ответила. Я согласен.

Алёна: Он меня поддерживает.

Андрей: Всегда?

Алёна: Да.

Алёна Косторная и Георгий Куница

Алёна Косторная и Георгий Куница

Фото: Анастасия Матросова, «Чемпионат»

Екатерина: Какие у вас отношения на тренировках?

Алёна: Сложные.

Екатерина: Летают чехлы, бьются двери в бортиках?

Андрей: Бьются головы?

Алёна: Было пару раз, я вот этой частью руки об борт (показывает на ребро ладони). Потом звонили тренеру с Гошей: «Поехали на рентген!»

Екатерина: Ты просто от злости шандарахнула рукой?

Алёна: Что-то у меня не получалось, причём чисто у меня. Я уже не помню, что не получалось, по типу лутц-риттбергера, что-то сложное.

Георгий: Я помню. Каскад флип-тулуп мы тогда готовили.

Алёна: Нет, не флип-тулуп. Флип-тулуп я уже делала, когда по бортам била.

Георгий: Ты делала, но в тот день у тебя не получался он.

Алёна: Мне казалось, что это было что-то сложнее. У меня не получается, я сижу на льду, рыдаю, у меня сопли, слëзы по лицу. Как всегда (улыбается). Типичная тренировка уставшего спортсмена в конце недели. Я понимаю, что хочу сделать, но у меня нет сил даже встать. Я истерю, подъезжает Гоша, начинает меня поднимать, успокаивать, а я не люблю, когда мне: «Ничего, завтра получится». Терпеть не могу. Начинаю орать, он не уезжает от меня, не понимает, что нужно уехать. Я верещу — и как давай по бортам, причём одним и тем же местом. По льду бить нельзя, никого бить нельзя.

Материалы по теме
Александр Энберт: пару Косторной и Куницы сложно анализировать
Александр Энберт: пару Косторной и Куницы сложно анализировать

Андрей: А почему по льду бить нельзя?

Алёна: По льду бить нельзя, потому что с детства учат. Побей себе по голове.

Георгий: Наказывают за это с детства.

Екатерина: Плевать тоже нельзя.

Алена: Плевать – я не сталкивалась (смеётся). Так что не остаётся ничего, кроме борта. Козёл отпущения такой. Мне потом прилетело за моё поведение, за избиение борта. Всё бывает.

Екатерина: От кого?

Алёна: От Сергея Сергеевича [Рослякова].

Екатерина: Всё-таки Сергей Сергеевич имеет на тебя влияние в этом плане?

Алёна: Естественно. Даже несмотря на то что с нами общаются, наверное, как с коллегами, понятное дело, что тренер – это авторитет. Вы идёте и делаете одну и ту же работу. Это надо, скорее всего, вам обоим, спортсмену даже в большей степени. Тренер стоит для того, чтобы помогать. А прислушиваться или не прислушиваться – это дело спортсмена. У нас все, кто катается, младше, чем я, и показывать такое детям… Они тут же начнут повторять, и это непозволительно.

Андрей: Когда вы тренируетесь, детей надо уводить с тренировок?

Алёна: Мы вообще катаемся одни на льду. Не потому, что мы попросили, так просто иногда получается. К чемпионату России готовились так: одна пара на льду – и это наша.

Екатерина: Эмоциональнее, впечатлительнее на льду на тренировках Алёна?

Алёна: Да.

Андрей: Эмоциональнее или несдержаннее?

Алёна: И то, и другое.

Георгий: У меня бывает тоже, срываюсь, но редко.

Алёна: На льду во мне просыпается какой-то неадекватный перфекционист, которому нужно всё сразу и прямо сейчас, и не абы как, а идеально. И если я вижу, что это не идеально, мы начинаем переделывать, начинают какие-то ошибки вылезать, и я в итоге не получаю желаемого, очень расстраиваюсь, обижаюсь.

Андрей: Гоша, как ты это выдерживаешь?

Алёна: Когда мы выходим со льда, всё хорошо сразу же.

Георгий: Я отношусь философски к этому. У меня хорошая, спокойная, сдержанная бабушка, наверное, гены передались чуть-чуть. Что бы ни происходило, она показывает спокойствие для остальных, там внутри оно может быть, но стараюсь показывать спокойствие. Понятно, я не всегда могу сдержаться.

Алёна: Есть очень сильная грань разделения. Там мы спортсмены, там нас связывает друг с другом только спорт, каждый выходит и делает максимум.

Андрей: Вы об этом договорились?

Георгий: Да, с самого начала.

Екатерина: Как вы это разграничиваете? Я не представляю. Всё равно, условно, тебя что-то выбесило, может быть, в самой себе, может быть, Гоша… Ты выходишь со льда и всё равно не можешь это забыть, это часть твоей жизни.

Георгий: Мы после можем проговорить что-то, если дома продолжается разговор – ты это не сделал, то…

Андрей: Получается, дома фигурного катания нет?

Алёна: Практически нет.

Андрей: А что есть?

Георгий: Есть коты и собаки.

Алёна: Родственники, родители, тортики.

О параллельном трикселе и четверном выбросе

Андрей: Что дальше в этом сезоне, к чему вы готовитесь? Понятно, что сейчас все новогодние ёлки, шоу прошли. Что дальше?

Алёна: Мы отработали огромное количество шоу, практически 30 штук. Огромная благодарность Яне Александровне и Евгению Викторовичу. Дальше — работаем.

Андрей: Кстати, про аксель совместный. Все говорят, что это будет первая и единственная пара, которая сделает параллельный тройной аксель.

Алёна: Было бы круто, но давайте так далеко не заглядывать.

Андрей: Гош, ты пробовал?

Георгий: Аксели я прыгаю, да. Не сейчас, но в целом.

Алёна: Не, он прыгает. Я помню, я выходила, заново фонарики учила как раз. Не октябрь, позже, наверное, это было. Я просто выхожу на лёд, стою, вот так вот за бортик держусь, меня всю шатает, пробивает. Мне больно, причём… Я думаю, ну всё, это финал, вот. И Гоша там свои акселя…

Георгий: Мы над ним не работаем сейчас. Работаем совершенно над другим. Если будем пробовать, то только в конце сезона.

Алёна: Да, я бы, наверное, очень хотела ещё и выброс попробовать. Я хочу четверной выброс попробовать.

Андрей: Сальхов?

Алёна: Флип. Мне флип удобнее, чем всё остальное. Мне тоже говорят: сальхов-сальхов, но почему-то кажется, что мне будет это неудобно.

Алёна Косторная и Георгий Куница

Алёна Косторная и Георгий Куница

Фото: РИА Новости

Андрей: А может, три с половиной сначала? Классический Кауффман?

Алёна: Нет, это вообще другая история, другая техника, это ещё сложнее.

Андрей: На следующий год вы будете сохранять этот набор элементов? Флип? Лутц?

Алёна: По более слабому пути не пойдём точно. А вот насчёт усложнения пока не знаем. Мы пока флип-дупель-дупель прыгали. Флип-тулуп я прыгаю с руками, а Гоша — нет.

Георгий: Попробовали с тулупом, да. Вообще, удивительная история получилась с этим флип-тулупом. До проката тренировки мы ни разу не срывали этот каскад. Вообще.

Алёна: Восемь каскадов туда-сюда, фигня-вопрос.

Георгий: И тогда на том этапе чуть-чуть выбило, конечно, и меня, и Алёну.

Алёна: Да, я просто села. И такая: «А можно заново? Пожалуйста, мы не так далеко уехали».

О шоу у Плющенко и Рудковской и требованиях

Алёна: У нас очень много проектов по шоу, которые требуют исполнения элементов, иногда даже мы катали произвольные программы практически целиком.

Георгий: Насчёт следующего сезона — постановками сразу займёмся, произвольной. Короткую оставим.

Екатерина: «Ангела»?

Алёна: Да.

Георгий: Будем работать над элементами. Займёмся накатыванием программы, будет работа над скатанностью, над тодесами, над подкрутом и так далее.

Екатерина: Шоу не помешают в подготовке к следующему сезону?

Алёна: Очень многие об этом говорят, что вот шоу-шоу… Мы катаемся в таком шоу, где перед началом нам дают час, если не больше, час — это минимум, час, два, три льда. Нам дают музыку программ. Мы катаем целиком программы на этих тренировках и так далее.

Сам регламент шоу требует исполнения сложных элементов. Не получится проехать, сделать одну поддержку и всё. Сейчас мы катали пятиминутный номер «Лебедя». Пять минут. Это нелегко. Плюс ещё синхрон. И второй номер мы катали тоже пять минут — «Шахерезада». И мы катали практически целиком произвольную программу.

Это всё отслеживается. Яна Александровна очень строга, потому что она выполняет свои обязанности, её команда выполняет свои обязанности на действительно огромном, высочайшем уровне. И то же самое требуется от спортсменов. Если не ошибаюсь, Макар за несколько шоу в туре прыгнул 45 четверных тулупов. 45. И, по-моему, это всё чистые. Нечистые не считаются. Каждое шоу снимается на видео. А потом: «Ты не доделал здесь, а здесь вообще-то бабочка была». За этим жёстко следят. Понятное дело, никто никого не штрафует. Ну, бывает, не получилось. Но все отрабатывают на свой максимум. Это не лайт-режим, как многие думают. Что вот шоу, ерунда, фигня-вопрос.

Комментарии