"Традиции СССР продолжаются и воплощаются в жизнь"
Юлия Ивaновa
Матч Россия — Эстония
Комментарии
Сергей Шляпников, Юрий Маричев, Денис Бирюков и Сергей Савин – о победах над волейбольными сборными США и Эстонии.

10 июля первой на паркете волейбольного центра «Санкт-Петербург» появилась наша женская сборная. Россиянки не без приключений обыграли американок — 25:16, 25:23, 25:19 — и вышли из группы с первого места. Именно с рассказа о приключениях во втором сете, где россиянки уступали – 16:20, но в одной расстановке выиграли семь очков и склонили чашу весов в свою пользу, и начал пресс-конференцию главный тренер нашей команды Юрий Маричев.

Из первых уст. Юрий Маричев:
Заранее было запланировано: если мы сразу его возьмём, то во второй партии должен был играть второй состав. Это те игроки, которые мало принимали участия в этом турнире, они тренировались, работали, и конечно же, им тоже хочется поиграть. По началу партии было видно, что они явно переволновались, игра у них не шла.

— По раскладам нам хватало выиграть один сет, поэтому заранее было запланировано: если мы сразу его возьмём, то во второй партии должен был играть второй состав. Это те игроки, которые мало принимали участия в этом турнире, они тренировались, работали, и конечно же, им тоже хочется поиграть. По началу партии было видно, что они явно переволновались, игра у них не шла. Позволили сопернику войти в азарт, разыграться. Поэтому мне пришлось сделать двойную замену, вернуть на площадку Обмочаеву с Панковой, чтобы доиграть эту партию. А в третьем сете игра более или менее наладилась, но единственное, что мне не понравилось – это действия на приёме. Довольно сложная подача была – отличительный элемент студенческой сборной Америки. Мы немного не справились с её приёмом, не могли сыграть в тот волейбол, в который хотели бы: быстрый и комбинационный.

— Оцените игру сборной США.
— Я не берусь оценивать уровень игры сборной Америки, это должны делать другие специалисты. Наша задача — выходить играть против каждого соперника как против олимпийских чемпионок – бразильянок.

— Уже присматривали потенциальных соперников по первому раунду плей-офф?
— Смотрели, но не так было много времени изучить. Будем изучать, смотреть видео, разбирать.

— Ожидали такого аншлага на волейболе?
— Очень приятно, что пришло много народа.

Мужская сборная России также победила в трёх партиях, оставив не у дел Эстонию — 25:18, 25:22, 25:21.
Первым на мои вопросы ответил Сергей Савин, не сумевший проскользнуть через микст-зону незамеченным.

— Сергей, остались ли довольны своей игрой?
— Нет предела совершенству. Нужно добавлять в каждом компоненте. В общей игре взаимосвязь налаживается.

— Ожидали, что Эстония будет так упорно сопротивляться?
— Мы от каждой команды ожидаем сопротивление, потому что они выходят, настраиваются на сборную России. Мы стараемся получить удовольствие от игры, но не всегда всё получается.

— Завтра вас ждёт заключительная игра группового этапа против белорусов. Как будете готовиться?
— Думаем, что борьба будет серьёзней, потому что белорусы – один из самых серьёзных соперников. Мы ещё не знаем, какие игроки входят в состав студенческой сборной Белоруссии, мы не смотрим игры. Тренерский штаб нам всё расскажет и подготовит нас.

Первым на пресс-конференцию пришёл Сергей Шляпников, с которым у нас состоялась неофициальная беседа о том, что тяжёлый трудовой день у всех подходит к концу, но только не у журналистов. Сергей Константинович рассказал, что сейчас у ребят будет массаж и ужин. Массаж – это обязательная процедура спортсмена, потому что мышцы – оружие труда волейболиста и вообще любого спортсмена. Подъём у «сборников» по распорядку — в 7 утра, затем зарядка, правда, на зарядку многих не дозовёшься. Наставник шутливо посетовал, что парни только трудятся и не видят ничего: ни города, ни культурной программы Универсиады, потому что приехали работать, а не туристами смотреть достопримечательности.

Из первых уст. Сергей Шляпников:
Я смотрю на зарубежные команды, там немало не то что профессионалов, а настоящих ветеранов, аспиранты они или студенты, я не знаю. Статус этих соревнований повышается с каждой следующей Универсиадой. То, что было на предыдущей Универсиаде, и то, что сейчас – две большие разницы.

— Давайте смотреть на вещи объективно. Все понимают, что с Россией тяжело бороться, все пытаются рисковать на подаче, чтобы как-то выбить нас из комбинационной игры. Частично соперникам это удаётся, нам усложняют жизнь. Но тот потенциал, который мы сегодня имеем на краю сетки, срабатывает на полную катушку, что и позволяет нам выигрывать матчи. У нас существует одна наметившаяся проблема – приём, мы над ней работаем. Для зрителей сегодня был хороший матч, а для команд игра прошла с пользой.

Хотел бы поздравить своего коллегу с созданием хорошей сборной. Несомненно, что наши традиции – традиции СССР — продолжаются и воплощаются в хорошие команды и хороших игроков.

— Завтра у команды последняя групповая игра с белорусами, вы говорили о том, что эта страна может привезти национальную сборную. Каким составом приехала студенческая сборная белорусов?
— Мы знаем состав, им не удалось привезти основу, потому что в это же время проходит этап Евролиги. Хотя я в мае месяце разговаривал с Виктором Сидельниковым, они хотели сюда приехать первым составом, но приехали те, кто приехал.

— Судя по результатам, приехал не самый слабый состав.
— Уровень белорусского волейбола тоже подтягивается. Их команда играет в нашей Суперлиге, они пытаются держать хороший уровень, у них есть перспективные хорошие игроки. Я думаю, что команда будет весьма достойного уровня.

— На Универсиаду сборная России привезла немало олимпийских чемпионов. На ваш взгляд, Универсиада – это дело студентов или всё-таки профессионалов?
— Но они же все студенты, все учатся. Я смотрю на зарубежные команды, там немало не то что профессионалов, а настоящих ветеранов, аспиранты они или студенты, я не знаю. Статус этих соревнований повышается с каждой следующей Универсиадой. То, что было на предыдущей Универсиаде, и то, что сейчас – две большие разницы. Например, на прошлой Универсиаде волейбольной сборной Польши вообще не было, а сейчас у них очень хорошая команда, они придают этим соревнованиям очень большое значение. Поэтому и ответственность за выступление растёт, значимость увеличивается. Я думаю, что с каждой Универсиадой сборные по всем видам спорта будут всё сильнее и сильнее, это моё глубокое убеждение.

Многие правительства сейчас стали уделять студенческому спорту большое внимание. В нашей стране начиная с СССР была выстроена стройная пирамида воспитания игроков, был массовый спорт: детские спортивные школы, студенческие соревнования по «Буревестнику», полупрофессиональные, а на верхушке — профессиональная команда. Затем из этой пирамиды выпал студенческий спорт, и только сейчас он стал возвращаться в эту систему, поэтому я думаю, что мы на правильном пути. Необходимо восстановить ту пирамиду, которая была создана в СССР, чтобы этот этап подготовки спортсменов не выпадал. Очень важно, чтобы в институтах уделяли достаточно большое внимание спорту. Я знаю, что сегодня приходят достаточные средства на организацию спортивно-массовой работы в ВУЗах, они могут себе позволить содержать команды, которые участвуют в чемпионатах России.

— Какая самая сильная сторона нашей команды?
— Самая сильная сторона – это атака. Ребята, которые играют в Суперлиге, выступали за юношескую, молодёжную, национальную сборную команду страны. Россия всегда отличалась мощным нападением, мы всегда себя немного хуже чувствовали на задней линии, у нас всегда приоритетом была сетка – атака и блок. Сейчас мы стараемся нивелировать эти проблемы, уделяя внимание защитным действиям. Работать с Артёмом Вольвичем, рост которого 213 см над блоком, или над защитой? Что быстрее принесёт плоды? Эффективнее работать с высокорослыми игроками над блоком, над атакой. Конечно, мы не забываем и о защите, мы работаем над этими элементами, но приоритет у нас – сетка, и нам несколько сложнее играть на задней линией. С такими командами, как Япония, Эстония, Южная Корея, нам всегда тяжело играть, они очень цепко действуют в защите, дорожат мячом.

Из первых уст. Денис Бирюквов:
В Сербии не было ровным счётом ничего. Деревня была невзрачная. Казанская Универсиада — это высокий уровень: столовая, дворцы спорта. Всё в сто раз лучше.

Главный тренер студенческой сборной Эстонии Аво Кеель уверенно говорил по-русски и был настроен очень дружелюбно, успев оперативно обсудить со Шляпниковым тему волейбола в СССР.

— Вначале хочу сказать, что я принимал участие в Олимпиаде в Атланте в 1996 году, играл в пляжный волейболу. Когда нас в Эстонии отправляли в Казань, нам рассказывали про то, что есть Деревня Игр, где живут спортсмены, что есть парикмахерская, рестораны, поэтому у меня было такое же чувство, что я еду снова на Олимпиаду. Спасибо России и Казани за такую организацию и проведение Универсиады.

Что касается волейбола, то мы надеялись на этом турнире достичь немного лучшего результата, чем показали. Мы знали, что Россия выиграет эту группу, и моё мнение, что она выиграет и Универсиаду. Мы надеялись, что с Южной Кореей и Белоруссией мы можем играть на равных. С корейцами могли, но в концовке сами плохо сыграли. С белорусами шансов практически не было, и я не знаю почему, мы это обсуждали, и это наш секрет. Сегодня единственным нашим шансом была сильная подача. Я считаю, что эту задачу ребята выполнили, но атака, подача и мастерство русской команды были такими мощными, что мы ничего не смогли сделать.

Итог матча подвёл капитан сборной России Денис Бирюков.

— Я считаю, что соперник подавал хорошо, а мы плохо принимали. Спасибо всем зрителям за хорошую поддержку, она чувствуется в каждом матче. Мы будем стараться прибавлять с каждой игрой и в приёме, и в атаке, и во всех остальных элементах.

— Как оцените сыгранность своей команды?
— Хочу сказать, что с каждой игрой мы всё больше налаживаем взаимосвязь, появляется взаимопонимание на площадке. К полуфиналам и финалам должны подойти в хорошей форме.

— Для вас это первая Универсиада?
— Это вторая моя Универсиада. Первая была в Сербии.

— Сравните уровень организации в Белграде и в Казани.
— В Сербии не было ровным счётом ничего. Деревня была невзрачная. Казанская Универсиада — это высокий уровень: столовая, дворцы спорта. Всё в сто раз лучше.

В завершение пресс-конференции Сергей Шляпников с удовольствием пригласил всех присутствующих на кофе-брейк, сказав, что его позвали, а он один идти не хочет и считает себя обязанным пригласить всех. Очень хочется, чтобы именно такая атмосфера была в этом зале и после финального матча.

Комментарии