«Киберспорт — не место, где можно стать миллионером за один день»
Георгий Ядвидчук
Комментарии
Глава российского офиса Riot Games Алексей Крайнов — о необходимости футбольных клубов в киберспорте, коммерциализации студии и карьере.

— Насколько пристально вы в компании следите за мероприятиями и турнирами в России по киберспорту?
— Тут две ипостаси. Первая — как просто игроки и любители этих игр. Вторая — как Riot. Мы посещаем практически все значимые мероприятия, причём, как это часто бывает, половиной команды. Когда проходил EPICENTER, помимо того что нас официально туда приглашали, мы просто взяли и купили десять билетов. И пока турнир шёл, мы там были практически все дни. То же самое с мероприятием по Counter-Strike. То, что делает ESforce, — отличные, топовые турниры. Приятно посмотреть. Соревнования от ФКС, которые гораздо менее заметные, но интересны с точки зрения будущего и перспектив. Это обязательная часть — посещать турниры.

— Почему?
— Потому что интересно посмотреть классный ивент. У нас есть ребята, которые полюбили доту ещё до работы в

Riot Games. Слава богу, такое бывает и должно быть. Они просто хотят сходить на турнир как любители дисциплины.

— Вы были на Кубке РФПЛ по FIFA 17, который проходил в Уфе?
— Нет. Я видел освещение турнира в соцсетях и обсуждения на эту тему, но в Уфу специально для этого не летал.

— Я это к чему: российские футбольные клубы особо интересуются игроками по FIFA 17. «Анжи», например, подписал украинского игрока в Dota 2 Александра «XBOCT» Дашкевича. Сложно ли заинтересовать этих людей завести команды по League of Legends?
— Полтора года назад мы устраивали Riot Conference и рассказывали про опыт турецкой команды «Бешикташ», которая первой обзавелась составом по League of Legends. Сейчас к ней присоединились «Галатасарай» и «Фенербахче». Они показывают, что в футбольной стране (а Турция таковой и является) если ты молодой человек и не болеешь за какой-то клуб, то выглядишь странно. Так вот каждый из этих клубов имеет команду по LoL. И когда люди собираются болеть за ребят в студии, они приходят в шарфах футбольной команды. С точки зрения накала страстей это выглядит так же, как и футбольный матч.

Так что, думаю, это дойдёт и до нас. Все подписывают. Но мы не считаем, что это необходимое условие для развития дисциплины. Это просто желание клуба. С самого начала многие ребята были на конференциях в «ВТБ Арене» (впервые на хоккейной площадке проводили киберспортивный турнир. — Прим. ред.). Они просто следят за этим и пытаются понять: «О'кей, когда уже будет момент разобраться и посмотреть?» Никому не хочется пропускать.

— А что если поезд уйдёт?
— Есть ощущение, что это будет больше интересно футбольным клубам, которые хотят держать много составов. То есть это клуб, у которого есть и баскетбольная команда, и футбольная, и к ним добавилась ещё киберспортивная. То, что дисциплина может развиваться без них, это подтверждённый факт. Европейской и американской лигам LCS это не нужно.

— В Корее так вообще нет никаких футбольных команд.
— Да. Они не имеют никакого отношения к процессу развития, при этом в стране получилось создать национальный феномен.

— Как заинтересовать людей, которые ничего не понимают в играх, начать играть в League of Legends и смотреть соревнования?
— Большинство людей, которые начинают играть в LoL, делают это, потому что LoL им порекомендовали их друзья. То же самое происходит и с мероприятиями, и с просмотрами финалов. Друг тебя зовёт посмотреть нечто странное и интересное, что крутят по Twitch.tv. Он тебе даёт ссылку, три подсказки условно про то, где кто находится, что надо делать и какие объекты на карте имеют значение. После этого ты начинаешь понимать происходящее, потом болеешь за кого-то, а затем твоя любимая команда выходит на чемпионат мира.

Играешь ты в LoL или нет — это параллельные вещи. Многие люди (и мы считаем это нормальным) играют и в Dota 2, и в LoL, и в CS:GO. Как заинтересовать любителей? Делать классный продукт и делать так, чтобы у аудитории были друзья, которые могли бы рассказать об этом продукте. Тогда всё будет работать.

— Вы верите в сарафанное радио?
— Мы верим в то, что первостепенно сделать хорошую игру. Мы не думаем о том, как заинтересовать казуалов или какую-то определённую демографическую группу. Мы делаем игры для таких же увлеченных геймеров, как и мы. Если людям игра понравится, то они посоветуют ее друзьям. По всему миру многие именно так открывают для себя League of Legends.

— Зачем вам нужна такая большая студия? Собираетесь ли вы как-то зарабатывать на ней?
— Для нас Riot, киберспорт — один из важных элементов опыта, который мы даём игрокам League of Legends. Мы не собираемся делать киберспорт как отдельный продукт, который стоит сам по себе в отрыве от игры. Билеты на 50 мест мы будем продавать символически, чтоб люди подтверждали, что они придут, и место не будет пустовать.

Всё остальное — наши инвестиции в то, чтобы сообщество в нашем регионе чувствовало, что мы им занимаемся. Мы возвращаем те деньги, которые они нам платят за образы для героев и всё остальное, и получают тот опыт, которые они не получат с другими дисциплинами. Мы здесь впереди. Потому что регулярной лиги с такой студией, как у нас, нет ни у одной игры в России. Это хорошо и для сообщества лиги, и для развития киберспорта.

Кто-то может сказать: «Ну и что киберспорт, чем он похож?» Ребята, покажите студию Riot Games, что она делает для «Лиги легенд», и сравните её с «регулярками» нормальных обычных чемпионатов по волейболу, баскетболу или футболу. И вы вдруг найдёте даже более сильные черты здесь. Где-то там нужно ещё дотягиваться, но это сравнимо уже со спортивной историей.

— До чего стоит дотягиваться?
— Я считаю, что в плане качества продукта мы уже точно на уровне. В части уровня игры нашему региону есть к чему стремиться. В 2016 году команда Albus NoX Luna (сейчас M19) победила в чемпионате СНГ, попала на чемпионат мира через отборочные, вышла из группы, что превысило все ожидания, стала топ-8. Слава богу, наша лига весит кое-что. И хочется думать, что это не предел. Так что здесь и хочется дотягиваться — в плане результатов. Из топ-8 нужно войти в топ-4, и не одной командой из лиги, а двумя. Скоро будет турнир серии MSI, если по итогам мы выступим хорошо, то на чемпионате мира мы получим два слота. Как приятно увидеть в первом этапе отборочных две команды из СНГ, и дай бог они обе выходят из группы. Да чёрт побери, это будет новый ландшафт для LoL.

Инвестиции в эту студию, чтобы соревнования проходили вживую, игровые дома, в которые мы инвестируем, помогаем деньгами клубам – платим зарплаты игрокам и тренерам – всё это направлено на то, чтобы дать командам возможность выступать на мировом уровне. Это часть их работы.

— Комментатор Михаил «Olsior» Зверев во время экскурсии по студии сказал, что одна команда Континентальной лиги зарабатывает 3 млн рублей за сезон.
— Сейчас не владею точными цифрами, но вы её можете использовать.

— 3 миллиона рублей в наших реалиях — мало или много для команды? Высокие зарплаты вообще стимулируют рост или наоборот развращают?
— Это существенно. Мы стараемся дать каждой команде Континентальной лиги прочный фундамент, на котором они могут построить процветающую киберспортивную организацию.

В случае с какими-то командами наша поддержка может составлять большую часть сезонного бюджета, у других это может быть меньше половины. Всё зависит от наличия других источников дохода и финансирования — инвесторов, спонсоров, призовых отчислений, рекламных контрактов и др. Наша долгосрочная цель в регионе — чтобы поддержка Riot Games стала не необходимостью, а небольшим приятным бонусом для команд.

— Насколько тяжело в России строить киберспорт?
— В контексте того, что в России сложнее, где чем-либо ещё, я бы не сказал, что это так. Мы встречаем поддержку на всех уровнях. То же признание киберспорта спортом — отличный жест со стороны государства. Очень хорошо, что это так. То, что есть инфрастуктурно важные проекты, как холдинг ESforce, тоже приятно. Если мы приходим арендовать какой-то стадион по типу ВТБ, у нас нет каких-то препятствий. Здесь у нас всё хорошо. Приятно, что есть внимание со всех сторон к этой экосистеме.

— Самая большая проблема киберспорта в СНГ?
— Я бы не назвал это проблемой, это просто текущий статус киберспорта. Это серьёзный последовательный рост, но нужно правильно отделять хайп, который вокруг этого создаётся. Всем интересно смотреть на растущую индустрию. Все хотят иметь к этому какое-то отношение. Компании, которые заявляют, что они нанимают менеджера по киберспорту, который найдёт, как заработать здесь деньги — звучит наивно. Киберспорт — не место, где можно стать миллионером за один день. Здесь тоже нужно много вкладываться, много работать. Клубы инвестируют, а потом команда после одного сезона вылетает: «Ни фига себе, у нас не получилось, а мы думали, будет легко, а оказывается нелегко».

— Что заставляет вас заниматься киберспортом в России?
— База состоит в том, что Riot берут на работу людей, для которых игры не пустой звук. Людей, для которых игры являлись очень важным пластом в молодости и просто сопровождали всю последующую жизнь. Тебе дают этим заниматься дальше и, грубо говоря, играть на работе, думать о компьютерных играх, делать что-то для развития этой экосистемы. А если брать LoL, то её невозможно развивать без развития киберспорта. Это суть «Лиги Легенд». Это победа или поражение. Тут даже ничьей нет. Во многих видах спорта ничья существует, а тут ты или победил, или проиграл. Это всегда конкурентная игра. Это спорт именно в этом отношении. И если человек разделяет эту позицию, эмоции, играет сам, хочет побеждать, учиться, то ему будет интересно сделать так, чтобы это работало, было живым и настоящим.

— Пять правил успеха Алексея Крайнова?
— Затруднюсь сказать, потому что всё меняется и развивается. Пять правил пять лет назад и сейчас — разные правила. Самое главное — люди.

— Какими тогда должны быть единомышленники?
— Это то, что мы пытаемся создавать и сохранять в культуре Riot. Это люди, отобранные по определённым принципам и разделяющие наши ценности. Быть геймером. Мы ищем людей, которые реально играют, играли и любят компьютерные игры. Те, кто конкурентно играл и достигал чего-то, — это вообще идеальный вариант. Это люди, которые правильно оценивают себя, понимают свои сильные и слабые стороны, которые слышат обратную связь и готовы развиваться.

Люди, которые умеют работать в команде, не тянут одеяло на себя, готовы поддерживать других. Это суперпрофи в своих областях. Чтобы построить такую студию с нуля, нужна крутая команда и серьёзный опыт. Нужно поддерживать её развитие и вообще заниматься развитием сообщества в регионе. Мы можем себе позволить, и мы ищем таких людей.

Сейчас у нас открыта позиция директора по маркетингу. Мы ищем топ-профессионалов. Грубо говоря, директоров международных компаний, отвечающих за всю Россию — калибр людей, который нам нужен. Это серьёзные люди, для которых это всё было бы странно, если бы они не были геймерами, для которых в этот момент открывается новый мир. «Ни фига себе, я могу быть таким же челом, но в игровой компании. Блин, это выглядит мечтой». Вместе спектр таких людей даёт возможность работать на одной волне.

— Как в России сейчас объяснить родителям, что игры — это нормально? Что это новая возможность построить карьеру?
— Я думаю, мы для этого много делаем и сделали. Как пример можно взять проведение финала на «ВТБ Арене», когда мы вышли на телевидение и рассказывали о событии. Наши игроки говорили, что их там увидели. Люди наконец поняли, что то, чем они занимаются, — это серьёзно. В субботу был матч, и родители одного из спортсменов приехали сюда. В конце были кадры, это попало в трансляцию, где они с ним обнимаются, поддерживают.

Как сделать так, чтобы окружающие воспринимали киберспорт серьёзно? Делать всё на серьёзном уровне. Когда они приходят и видят серьёзный бизнес, которого они не то что не ожидают, они не подозревают, что это вообще может существовать. Люди думают: «Блин, это всё похоже на что-то настоящее, может, здесь действительно можно делать карьеру». Есть люди, которые так и делают. Они были про-спортсменами, они становятся ведущими, они любят «Лигу Легенд», они любят игры, и им не интересно идти работать в офис. Им интересна эта индустрия развлечений. А если человек ещё зарабатывает на этом деньги и развивается? Мы инвестируем в развитие людей, тренинги и всё остальное. Думаю, что оффлайн-часть и всё, что мы делаем в этом направлении, очень помогает.

Комментарии