«Мы банально были не готовы к тому, чтобы выиграть финал квалификаций»
Яна Медведева
Комментарии
Артем Fng Баршак — об изменениях в составе Team Spirit, проблемах обновлённой рейтинговой системы и о том, как стать хорошим капитаном.

Составу Team Spirit по Dota 2 пока не удаётся показать высокие результаты на квалификациях к мэйджорам и майнорам. Команда решила прибегнуть к экстренным мерам и сменила состав уже после закрытия трансферного окна. В интервью нашему сайту капитан Team Spirit Артем Fng Баршак рассказал о причинах этого решения, особенностях новой системы обновлений в Dota 2 и недостатке капитанов на СНГ-сцене.

— Несколько дней назад вы решили расстаться со своим мидером, Игорем iLTW Филатовым. В заявлении говорилось, что это обоюдное решение игрока и команды. Что к нему привело?
— Мы просто упёрлись в стену, где то, что хочет команда, не совпадает с тем, чего хочет игрок. Это, как правило, ведёт либо к компромиссу, либо к тому, к чему это привело. Так как у нас уже были похожие разговоры, в которых не совпадали мнения и видение игры, мы банально решили пойти разными путями.

— Эти проблемы не проявлялись раньше? Ведь можно было провести замену до закрытия трансферного окна.
— Думаю, во время последней квалификации это выразилось наиболее ярко. И вторая причина связана с тем, что у нас был кандидат, которого мы хотим взять в команду. Мы ждали этого человека, но, видимо, немного переждали. Он пошёл в другой состав. Так что мы решили попробовать играть дальше и пройти через это. Но сделать этого не удалось, так что мы решились отправиться в открытые квалификации.

— Вы не боитесь открытых квалификаций?
— Нет. Логика у нас довольно простая: не пройдёшь открытые квалификации — не пройдешь и закрытые. Так что в нас это никакого страха не вызывает.

— В заявлении также говорилось, что вы будете пробовать и других игроков, независимо от результатов квалификаций. Что для вас сейчас важно при выборе мидера?
— У нас есть три важных критерия, и они очевидны. Первое — это владение английским языком. Чтобы человек мог свободно говорить и общаться на нём в игре. И для него это не должно быть проблемой.

Второе — это в какой-то степени мотивация. Чтобы человек был мотивирован именно играть с нами. На данный момент нам написали человек пять, и все они хотят попробовать. Но большинство из них выглядят так, как будто они хотят прийти хоть в какую-нибудь команду, чтобы просто поиграть на про-сцене и показать себя. А на самом деле это должно быть что-то вроде: «Ребят, я очень мотивирован, я хочу, чтобы вы помогли мне стать лучше, я очень хочу играть». Мы ищем именно такого человека. Конечно, это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это то, что мы хотим найти в кандидате.

Третье — это, очевидно, скилл. Всё же не хочется заявлять, что мы такие крутые и хотим лучшего игрока на планете. Но в то же время не хочется брать совсем молодого игрока, в которого придется вкладывать слишком много сил. Во-первых, осталось не так много времени. Во-вторых, последние наши попытки воспитать молодого игрока не особо увенчались успехом. Хотелось бы, чтобы этот человек уже много умел и был опытным. Но понятно, что не всегда всё складывается так, как ты хочешь.

— Вы рассматриваете только кандидатов из СНГ или смотрите и на другие регионы?
— Рассматриваем и другие регионы. Но в СНГ многие очень неохотно едут.

— С чем это связано?
— Связано банально с тем, что люди не знают друг друга, когда ты переезжаешь из региона в регион. Ты знаешь людей только со стороны, наблюдая за ними, или общаясь с другими игроками. Даже если мы позовём условного Topson, который играл с Ильей Illidan Пивцаевым, то его он знает, но не знаком с остальными ребятами. И для него это будет очень тяжелый выбор. Сейчас он играет в финской команде, и неудивительно, что, если даже мы его позовем, он ответит отказом. Ничего шокирующего в этом для меня не будет, это вполне логичный выбор.

— После замен игроки и команды чувствуют себя по-разному. Вас мотивируют перемены в составе или больше создают проблем?
— Честно говоря, я всегда не любил менять игроков. И сколько бы я «решаффлов» не прошёл, то это всегда стресс. Нужно понимать, что перестановки — это инструмент, который позволяет тебе максимально быстро избежать текущих проблем. Большинство команд меняет состав, потому что сильно устают от накопившихся проблем или доходят до такого состояния, где их уже невозможно решить иначе.

— Когда вы играете в команде, то привязываетесь к своим тиммейтам? Или стараетесь держать рабочие отношения?

— Наверное, это происходит само по себе, и ты не особо это контролируешь. Вы либо становитесь друзьями, или остаётесь просто тиммейтами, но всё равно будете ему помогать. Просто потому что так правильно и так нужно.

— Ещё одна команда в регионе, которая сменила игроков, — Na’Vi. Вам уже удалось встретиться с ними даже в официальном матче. На этом этапе как вы оцениваете этот состав?
— Основная идея такая: их проблема в том, что у них нет капитана и лидера в коллективе. Это будет сказываться во многих аспектах. Сложно играть без капитана и лидера и сложно построить состав без этого. Поэтому очевидно, они кого-то из ребят в команде будут взращивать как капитана или «драфтера». Это необходимо делать, потому что иначе со временем это будет выглядеть грустно.

Вторая проблема — это то, что они взяли Lebron. Он хоть и не новый игрок, на про-сцене давно светится, но в целом у него нет достижений. Соответственно, опыта на мировой сцене у него тоже нет. И это тоже проблема.

Когда-то давно, когда я приходил в Na'Vi, я был точно таким, как Lebron: никаких достижений, вроде бы меня кто-то знал, а вроде никто и не знал. И я также пытался играть в коллективе мирового уровня. Na'Vi сейчас выходят на мэйджоры и играют с командами топового уровня. Вопрос в том, как они себя там проявят.

Будем откровенны, сейчас это всё не выглядит так, как будто они приедут и зажгут там. Им будет трудно. Но хоронить их тоже не хочется. Это же Na'Vi. Они определённо хотят чего-то достичь и будут работать на результат.

— Поговорим о результатах квалификаций. Пока они для вас неутешительные. Но при этом вы часто останавливаетесь на втором-третьем месте. Что происходит с командой в решающих матчах?
— Как правило, это может быть связано с усталостью. Даже если говорить о последней квалификации, которую мы играли. Как мы играли в первый день и последний — это просто небо и земля. В первые дни мы играли хорошо и даже выше среднего, а в последний сыграли ужасно и банально не могли «зафокусить» одного героя. Люди либо устали, либо переоценивали свои силы. Такое происходит, когда идёт затяжная квалификация и ты играешь по 1-2 серии best-of-3 три-четыре дня подряд. Это просто утомляет.

Вторая из причин — это отсутствие налаженного геймплея именно в этом коллективе. Сейчас у нас тоже, по сути, новая команда. Мы играем без Александра DKPhobos Кучери, который лечится, и находимся в поисках мидера. В первые дни могли просто набрать наших хороших героев, которые подходят под эту игру, и это позволяло нам победить. А в последние дни нужно и сыграть хорошо, и выбрать хороших героев относительно того, что набрал соперник. И этого не получилось. В итоге игра выглядит так, что даже смотреть не на что. Effect нас довольно легко переиграла, с этим никто не спорит. Мы банально были не готовы к тому, чтобы выиграть этот финал.

— До этого вам удалось пройти на Galaxy Battle, но у него забрали статус мэйджора. Valve планировала провести еще один турнир с теми же участниками. Есть ли какие-то новости по этому поводу?
— Они сказали, что попробуют провести такой же турнир, если найдут людей. Основная идея в том, что нужно найти организаторов, которые согласятся дать денег, согласятся в краткие сроки найти ресурсы, чтобы провести все это. Это тоже дорогого стоит. Тебе нужно место проведения. оборудование и многое другое. Мне банально кажется, что Valve не сможет найти таких людей. Так что я лично не надеюсь, что этот турнир состоится.

— Насколько я понимаю, вы не столкнулись с теми проблемами, которых все боялись перед поездкой на Galaxy Battles?
— Мы поступили в разы проще. Анализы сделали в Москве, привезли результаты и у них не было никаких вопросов. Остальные команды, насколько я помню, делали всё на месте. Но лично я не видел ни одной жалобы.

На самом турнире я тоже слишком больших проблем не заметил. Были всякие мелочи, связанные с лагами интернета и компьютера. Но честно скажу, на каждом турнире может возникнуть такая проблема. Такое случалось даже на The International. От этого никто не застрахован, и тут это тоже случилось. Просто подвисания и вылеты.

А в плане заботы об игроках к организаторам вообще нет никаких вопросов. В Маниле серьёзные проблемы с пробками, даже похуже чем в Москве. И если бы нас не возили с полицейским эскортом, то до места проведения вместо 20 минут мы бы добирались дай бог час. Так что в этом плане организаторы сильно постарались. А еще за нами поставили охрану на месте проведения. Ты выходишь с арены — и за тобой сразу идёт охрана. И ты не можешь им запретить или попросить не ходить за тобой. Они всё равно пойдут.

— В общем-то, турнир удался, а Valve скорее перестраховалась?
— Как они написали в заявлении, проблема в том, что организаторы слишком поздно сообщили об этом тесте. А еще дело в том, что игроки живут в странах, а там разное законодательство. И где-то употребление легких наркотиков разрешено. И не скажу, что я не знаю игроков, которые время от времени могут «дунуть». Но это не то, что за что его должны сажать в тюрьму в другой стране. Но это вполне может случиться на Филиппинах. У тебя возьмут анализ крови, найдут что-то, что им не нравится, и посадят в тюрьму. И люди банально не хотят этим рисковать. Так что Valve решила, что это немного неправильно.

— С небольшого обновления рейтинговой системы уже прошло достаточно времени, чтобы его можно было оценить на дистанции. Изменилось ли что-то, кроме смены цифры на картинку?
— Честно говоря, ничего не поменялось. Всё те же проблемы, которые были. Прикольно только, что они сделали этот шестимесячный бан и усилили наказания за фид. Люди действительно стали осторожней флеймить, потому что 6 месяцев — это многовато. Особенно для тех, кто играет на высоком рейтинге.

Но даже при всём этом на высоком рейтинге есть немало других проблем. Условно говоря, я сыграл последние игр 10, и по какой-то причине в трёх из них ребята пишут про проблемы с пингом. И из-за этого они просто «фидят» и не играют. То ли я какой-то неудачник, и они мне попадаются, или там действительно какие-то проблемы с пингом.

А еще Valve представили это как сезонный MMR. Я это представлял себе так: допустим, условные топ-100 игроков получат условные привилегии. Но пока об этом речи не идёт. Так что пока ничего не поменялось.

— Должны ли про-игроки получать баны на шесть месяцев наравне с остальными? Или к ним нужно применять другие наказания?
— Да. Если он про-игрок, это не значит, что он ангел. Шестимесячный бан даётся именно за поведение. Неважно, кто ты. Если ты ведешь себя плохо, наказание должно последовать.

— Американская сцена рискует лишиться аккаунтов.
— В основном я вижу, как радуются люди из SEA-региона. По понятной причине там все начали вести себя очень хорошо.

Но основная проблема состоит в том, что система репортов автоматизирована. Банально иногда компьютер не может увидеть то, что может увидеть человек.

Мне поэтому нравится Overwatch в CS:GO. Если на человека приходит много репортов, его «дело» рассматривают люди. И если необходимо, докидывают репортов: здесь он «фидил», здесь он убивал своих, здесь он плохо себя вёл. И за это ему прилетает дополнительное наказание или что-то ещё.

Очень хотелось бы, чтобы подобная система была и в доте. Чтобы за награду в виде каких-то шмоток люди просматривали реплеи и выносили наказания. И этот процесс должен регулироваться рейтингом и количеством часов в доте, то есть новым или слабым игрокам эта функция недоступна. Допустим, сейчас бы пользоваться Overwatch могли только игроки с рангом Divine 5. Этого бы хватило с головой.

— А стали бы они этим заниматься? Интересуют ли их сеты и сундуки?
— Зависит от того, какую награду они поставят. Когда выходил ивент, где надо было конфеты собирать, я тоже думал, зачем люди в это играют? Ведь это неинтересно! Но играли же — и всё ради шмоток. И все были довольны.

— Ещё одно обновление, пришедшее с Весенней чисткой, — регулярные патчи раз в две недели. Как вы оцениваете этот эксперимент от IceFrog?
— Первый вопрос у меня был: как это будет выглядеть? Что в понимании Valve и IceFrog этот патч? Если они будут такими, как 7.09, то я очень доволен. Несколько месяцев назад это очень сильно проявлялось и многие об этом говорили: дота постепенно умирает. Интерес у людей начал пропадать. Проблема в том, что игра стоит на месте и медленно меняется в ту сторону, в которую хочет двигаться сообщество. Им просто наскучила эта игра. В этом плане это интересный эксперимент.

И что самое главное — эти патчи не глобальны. Каждый патч просто вносит какую-то свою небольшую идею, но она интересна. И ты тратишь время на её изучение. И если IceFrog выдержит эту планку, то я буду очень доволен.

Но если они каждые две недели начнут вводит имбалансного героя, то нет, спасибо.

— Не будут ли постоянные патчи мешать командам, которые выступают на турнирах и квалификациях? Нет времени на подготовку и адаптацию.
— Было время, когда патчи посреди LAN-турниров. Так что патчи посреди серии меня не удивляют. В этом Valve очень сильно просчитывается. Но она всегда так делает, далеко не всегда смотрит на то, что происходит вокруг. Они просто делают то, что делают. И даже если это влияет на турнир или игру, они насчёт этого не парятся.

— Если в разгар вашего матча выйдет патч, как вы отреагируете?
— Естественно, мне это не понравится. Потому что это не совсем нормально. Если мы говорим с точки зрения развития киберспорта как дисциплины, то это детский сад. Представьте, что посреди футбольного матча командам скажут майки поменять или начнут ворота чинить и передвигать. Это в спортивном мире можно назвать нонсенсом, это даже в голове не укладывается. Всё должно быть заранее расписано, люди должны подстроиться.

Сейчас в принципе это можно сделать. Valve указала: патч каждые две недели в четверг. То есть, например, 1-го числа организаторам не рекомендуется ставить матчи, иначе Valve всё сломает. Но как поступить организаторам LAN'ов? Они не могут остановить турнир или провести его до четверга.

В этом плане Valve нужно вернуть старую функцию, которая позволяла выбирать, на каком патче играть. Тогда на LAN-турнирах команды смогут доигрывать еще на старой версии.

— Арсений ArsZeeqq Усов в интервью заявил, что в СНГ практически нет капитанов. Вас он выделил как человека, который держит планку. Он прав?
— Я думаю, что моё понимание капитанства и понимание ArsZeeqq расходятся. Но в одном мы точно сойдёмся: в Vega и Na'Vi нет 100%-го лидера, как есть, допустим, у нас. У нас в команде я говорю — и ты должен это сделать. Если игрок этого не сделал, то это его ошибка. Я буду его обвинять в том, что он не выполнил указание. Это моя работа, и я беру на себя ответственность за это решение.

В Na'Vi и в Vega я не вижу таких людей. Но без лидера можно выстроить команду, это не такая уж и большая проблема. Только при этом нужно обладать довольно высоким скиллом. Тебе не нужен игровой лидер, если все понимают свои роли и будут ответственны.

Условно: пятая позиция отвечает за варды и даёт информацию. На стадии лайнинга за всё отвечают саппорты. Для этого не нужен капитан или лидер, если каждый знает свою зону ответственности и обязанностей.

Капитан и лидер больше глобализирует игру. Когда нужно принять решение, все ждут этого от капитана. И если такого человека нет или он не в настроении — это большая проблема для команды.

И сейчас эту проблему очень видно в Na'Vi. Если их чуть-чуть поломать по драфту или задавить по игре, они быстро сыплются. Это было заметно и в игре против Effect, и в матче с нами. Effect их переехали драфтом и банальными действиями, и им вообще нечем было ответить.

— Дело в том, что нет людей, готовых стать капитанами, или в том, что игроки не хотят слушаться?
— Вообще и то, и другое. Но нужно понимать, что лидеры и капитаны взращиваются. Нет такого, что ты приходишь в команду и говоришь: «У нас нет капитана, я буду капитанить!». Это выглядит как желание ребёнка поиграть в капитана. Так это не делается.

Но если нет капитана, то в идеале должен найтись человек, который может попробовать. Возможно, у людей есть скрытые таланты. Но это требует накапливания опыта и достаточно времени.

— Можно ли научиться быть капитаном или им надо родиться, как киберспортсменом?
— Можно научиться. Причём это несложно. Полно литературы о том, как стать человеком, который управляет группой людей в качестве начальника или лидера. Она вся относится к любым аспектам жизни. Ты банально можешь вбить в Google «как быть лидером в коллективе» — и все фактические вещи там расписаны по пунктам.

— А вы учились быть капитаном?
— Меня тоже взращивали как лидера ещё с гимназии. Хотя я очень сильно этому сопротивлялся. Все начинается с банальностей вроде проследить за классом, быть старостой и т.д. Почему-то всегда эту ответственность и задание проследить за людьми складывали на меня. Ну или доверяли мне, тут как посмотреть. Может, я выглядел поумнее и постарше, чем другие. Из-за этого всего у меня накопился опыт того, как говорить с людьми, как давать команду, как отменять команду.

Я читал некоторые статьи. Эта необходимость возникла еще во времена Na'Vi и VP. Потому что я пришел к людям, которые опытнее и умнее меня, а при этом я должен был стать их лидером и капитаном. И я читал о том, как достичь подобного в этой ситуации.

— Есть ли что-то, чего не в коем случае нельзя делать капитану?
— Нельзя морально сдаваться. Если капитан сдался, то команда сразу поплывет.

— Что делает вас счастливым, кроме победы в доту?
— Наверное, многое. Последнее время, когда много играешь в доту, ты не можешь найти в себе природную энергию. Вот когда ты встаешь — и тебе всё нравится. Мне всегда по нраву, когда я встаю, а вокруг тепло, светит солнце, когда нет какой-то тяжести. Чтобы этого достичь, нужно делать простые вещи: хорошо поспать, хорошо покушать, сделать зарядку. И, в принципе, я буду счастлив.

Комментарии