Под гнётом босса. Судьба турниров по Dota 2
Владимир Чайка
Комментарии
Как Valve использует компендиум для вытеснения конкурентов среди организаторов турниров по Dota 2 и повышения собственной прибыли.

Team Secret, Evil Geniuses, OG, Team NP, Natus Vincere, Virtus.pro — все эти команды отказались от участия в DreamLeague Season 6, поскольку главный босс в Dota 2 компания Valve в свое время решила затянуть с анонсом бостонского мэйджора. Понятное дело, что участники главного осеннего турнира не смогут за неделю до старта события посетить турнир в Швеции, так как потом банально рискуют не успеть адаптироваться к смене часовых поясов. Организаторов другого турнира — The Summit 6 — от массового отказа участников спасло то, что соревнования проводятся в США.

На момент анонса The Boston Major ситуация с проведением других турниров стала самой обсуждаемой в «Дота»-сообществе. Массовый отказ команд от участия в DreamLeague Season 6 станет организаторам в

копеечку, и отношение Valve к другим учредителям соревнований было справедливо названо «наплевательским». Действительно, почему главный «заводила» не удосужился скорректировать планы разных компаний и не сформировал единого расписания?!

Нет, мы ни в коем случае не интересуемся финансовой отчетностью DreamLeague или какого-либо другого организатора соревнований по Dota 2, просто в последнее время вырисовывается очень интересная тенденция. Ежегодно мы слышим о рекордных суммах призовых на турнирах, вот только не уточняется, что львиная доля доходов достается всё равно Valve. С появлением мэйджоров именно Valve собирает рекордные суммы с продажи билетов для просмотра турнира в DotaTV, сундуков или компендиумов (внутриигровая виртуальная книга). Достаточно взглянуть на динамику роста призовых на турнирах от ведущих мировых организаторов, и всё станет ясно.

The Summit

Первый сезон американского турнира был проведен в начале 2014 года, тогда организаторам удалось пополнить призовой фонд на пятьдесят с лишним тысяч долларов, что составляло 25 % от общего количества продаж. Сам формат проведения турнира, когда все профессиональные игроки собрались в неформальной обстановке в пределах одного дома, очень понравился зрителю, поэтому уже на следующий сезон удалось установить рекорд. В этом организаторам также помог компендиум. К слову, The Summit 2 входит в тройку турниров, принесших организаторам наибольший доход с продажи билетов и сокровищниц. По этому показателю лидирует i-League Season 1, собравший почти $ 300 тыс., а вторая позиция за XMG.Captain’s Draft 2.0 — $ 227 тыс., который также имел компендиум. Неплохую прибыль организаторам принес и третий сезон The Summit, но это был последний такой турнир. Начиная с четвертого сезона, который прошел после The Frankfurt Major, продажи упали до минимума.

.

.

Starladder

«Звездная лестница» один из самых старых и полюбившихся зрителям турниров. Начиная с восьмого сезона

Отношение Valve к другим учредителям соревнований было справедливо названо «наплевательским».

(конец 2013-го — начало 2014-го) зрители долларом выражали свою благодарность за демонстрацию в Сети баталий между звездами мировой сцены. Поэтому турнир на протяжении нескольких сезонов стабильно мог рассчитывать на эту строку доходов. Пик прибыльности пришелся на SLTV Starseries Season 10, когда турнир заручился собственным компендиумом. После объявления мэйджор-турниров от Valve состоялся ещё лишь один сезон регулярной лиги Starladder, которая практически не пополнила их копилку, невзирая на внушительный начальный призовой фонд в размере $ 300 тыс. Ждать ли 14-й сезон? Вопрос остаётся открытым.

.

.

ESL

Организаторы из ESL не могут похвастаться шестизначными цифрами доходов от продажи внутриигровых билетов и сокровищниц, тем не менее всегда получали от этого стабильную выручку. Теперь же организаторы установили планку для всех своих турниров в размере $ 250 тыс., которые уже не пополняются за счет вливаний зрителей DotaTV. Так, в этом году зрители никак не влияли на призовой фонд ESL One Manila 2016 и не смогут увеличить куш грядущего ESL One Genting 2017. Кажется, доходы с продаж стали мизерными.

.

.

Причина лежит на поверхности. В 2014 году Valve способствовала внедрению компендиумов для пяти разных организаторов турниров: Starladder, The Summit, XMG Captain’s Draft, DreamLeague и ESL, что принесло тем

В 2014 году Valve способствовала внедрению компендиумов для пяти разных организаторов турниров, в 2016-м — только для одного.

неплохую прибыль, которую они впоследствии использовали для проведения следующих сезонов соревнований. В 2015 году компендиумов удостоились организаторы лишь двух турниров: Dota Pit и The Summit. Угадайте, сколько компендиумов вышло в 2016 году? Всего один — для Captain’s Draft 3.0. Если следовать тенденции, то в 2017 году их не будет вообще.

Теперь компендиумы стали привилегией только для самой Valve, они выпускаются под каждый мэйджор, при этом не особо удивляя содержимым. Находясь вне конкуренции, разработчик не оставляет пользователям Dota 2 другого выбора, как приобретать именно этот продукт. У зрителя кошелек тоже не резиновый, поэтому, приобретя компендиум за $ 10 раз в квартал, он вряд ли решится на покупку простого билета, например, на тот же ESL.

Мэйджоры поставили точку на доходах остальных турниров с продажи билетов DotaTV и внутриигровых предметов

Мэйджоры поставили точку на доходах остальных турниров с продажи билетов DotaTV и внутриигровых предметов

Фото: dota2.com

От этого страдают все: зрители, игроки, организаторы и даже сама Valve. Причем Valve в первую очередь: остальные организаторы должны подстраиваться под расписание мэйджоров, теснясь между собой в плотном графике. Еженедельные турниры способствуют угасанию интереса к соревновательной Dota 2 со стороны зрителей, так как это банально надоедает. Каким бы сногсшибательным ни был анонс турнира от Starladder, ESL или The Summit, он не сможет бодаться по значимости с мэйджорами.

Как ни крути, а именно такого рода турниры и способствовали становлению профессиональной «Дота»-сцены.

Каким бы сногсшибательным ни был анонс турнира от Starladder, ESL или The Summit, он не сможет бодаться по значимости с мэйджорами.

Это кузница талантов и будущих звезд. «Организаторы турниров делают просто титаническую работу. И они её делают уже очень долго. Без ESL, DreamHack, StarLadder, MLG не было бы The International, не было бы команд, не было бы игроков, не было бы популярности. Эти люди вкладывают душу и все время в свои турниры», — однажды заявил в своем блоге Виталий «v1lat» Волочай.

Последние тенденции, а также поступки Valve постепенно угнетают такого рода турниры, придавая значимость лишь мэйджорам и чемпионату мира The International. Хочется верить, что в следующем году всё-таки состоится диалог между разработчиками и организаторами всемирных турниров по Dota 2 и ситуация, подобная той, что произошла с шестым сезоном DreamLeague, не повторится.

Комментарии