«Люди, пригласившие меня в «Анжи», были моими фанатами»
Яна Медведева
Комментарии
Александр «XBOCT» Дашкевич – об отношении футбольного клуба к киберспорту, новых игроках команды и поведении Ильи «Lil» Ильюка.

Александр «XBOCT» Дашкевич и ФК «Анжи» — первооткрыватели в СНГ-киберспорте. Футбольный клуб решил не идти проторенной дорогой покорения FIFA, а попробовать свои силы в одной из самых популярных дисциплин в СНГ – Dota 2. Александр Дашкевич, первый игрок команды «Анжи», в интервью для «Чемпионата» рассказал, чем отличается спортивный клуб от киберспортивной организации и как формировался состав.

— Последний раз активно о тебе в сообществе говорили, когда ты взял перерыв в карьере. Вернуться к игре тебя заставило предложение “Анжи” или ты планировал это раньше? И что такого предложил этот клуб, чего не давали другие?
— Раньше я не планировал возвращаться, так что по большей части это связано именно с предложением от «Анжи». Другие клубы обращались ко мне где-то полгода назад, тогда я только месяц-полтора как ушёл и точно не хотел играть. Это было начало перерыва, переосмысление всего, поэтому я отказался. А сейчас и я играть захотел, и они пришли с очень хорошим предложением. Так что я согласился.

— Представители клуба рассказывали, почему выбрали именно тебя?
— Это больше личностные предпочтения. Они не слишком глубоко разбирались в Dota, но мое имя долго было на слуху. Большинство из них были моими фанатами, вот и решили обратиться ко мне и попробовать. Всё получилось довольно быстро.

— В начале карьеры ты мог предположить, что в 2017 году будешь носить форму футбольного клуба?
— Если говорить откровенно, я воспринимаю это как киберспортивную организацию. Пусть это спортивный клуб и придётся пересекаться с футбольной составляющей, но я пошёл на это для продвижения киберспортивной части. Насколько будет задействовано основное направление, я не знаю. Но ничего сверхъестественного для меня в этом нет. Сейчас, по некоторой информации, и Формула 1 будет запускать свои составы. Киберспорт развивается, будущее стоит за всем, что связано с компьютерными технологиями. Люди рано или поздно понимают это. Приходит молодое поколение, которое говорит футбольным старикам, что пора вкладываться в другие вещи. И они пробуют. Вот «Анжи» стали одним из первых. Попытки предпринимал и «Манчестер Юнайтед», и многие украинские клубы. Тем более все уже подписали игроков в FIFA. Теперь решили заняться Дотой. Я уверен, что лет через 5 или 10 будет сложно найти футбольный клуб, у которого не будет состава по Dota 2, Counter Strike или League of Legends.

— Насколько серьёзно клуб относится к киберспортивному направлению? Для них киберспорт — это цель или просто средство привлечение новых поклонников к футбольному составу?
— Наверное, оба варианта. Они создали киберспортивный отдел, и там за всё отвечает их молодое поколение. Эти ребята горят идеей, хотят делать, каждый день мне пишут и что-то спрашивают. С футбольным руководством я тоже общался, для них это что-то новое и непонятное. Эльдар Абдулкеримович Исаев (заместитель генерального директора клуба. — Прим. «Чемпионата»)

очень заинтересован. Когда я приезжаю в Москву, он постоянно со мной встречается, что-то выясняет, рассказывает. Осман Гаирбекович меньше всем этим увлечён, он больше интересуется футбольной составляющей.

— Какой вклад клуб будет вносить в развитие команды по Dota 2? Предоставят тренировочную базу, организуют менеджмент?
— Как и любая другая киберспортивная организация, они будут предоставлять всё необходимое. Единственная проблема — они совсем не знают, что такое Dota. Они ни с кем не знакомы: ни с порталами, ни с организациями, ни с менеджерами других команд. Всё приходится объяснять, а делать этого не хотелось бы. Нужно заниматься другими вещами.

Менеджера нам предоставил клуб, но мы пока с ним мало общаемся. Его кандидатура ещё окончательно не утверждена, он находится на тестовом периоде. В нём есть энтузиазм, нужно только подучить — и всё получится.

— Например, команда North по CS:GO, которая тоже принадлежит футбольному клубу, тренировалась прямо на стадионе, окна их компьютерного зала выходили на футбольное поле. Может, вы тоже планируете что-то подобное?
— Конкретно таких обсуждений не было. Клуб готов предоставить буткемп, и, вероятно, это будет в Москве. Но в качестве первого опыта это будет уже сформированная киберспортивная база. А дальше посмотрим. Если это всех устроит, то так и продолжим. Если нет, сделаем что-то своё. У меня много опыта и проведения буткемпов, и участия в них. Я знаю все мелочи, так что смогу ввести их в курс дела.

— Участвовали ли представители клуба в формировании команды или эта задача лежала исключительно на твоих плечах?
— Все легло на мои плечи. Конечно, я держал их в курсе. Они предлагали каких-то своих ребят. Некоторые кандидатуры я поддерживал, некоторые нет. В итоге все сложилось. Думаю, через пару дней все будет известно окончательно.

— Были ли у представителей «Анжи» какие-то требования к игрокам?
— Единственное их требование — чтобы всё было побыстрее. Я старался их сдерживать, потому что «быстро» и «хорошо» — это разные вещи. В итоге нам всем повезло, что ребята со мной связались и мы быстро укомплектовали состав. Но пока это всё не окончательно, мы только тестируем друг друга, проверяем, насколько нам будет комфортно. Люди там уже что-то пишут, объявляют, даже в турнир какой-то нас зарегистрировали. Белиберда какая-то. Конечно, все уже извинились и новости удалили, но это не отменяет того, что так нелепо произошло.

Нам повезло, что ребята со мной связались и мы быстро укомплектовали состав. Но пока это всё не окончательно, мы только тестируем друг друга, проверяем, насколько нам будет комфортно.

— Почему выбор пал именно на троих игроков из Comanche? Чем они тебя покорили?
— Эти ребята давно выступают втроём. И они все втроём изъявили желание поиграть именно со мной. Отпала необходимость искать кого-то другого, потому что парни уже сыгранные, знают, чего хотят друг от друга. И раз они друг друга устраивают, значит, что-то умеют. Я очень часто попадался с ними в рейтинговых играх, так что какой-то опыт общения у нас уже есть. Видно, что эти ребята умеют и хотят играть. Когда я первый раз с ними пообщался, то удивился их разумности в 18-19 лет. В их словах есть толк, нет юношеской глупости, они стараются, говорят умные вещи. В принципе, это всё, что нужно.

— Ты следил за их выступлениями на квалификации к The Kiev Major? Что бы мог отметить в их игре?
— Они неплохо выступили. Немножко им не хватило, не дотянули. Но ещё в начале квалификации они хотели перейти в другую команду. Об отборах ребята сказали, что это был максимум, который они могут показать. Видимо, их уже не устраивал тот состав или что-то ещё. Они воспринимали это как развлечение: «Доиграем и хватит».

— Можешь рассказать о пятом игроке состава? Почему выбор пал именно на него?
— Опять же скажу, что мы его только тестируем. Это Максим “Yoky” Ким. Он мне нравился уже давно, когда ещё играл на оффлейне в Team Empire. Потом Yoky захотел играть на другой позиции, пробовался в разных командах на средней линии и на керри. У него получалось чуть хуже, чем на основной роли, видимо, нужно было больше времени для тренировок. Когда я спросил Yoky, хочется ли ему снова сыграть на сложной, он согласился. На оффлейне у Максима дела шли хорошо, так что он мне кажется отличной кандидатурой.

— Ставит ли клуб перед вами какие-то турнирные цели? И какая ваша основная задача на ближайшее время?
— Они хотят, чтобы мы участвовали в максимально возможном количестве турниров. Это и наша цель тоже, так что тут наши стремления совпадают. Пока нам стоит попасть на закрытые квалификации к The International, чтобы не участвовать в мясорубке открытых отборов. Выиграть там и попасть на чемпионат мира — это уже будет хорошо. Дальше будет видно. Я же ни разу не был с ребятами на LAN-турнире, а это совсем другая вещь.

Пока нам стоит попасть на закрытые квалификации к The International, чтобы не участвовать в мясорубке открытых отборов.

— Ты уже почувствовал какую-то разницу в работе с киберспортивной организацией и спортивным клубом? Чем отличается подход?
— Да, разницу я почувствовал. В киберспортивной организации набирают людей, которые находятся внутри киберспорта. Для тех, кто работает в спортивном клубе, Dota — это собраться вечером вчетвером и покатать паб. Вот всё, что они понимают. Они не знают никого на киберспортивной сцене, для них всё это ново. Но мы попытаемся их обучить, договориться и совместно принять правильное решение. Это лишние хлопоты, которые игрокам не нужны, но пока это не мешает рабочему процессу, почему бы и нет. Если ситуация создаст лишнюю нагрузку или надоест, я буду настаивать на том, чтобы они нашли людей из киберспорта.

У всех команд есть менеджер, который делает всё, начиная от покупки билетов (у крупных организаций даже есть логисты). Он организовывает тренировки, буткемпы и прочее. Здесь такого еще нет, и это создаёт некоторые проблемы.
Пока всё, что мы делали, — это начало подписания контрактов и набор команды. И практически всем этим занимался только я. Да, мы видели, как профессионально они относятся к футболистам, но почувствовать это на себе пока не было возможности.

— Футбольные клубы активно подписывают игроков в FIFA. Команда по Dota 2 — это новшество даже для мировой сцены. Как ты считаешь, почему большие спортивные клубы так редко обращают внимание на эту дисциплину?
— Просто пока не было широкой заинтересованности. Если мы добьёмся каких-то результатов, это станет примером и для остальных футбольных клубов. Сейчас к киберспорту подключились хорошие инвесторы. Уже не получится прийти и сказать: «Мы футбольный клуб, приходите к нам» — и сразу все побежали. Ну, может, «Барселона» так способна сделать. Сюда влили очень много денег, и конкуренция на самом высоком уровне. Люди, которые были чуть ближе к киберспорту, увидели эту свободную нишу и поспешили её занять. Так что даже футбольному клубу здесь будет не так просто.
Придётся отдать много ресурсов, как денежных, так и человеческих, чтобы создать толковую организацию. Да, можно предложить зарплату 50 тысяч евро, и, скорее всего, любая команда к тебе перейдёт. Но ведь это тоже непросто.Четыре месяца — и ты потратил уже миллион, это помимо затрат на буткемпы и прочее. Возможно, поэтому пока спортивные клубы интересуются только футбольной и медийной составляющей киберспорта. Всё будет зависеть от руководства, насколько оно продвинуто мыслит. Проблемы конкретно в Dota я не вижу.

— Чарли Янг как-то говорил, что проблема Dota как дисциплины — постоянные перестановки в командах. Инвесторы не знают, кто будет играть в их составе и каких результатов они способны достичь. Всё слишком неопределённо. Может ли это быть действительно важным фактором?
— Решаффлы — это большая проблема. Конкретно клубы на этот процесс практически никак не влияют. Да, есть какие-то трансферные периоды, но в основном игроки сами между собой договариваются. Нет такого, как футболе: с тобой подписали контракт и ты должен играть. В спорте если захочешь развиваться, то будешь мириться с какими-то трудностями и работать над их решением. Тут если игроки поссорились, то они плохо выступают. И никого из них не заменишь, не посадишь на скамейку запасных и не будешь платить по контракту. Возможно, за этим будущее. В киберспорте есть команды из семи человек, с запасными, но это другое. В футболе ты выпустил нового игрока — и он знает свою роль, он тренировался с командой. А в Dota практиковаться вшестером невозможно. Ты или используешь свой основной состав, или всё обернётся не слишком хорошо.

Да и у игроков нет никакого наказания, они сами себе хозяева. С моей-то точки зрения, это хорошо, я же сам игрок. Но для клубов это действительно может стать проблемой.

В футболе ты выпустил нового игрока — и он знает свою роль, он тренировался с командой. А в Dota практиковаться вшестером невозможно.

— Может, тогда клубам нужны строгие контракты с игроками? Или это негативно скажется на игре?
— На игру это вряд ли повлияет отрицательно, но на отношении игроков может сказаться. Само собой, когда тебя пытаются в чем-то ограничить и ущемить твои права, ты отреагируешь негативно. Если ты соответствуешь всем ожиданиями, то ничего плохого не случится. Это будет лишь пункт в контракте, который никто никогда не использует.
В основном же все проблемы исходят от самих игроков. Вот ему что-то не понравилось — и он уже не хочет играть со своей командой. Он уходит, а ты ему уже ничего не сделаешь. Да, ты можешь от лица организации заставить его заплатить штраф. Но игрок же потом напишет в «Твиттер»: «Меня, бедного-несчастного, обидела организация» — и это создаст негативное мнение. Будет процентов 20 здравомыслящих людей, которые поймут, что так было написано у парня в контракте. Но в основном сообщество — это 17-18-летние дети, которые не слишком понимают суть права и не особо знакомы с подобными обязательствами. Для них это звезда, а злая организация его обидела. Это тоже может оказаться каким-то ограничением для клубов, чтобы не навлекать на себя негативных отзывов. Но таких случаев очень мало.

— Что могут дать большие спортивные клубы командам именно в Dota?
— Virtus.pro и другие уже нанимают людей из спорта, тренеров и менеджеров. Это люди, которые обучены работать с коллективом и умеют предотвратить разлады в составе. Обязательно нужно иметь спортивных психологов. Они способны сплотить команду, а сейчас этим никто не занимается или делает это не слишком профессионально. Возможно, это просто затратно и не все организации могут себе это позволить. Но когда-то к этому всё придёт.

А что касается руководства, то в киберспорте всё немного по-другому. Сама структура компании, команды, чемпионатов, договорённостей — всё пока на примитивном уровне. Люди пытаются что-то изменить, создаются какие-то ассоциации, но это сложно. В любом спорте есть федерация или ассоциация. Здесь всё только на словах. Захотели — выплатили деньги, не захотели — не выплатили. Захотели — провели турнир, а если вдруг ещё захочется — перенесли его в другой конец земного шара. Ну а что такого? Кто тебе что сделает?

— Нужен ли такой контролирующий орган киберспорту или система должна сама найти баланс?
Конечно, нужен. Невозможно найти баланс самостоятельно. Почему у каждой страны есть свой президент? Даже если люди недовольны его действиями, если есть парламент, вам кажется, что решение стоит за ним. И здесь должен быть человек, который подытожит всё и донесёт это до сообщества. А оно уже будет радоваться или нет. Пока этим пытается заниматься Valve, но им наплевать на структуру. В LoL есть Riot, которые принимают окончательное решение, а здесь же всё пущено на самотёк. Не знаю, насколько это хорошо, но далеко не все люди могут на это повлиять. Те, кто недоволен, молчат. Да и довольные тоже молчат, потому что нет смысла это всё поднимать лишний раз.

— Ты наверняка следил за квалификациями на мэйджор в СНГ. Как оцениваешь общий уровень команд? Например, Илья “Lil” Ильюк очень недоволен игрой коллективов из родного региона.
— По сравнению с VP все команды выглядели чуть хуже, но играли в принципе неплохо. К сожалению, есть только один слот от СНГ, и люди не смогут себя показать на мировой сцене. Возможно, Virtus.pro сейчас выиграет этот мэйджор, также катком пройдётся по всем соперникам. Тогда окажется, что СНГ-сцена довольно конкурентоспособна, просто VP слишком сильны. Или же они проиграют и будет понятно, что нужно серьёзно совершенствоваться. Но всё это будет ясно только после мэйджора. Слишком давно никому из СНГ не давалась возможность сразиться с командами из других регионов на престижном турнире. Многие коллективы играли неплохо: Team Empire, Na'Vi, Effect, Comanche.

По сравнению с VP все команды выглядели чуть хуже, но играли в принципе неплохо. К сожалению, есть только один слот от СНГ, и люди не смогут себя показать на мировой сцене.

— Как оцениваешь выступление Na’Vi на квалификации? Зрители были поражены их камбэком и удивлены хорошим результатам.
Я написал Dendi, поздравил его, спросил, что случилось в начале. Он сказал, что немного не получалось, перенервничали и так далее. А вообще молодцы! Это то, чем всегда были сильны Na'Vi — своими камбэками и умением обучаться во время турнира. Это в принципе для команды очень хороший показатель. Ну и стимул появляется. Ты один раз почувствовал, что что-то можешь, а в следующую игру заходишь уже чуть более уверенным в своих силах и меньше сомневаешься в решениях. Я рад за них.

— Как ты относишься к тому, что на СНГ-мэйджор команды из региона получили только один слот? Может, стоило авансом дать приглашение VP?
— Не за что было приглашать VP. Они не участвовали ни в одном турнире, а где играли, столкнулись с проблемами с Интернетом. Прошлый мэйджор они не взяли, ничего другого не выиграли за это время. За что их приглашать? Есть команды более достойные.
Если говорить о мэйжоре в регионе, то никто же не жаловался, что на The International в Америке была только одна или две американских команды. Кто как умеет играть, того и приглашают. Сейчас доминируют другие сцены. Возможно, когда-то СНГ вновь взойдёт на этот пьедестал. Я не вижу в таком решении ничего плохого. Благодарите, что там будет хотя бы VP.

— Нужна ли отдельная квалификация для команд из СНГ и что она даёт Valve и аудитории?
— Отдельная квалификация в СНГ просто сделала эти отборы более зрелищными. Раньше как было: одна команда выходила сразу, а потом небольшая война за вторую квоту. И сейчас они сделали таких турниров не три, а шесть. Больше людей смотрят, больше ажиотажа. В целом это сделано для популяризации Dota.

Раньше Европа и СНГ играли вместе, так что теоретически на мэйджоре мы могли не увидеть ни одной своей команды. Вышли бы какие-нибудь Secret и B)ears. Я не говорю, что Virtus.pro слабее их, но просто теоретически. И вот СНГ-мэйджор, а у вас нет ни одной местной команды. И никто не приходит на этот турнир. Так что стоит порадоваться, что эта квалификация вообще есть. В будущем, если VP покажет хорошие результаты, то ее будут приглашать напрямую и СНГ-команд на турнирах станет больше.

— Много ведётся разговоров о том, что Dota-сцене не хватает харизматичных личностей. Раньше эту роль играл ты. Молодые игроки равнялись на улыбающегося Сашу, который постоянно шутит и круто играет. Сейчас на авансцену вышел Lil. Как ты относишься к тому, как он себя ведёт и формирует свой образ?
— Если то, что он делает, — шутка, то это очень неудачный пример юмора. Если они сейчас хорошо играют, то это не значит, что через полгода все будет так же. А твиты и посты останутся. В чём тогда будет смысл твоих слов, если они перестанут соответствовать действительности? Возможно, это моя политика, я не очень люблю конфликты и плохого о людях не пишу, если они этого не заслуживают. Тут же в твитах явно ощущается чувство собственной важности и превосходства прежде всего над другими людьми.

Говорить «мы не СНГ-сцена». Вспомни, где ты родился! Ты выиграл мэйджор или The International? Нет. Есть Сумаил, который после победы на TI пишет «EZ». Такого я тоже не люблю, но для кого-то это смешно. Пусть немножко самовлюблённо и эгоистично, но в целом это соответствует действительности. Но писать такое, когда ты обыграл две-три команды, которые в мире тоже ничего не добились, по меньшей мере глупо.

Я не считаю, что Lil — плохой человек. Если он так себя ведёт, он имеет на это право. Но он подобным образом портит отношение к своей команде. А вдруг он сейчас приедет на мэйджор и займёт там топ-16. Я уверен, что этого не произойдёт, и искренне надеюсь, что такого не будет. Но если так, то достанется всей команде. А там ещё есть Роман «Ramzes» Кушнарев, который всегда позитивен, со всеми общается, шутит. Про него всегда говорят, какой он хороший парень и как хорошо выступает. Но когда он проигрывает, негатив выливается и в его сторону, потому что он часть команды. А вместе с ним достается и Паше, доброму, молчаливому на публике парню. Еще есть Алексей «Solo» Березин, который так долго к этому шёл, а сейчас из-за высказываний товарища по команде получает кучу негативных отзывов.

Я не знаю, почему Lil так делает и почему ему позволяют это делать. Может, это их рекламная кампания какая-то? Я не особо посвящён в это. Но мне всё ещё непонятно, почему кто-то из руководства не прекращает таких речей. Вся команда страдает от этого после любого поражения. Видимо, его слишком задевает общественное мнение, если он так реагирует на любой выпад в социальных сетях. Больше сосредоточьтесь на игре и меньше на обществе — и всё будет хорошо.

— Должна ли в таком случае организация как-то контролировать личные высказывания игроков в социальных сетях и на стримах?
— Это дело индивидуально каждого. Lil — единственный такой пример. Остальные что-то пишут, ну и пусть пишут в общем-то. В принципе, в контрактах прописано, что ты не должен плохо отзываться о своей организации. Пока этого не происходит, ни у кого претензий особо и нет. Но, с моей точки зрения, он сам себе жизнь портит.

— На разных форумах в последние месяцы постоянно публикуют статистику, показывающую, что игроков в Dota становится всё меньше. Говорят, что Valve больше ломают, чем строят. Ты, как человек, который прошел весь путь становления игры и проходишь его сейчас, можешь сказать, что с Dota не так? Или тебя всё устраивает?
— Ничего не ломают, игра становится только интереснее. Она стала немного проще, но это должно привлекать новых игроков. Может, она не настолько проста, как другие дисциплины, и люди переходят туда. Мне очень нравится игра и её изменения. Я поэтому и стал снова играть. Мне намного интереснее новый патч, и от этого появилось желание. Все эти баунти руны, изменения линий, новая мета с роумерами, которая сделала игру более динамичной…

Играть без желания просто ради зарплаты я бы не стал. А когда снова появляется эта тяга — это хорошо. Надеюсь, что это будет оправданно.

Комментарии