Казнить нельзя помиловать. В чём ошиблась Riot Games в конфликте с Likkrit
Георгий Ядвидчук
Комментарии
Объясняем, почему российский офис компании проиграл информационную войну ещё до её начала.

16 декабря Riot Games вынесла вердикт в отношении Кирилла Likkrit Малофеева и его публичного выступления от 30 ноября. Тогда резкие высказывания о положении в регионе разбирались на цитаты в медиа и обсуждались во всех пабликах League of Legends. Прежде чем перейти к разбору скандала, важно уяснить, в каком состоянии находится СНГ-регион сейчас.

Клубам сложно содержать команды, поскольку состав по League of Legends ничего не приносит, а зарабатывать негде. Ну нет возможностей у команд устраивать промо-акции в студии или пиарить своих нынешних спонсоров на трансляциях Континентальной лиги. Они ограничены из-за списка запрещенных спонсоров и других пунктов. И это не проблема российского офиса. Во всех регионах действуют по заданным директивам. В итоге клубам приходится расширять организацию и за счёт других команд содержать состав по LoL. Спонсоры же выбирают те дисциплины, которые им интересны. Глава Vega Squadron Алексей Кондаков рассказывал: сейчас охотней смотрят в сторону PlayerUnknown's Battlegrounds, чем на League of Legends. У спонсоров есть спрос, который любой здравомыслящий управленец должен удовлетворить. Речь же идёт о деньгах и развитии.

Энди Дин

Энди Дин

Фото: Forbes

Кто давно следит за League of Legends, помнит, как два года назад Энди Reginald Дин, владелец TSM, выступил с критикой Riot Games на форуме Reddit. Денег тратится много, расходы переваливают за миллион долларов, вы наезжаете на нас за продвижение VR-очков HTC, а существовать как-то нужно. Тогда его поддержали остальные участники американской лиги LCS. В ответ на блог Дина сооснователь компании Марк Меррилл произнёс фразу, за которую ему досталось от всех: от фанатов, от обычных игроков, от медиа, от владельцев других команд, от спонсоров.

Если Энди так беспокоится за финансовое состояние своих игроков, то, может, ему стоит тратить заработанные в LoL миллионы на зарплаты для них, а не на убыточные инвестиции в другие игры?

Чем всё закончилось, вы знаете: американский регион перевели на франшизную модель, а компания принесла извинения за сказанное. Тогда каждый посчитал своим долгом написать на заборе, какая плохая эта Riot. Но ситуация послужила толчком для развития индустрии.

В СНГ-регионе всё слегка сложнее. Здесь нет венчурных фондов, готовых сорить деньгами, да и киберспорт не сильно популярен. Проблема не только в спонсорах. Владельцы наших команд считают, что некоторые игроки нашего региона обнаглели. У них выросли аппетиты, когда произошёл резкий рост зарплат. И в этом владельцы клубов обвиняют Virtus.pro. С их приходом некоторые киберспортсмены начали получать слишком много, а те, кто зарабатывал меньше, тут же потребовали прибавки. Некоторые пошли на уступки. Никто же не хочет отдавать своих игроков. Но были и такие ребята, кто гнался за сиюминутной прибылью. Платите на 5 тыс. рублей больше? Я с вами. При этом, как утверждают руководители команд, никто из киберспортсменов не принимал во внимание деньги от Riot Games. Если посмотреть на суммы, которые выделяют организациям, то клубы ничего не зарабатывают, а только тратят.

Минимальная компенсация игрока в сезоне 2017 года — 364 тыс. рублей за 14 матчей регулярного сезона. За 1 игру киберспортсмен получает 26 тыс. рублей. Точно такую же сумму получает и тренер. Игрокам, сидящим на замене, положены 70 тыс. рублей. Клубу компенсируют аренду буткемпа на 450 тыс. рублей, транспортные затраты (только наземное передвижение) на 72 тыс. рублей. При этом «излишки» разрешалось потратить на оборудование, питание и другие расходы. За сплит организация могла получить до 300 тыс. рублей. Однако сумма определялась администрацией лиги. Она оценивала, «насколько менеджмент успешно справился со своими обязанностями». Другими источниками дохода были призовые и продажа цифрового контента. За сплит Riot Games выделяла $ 12,5 тыс.

Субсидии на транспорт, на оплату аренды тренировочного дома — ничто из этого не окупается. Наоборот — тратить приходится еще больше. А учитывая, что состав сидит без дела примерно шесть месяцев в году, владельцы клубов начали задумываться: «Зачем нам платить зарплату игрокам, если их можно распустить, а потом набрать с нуля?» Это при том, что годовой убыток организации переваливает за сумму в $ 120, а то и в $ 200 тыс. В ноль выходят один-два клуба, если такие вообще есть.

Кирилл Likkrit Малофеев утверждает, что в следующем сезоне выплаты от Riot Games станут еще меньше. Список команд уменьшится на две. И если бы Na’Vi и Virtus.pro не ушли, пришлось бы подвинуться кому-то другому. А всё потому, что в компании проводят оптимизацию бюджета. Оставшиеся клубы оказались в неловком положении: им нужно убеждать парней выступать за меньшие деньги. При этом заключать долгосрочные контракты никто не торопится. Как правило, соглашения составляются так, что после окончания сплита ты свободный агент.

Вот и выходит, что одна проблема цепляется за другую, из той вылезает третья, а там четвертая, пятая и шестая. Получается такая бесконечная матрёшка.

Комментатор Riot Games Михаил Olsior Зверев еще в октябре опубликовал блог, в котором писал об интенсивном и экстенсивном развитии. В нем говорилось, что некоторые клубы должны не рассматривать победу в сплите, а устоять на своих позициях или немного сдать их, оптимизировать ресурсы в соответствии с ожиданиями, купить не дорогих игроков, попробовать вырастить своих звёзд, искать новые методы управления и быть более гибкими. Даже вылет в Лигу претендентов, по словам Зверева, «может не оказаться концом для организации». Пример «Ювентуса», который выкарабкался с Антонио Конте после коррупционного скандала, — неплохая попытка продемонстрировать знания футбольной истории. Но есть существенная разница между футболом и League of Legends.

В футболе нет таких жестких ограничений на подписание спонсоров — раз. В футболе более развитая инфраструктура — два. У «Ювентуса» столько болельщиков, сколько нет ни у одной команды по LoL в СНГ-регионе вместе взятых (а болельщики — самый главный ресурс) — три. В футболе можно зарабатывать на трансферах — четыре (источников доходов раз в 5 больше, чем в League of Legends). «Ювентус» — один из величайших клубов Италии с огромной историей — пять. Список можно продолжать до бесконечности. Некорректно сравнивать две индустрии с разницей в сотню лет развития.

Ни одна команда из LoL и рядом не стояла с возможностями «Ювентуса». Team Empire уже вылетала из Континентальной лиги. И где она теперь? Тогда в октябре вряд ли кто-то понял, что таким образом Riot Games прощупывала почву для будущих изменений. Тренер Vaevictis Esports Алексей Холин ответил на пост Зверева очень просто: он привел примеры из практики. Холин рассказал и про молодых игроков с аппетитами, как у звёзд (привет российскому футболу), и про выживание клубов (в Лиге претендентов есть только призовой фонд на 1 млн рублей на сезон, поэтому никто туда не хочет попадать), и что всё описанное Зверевым возможно где угодно, но не у нас.

Теперь вы понимаете, почему Малофеев говорил: «League of Legends в СНГ с точки зрения денег мертва»?

То, что киберспортсмен сболтнул лишнего в том монологе, Малофеев не отрицает. Наоборот говорит: я виноват. Наказание жёсткое и спорное. Раньше на такой срок отправляли за избиение девушки на стриме, за нарушение пользовательского соглашения (прокачка аккаунтов за деньги). Теперь столько можно получить за критику и обсценную лексику на стриме. Я могу понять тех, кто не доволен сроком и тяжестью наказания. Но люди упускают из виду кое-что еще.

Riot Games — компания, которая хочет построить профессиональный спорт. А в спорте так нельзя. При работе на крупные компании и корпорации — тоже. В 2015 году теннисиста Бернарда Томича отстранили от выступлений за сборную Австралии после публичной критики местной федерации. И не важно, что он был прав. Просто так нельзя. Поэтому вместо игроков недовольство в прессе высказывают агенты или сами журналисты. Есть тренеры, которые не стесняются ругать руководство клуба. Но такие, как правило, долго не задерживаются.

Так совпало, что Кирилл Малофеев не сдержался. Его ошибка была только в том, что он не нашел журналиста, которому можно исповедаться и поделиться подробностями анонимно. В киберспорте пока так не принято. Но уж как получилось.

А получилось всё для Riot Games, мягко говоря, так себе. В текущей ситуации российский офис виноват сам. Проблемы регулярно накапливались. Вместо их решения в компании предпочитали «припарковывать вопрос». То есть отложить проблему в сторону и не возвращаться к ней примерно никогда. Не заметив как, Riot Games сама положила себе под кресло бомбу. Когда бы она рванула — вопрос времени.

То, что сейчас большая часть русскоязычного и англоязычного сообщества возмущается и бранится на компанию, это тоже вина регионального офиса. И дело даже не в тяжести наказания Малофеева. В публичном пространстве вся ситуация обставлена вот так: Likkrit раскритиковал Riot Games, за что его отстранили на полгода, в результате игрок завершил карьеру.

Riot Games проиграла информационную войну ещё тогда, когда боевые действия даже не начались.

Российское представительство Riot Games допустило, по нашему мнению, сразу несколько ошибок. Самая первая — публикация ура-текста с графиками и статистикой за год. В 2017-м было хорошо, а в 2018-м станет ещё лучше. Не станет. Кирилл Малофеев уже рассказал о проблемах, а мы выпустили детальный разбор.

Материалы по теме
«League of Legends в СНГ с точки зрения денег мертва»
«League of Legends в СНГ с точки зрения денег мертва»

На проблемы отчёта от Riot Games указал Александр Fiftyseven Табота. «Не очень круто и не нормально, когда информация формирует предвзятость восприятия сама по себе. Она формирует нежелание верить. Когда рост на 5,5 процента визуально представлен как рост на 33 процента. Или когда статистика просмотров Континентальной лиги сравнивается по двум дням в каждом году и никак больше. А больше-то и нечему доверять», — говорится в ролике бывшего комментатора по League of Legends.

Ту статистику компания преподнесла как нечто шокирующее и грандиозное. Рост-то, конечно, есть, но гордиться, в общем, нечем.

Вторая ошибка — устроить внезапную сессию вопросов-ответов к публикации отчёта на Cybersport.ru. Глава регионального офиса Алексей Крайнов делал попытки выставить Кирилла Малофеева манипулятором и лжецом. Там, где звучали действительно острые вопросы, глава российского офиса оставил без ответов. При этом сам он считает иначе.

Вопрос от пользователя Norgos: вопросов много, но один считаю определяющим. Считаете ли вы, что за два с половиной года, потратив 70% всего рабочего времени на поиск персонала и команды в офис Riot Games Ru, не найти самого важного для развивающейся дисциплины в одном из самых больших регионов работника (директора по маркетингу), и показать цифры по количеству аудитории и её росту ниже аналогичных в намного меньших регионах — это недостаточная причина для вашего увольнения?

Ответ был каким угодно, только не по существу. Знаете, что это напоминает? Пространные выступления политиков. В них говорится обо всём и ни о чём. Пользователи не дураки. Сразу стало понятно, к чему всё идёт. По итогам этого общения русскоязычное сообщество встретило в штыки и статистику, и попытку наладить отношения. Ведь если Малофеев лжёт, зачем же вы увиливаете сами от острых вопросов?

Третья ошибка — вынос вердикта в отношении Likkrit на следующий день после публикации статистики. Аудитория и так подогрета, а тут вы им сами вручаете горящий факел. Чего ожидали в компании, я не знаю.

Четвёртая ошибка — аргументация к наказанию Кирилла Малофеева на Reddit и в социальных сетях. Геворг Акопян, Head of Communications российского офиса Riot Games, несколько раз редактировал свою публикацию на форуме. В итоге всё англоязычное сообщество встало на сторону киберспортсмена. Оказалось, что наказание Likkrit получил за вот это:

Знаете, что должно с нашим регионом произойти? Все хорошие игроки должны из него уехать. И это будет абсолютно правильно. Никто не уедет, потому что одни подписали контракт, другие уже решили играть вместе, у третьих нет актуальных предложений, вот и получаем… По-хорошему, наш регион должен просто сдохнуть.

И вот что по этому поводу написал Акопян: «Существует фундаментальная разница. Одно дело критиковать Riot Games, Континентальную лигу или её организации — даже если игрок при этом до определенной степени искажает факты, чтобы достичь своих личных целей (о готовности манипулировать информацией Кирилл прямо говорит в своём ВК-посте). На это мы смотрим спокойно, пытаясь вычленить конструктив из заявлений любой формы.

Другое дело — желать смерти игроку/тиммейтам/всему региону СНГ (что Ликкрит и сделал во время трансляции) и его игровому сообществу. Это неприемлемо ни для кого, тем более — популярнейшего игрока, который должен быть примером образцового поведения для других. За токсичное поведение мы банили и продолжаем банить по всему миру».

Простой пример, который позволяет примерить ситуацию на себя: если во время игры другой игрок напишет вам в чате, что вы должны умереть, — это будет значить, что он делает это из лучших побуждений и болеет за исход игры всем сердцем, или что он должен быть забанен за недостойное поведение?

Мы думаем, что последнее. В дисциплинарном решении сказано, что игрок отстранен за нанесение вреда Riot Games, League of Legends и Континентальной лиге. Заявление популярнейшего игрока о том, что регион, который он представляет, «должен сдохнуть» — серьёзный вред и случай крайне токсичного поведения. За рецидив (а Ликкрит уже проявлял токсичность) подобного поведения полагается более серьёзное наказание.

Ничего, кроме недоумения и негатива, это не вызвало. Публикация несколько раз редактировалась, пока в итоге на её месте не появился полноценный перевод вердикта. Самое мягкое, что писали было: «Вы что, серьёзно расценили эту фразу как буквальное пожелание смерти? Либо это было сделано намеренно, либо у вас серьезные проблемы с восприятием информации». Даже бывший сотрудник Riot Games Владимир Торцов не остался в стороне.

Сам пост получил 353 минуса и улетел в самый низ ветки. Малофееву даже не пришлось просить переводить свои публикации со страницы во «ВКонтакте» для Reddit. Riot Games сделала всё, чтобы похоронить доверие к себе и возвысить в глазах сообщества игрока из России.

Пятая ошибка — поздняя реакция на сообщения в общественном пространстве. Кирилл Малофеев — игрок мирового уровня. Его знают тысячи болельщиков. И вы даже не смогли сделать английскую версию текста. В итоге на Reddit пришли русскоязычные пользователи и первыми рассказали, что случилось. Когда в обсуждении возник представитель Riot Games, уже было не важно, что он напишет.
Теперь всем плевать, каким будет следующий сезон в СНГ. Главные вопросы сейчас: обратят ли на эту историю внимание в американском офисе или пустят всё на самотёк? Если обратят, то какие действия предпримут по урегулированию конфликта? Полетят ли головы тех, кто несет ответственность за усугубление ситуации в киберспортивном сегменте и этот скандал? Смягчат ли наказание Кириллу Малофееву?

Русскоязычное сообщество настроено резко негативно не только к русскому офису Riot Games, но и Алексею Крайнову, и Геворгу Акопяну. В комментариях пользователи требуют освободить Кирилла Малофеева, они зло шутят над руководством компании, иногда сыплют угрозами (и мы считаем это неприемлемым). Компания несёт репутационные потери в публичном пространстве. С учётом размаха скандала это точно не конец. Самое удивительное, что Likkrit, будучи действительно виновным, может выйти героем. А это явно не то, чего добивался российский офис Riot Games.

Комментарии