StarCraft никому не нужен. Как живёт комьюнити некогда популярной стратегии
Георгий Ядвидчук
Комментарии
В России провели турнир по StarCraft: Brood War со скромными призовыми, легендами и семейной атмосферой. Сообщество отметило 20 лет серии.

В начале нулевых турниры по StarCraft: Brood War вызывали недоумение и восторг. Десятки тысяч человек забивали арены, ангары и целые пляжи, чтобы насладиться игрой кумиров. Не было такой площадки, которую бы не удалось заполнить. В 2005 году на пляже Гвангалли в Бусане собрались 120 тыс. зрителей. Абсолютный рекорд, который так никому и не удалось побить в киберспорте. Профессиональные игроки в SC обгоняли по популярности K-pop исполнителей, их круглосуточно показывали по местному телевидению, они зарабатывали бешеные деньги. А потом скандалы с подставными матчами, резкий скачок в развитии киберспорта по всему миру, выход StarCraft 2, сложные взаимоотношения между Blizzard и KeSPA (Киберспортивной ассоциацией) и бесславный закат.

Сейчас SC:BW если где-то и пользуется спросом, то только в Южной Корее. Да и там масштаб совсем не тот, что раньше. Без пляжей и шумных арен. В других странах про некогда легендарную игру вспоминают чисто случайно, или когда речь заходит о киберспорте нулевых. Компания Blizzard финансово поддерживает турниры только в Корее. С октября по декабрь в Сеуле организовывают Korea StarCraft League Season 2. В остальных регионах игроки сами заботятся о себе. Россия тут вовсе не исключение.

«Зачем вам что-то платить? Я сейчас договорюсь, все просто так приедут»

Кирилл Патырыкин

Кирилл Патырыкин

Фото: Василиса Глухова

Brood War 20th Anniversary — единственный крупный чемпионат по SC: BW, который проводился на Западе за последнее время. 64 участника из 137 зарегистрированных (некоторые из них 10 лет назад брали квоты на WCG), гости из Европы и Южной Кореи, скромный зал в Yota Arena и призовой фонд в 443 600 рублей (или 6252 долларов). Деньги собирались своими силами. Основную часть расходов взял на себя Кирилл Патырыкин. В сообществе его знают, как Rus_Brain. Кириллу 31 год, и он большой поклонник первого StarCraft (в прошлом часто выступал на турнирах). Однако свою карьеру он связал не с киберспортом. На протяжении многих лет он работает в сфере страхования. Сейчас Rus_Brain занимает должность заместителя генерального директора в компании SELECTA. В свободное время он либо проводит соревнования сам, либо помогает организаторам деньгами. Серия турниров по WarCraft 3 на GoodGame носит его имя.

«Первая идея [о проведении турнира по SC:BW] возникла два года назад, когда мы с ребятами поехали в Корею, чтобы посмотреть на их лигу. И мы там смеха ради спросили у менеджера игроков: «А сколько стоит привезти игрока из Кореи в Россию?» Нам озвучили сумму (билеты и проживание сверху). Мы посмеялись, но записали у себя. А вдруг мы на 20 лет сделаем такое мероприятие? Когда уже время подошло, мы снова с ним связались. И тогда с нами общалась уже девушка. Она не менеджер, но хорошо знала игроков. Она написала: «А зачем вам что-то платить? Я сейчас договорюсь, и все просто так приедут. Тем более если вы увеличите за счет этих денег призовой. Зуб даю», — рассказывает Патырыкин.

Кирилл уверен, что в их случае не так важно, куда ушёл бюджет. С увеличением призового фонда у людей появился шанс зацепиться хоть за маленькую сумму. Если бы они сделали изначально, как собирались, то большая часть денег досталась бы одному человеку.

Ки Сёк Sharp Йо

Ки Сёк Sharp Йо

Фото: Василиса Глухова

Во время анонса Brood War 20th Anniversary участие подтвердили четыре игрока из Южной Кореи. Позднее подтянулись киберспортсмены из Европы. Кто-то хотел попробовать зацепиться за призовые места, кто-то ехал ради хорошей компании. Всё-таки не каждый день зовут в Россию.

Однако ближе к турниру список корейцев изменился. В процессе трое поменяли своё решение: до чемпионата не доехали Сун Юн firebathero Ли, Хонг Гью Larva Хонг Ли и Джин Мук PianO Ли. Так осталось всего три человека. У Ёла MIsO Хана Ду, Ки Сёка Sharp Йо и Йонга Хана Shine Ли резко возросли шансы на победу. Для других участников освободились три призовых места.

«Я, в принципе, закладывал, что подобное возможно. Одно дело, если бы я это делал через менеджера. Там есть какой-никакой контракт. Его, конечно, можно нарушить, но есть хотя бы инструмент воздействия. А другое дело, когда ты делаешь по знакомству. Никто никому ничего не обещает на бумаге, а на словах… Я слову своему хозяин: хочу дал, хочу взял.

Обидно было, когда Larva сказал: «Я хочу получить зарплату сверху, помимо того, что мне оплачивают проживание и билеты». На это мы ему ответили, что его пожелания идут вразрез нашим договорённостям. Мы деньги тоже не печатаем, наркотиками не торгуем. Денег больше нет. На что он ответил: «Ну, значит, я не поеду». Так паровозиком отцепились три человека. В этом и была идея: изначально их было шесть в обойме на случай, что половина может отколоться. Но я всё же надеялся на одного-двух, — поясняет Патырыкин.

Другие участники, которые всё-таки добрались до России, ни о чём не пожалели. Во время остановки в Новосибирске игроки не могли поверить, куда она летят на самом деле. На родине не так холодно и снежно в ноябре. «Они уже в Новосибирске были в шоке. Только поняли, куда они поехали, но ещё не поняли зачем. Ребята в первый раз выехали за 200 км от дома», — говорит Rus_Brain.

Слева направо: Shine, MisO и Sharp.

Слева направо: Shine, MisO и Sharp.

Фото: reps.ru.

Игроков встретили в Москве, отвезли в отель. За время своего пребывания в столице ребята заглянули не только на Красную площадь, но и обзавелись сувенирами. У каждого из них теперь есть своя шапка ушанка и горы впечатлений на год вперёд. В российском сообществе SC:BW к MIsO, Sharp и Shine относятся с большим почтением.

Маленькое сплоченное сообщество

Brood War 20th Anniversary запланировали на 11 ноября на 11:11. Однако старт пришлось перенести. И никакая магия чисел тут не помогла. Сначала кто-то не подтвердил регистрацию, потом не хватало на всех компьютеров, затем пришло время вносить участников в таблицу. В эру вылизанных до блеска турниров подобное сложно представить. Чуть что идёт не так — сразу в «Твиттер». Впрочем, участников не сильно заботят задержки. Игроки столпились вокруг сетки и просто общаются друг с другом.

Фото: Василиса Глухова

Когда организаторы дают отмашку, все разбредаются по своим компьютерам — и понеслась. Если кто-то победил, подходит к судье и говорит результат. Между матчами, пока есть время, игроки бегают курить на улицу или встают за спину друзей и наблюдают за происходящим.

— Что ж ты так с девушкой? — спрашивает парень.
— А я-то что? Я выигрывать пришёл, — слышится в ответ.

Между залом и VIP-комнатой, где сидят гости из Европы и Кореи, бегают 5-6 судей. Не стесняется черновой работы и Кирилл Патырыкин. Здесь его знает каждый. Если какая-то проблема, он готов решить её сразу вместе с командой, чтобы не задерживать остальных. Периодически участники сбиваются в группы и обсуждают результаты.

— Ты вообще в курсе, что ты мог выиграть? У него был лимит 80, когда у тебя был 200.
— Да я знаю.
— Scoow, кто выиграл: ты или Олег?
— Олег.
— Как ты его не додавил?
— Ну, не получилось…

Альберт Scoow Ибрагимов только разводит руками. Он приехал на турнир в Москву из Казани. Его знакомство со StarCraft состоялось в 18 лет. Одногруппник показал стратегию от Blizzard, с тех пор влюбился и уже не смог оторваться. Только в 2012 году пришлось отложить игру в сторону — весь клан SCB, в который входил Scoow, ушёл в инактив в полном составе. После релиза Remastered-версии Альберт снова начал активно играть. Вместе с нынешним кланом FGs он проводит внутренние турниры, шоу-матчи и помогает новичкам. В команде есть опытные игроки, которым не сложно объяснить основы или поделиться советом.

Альберт Scoow Ибрагимов (по центру)

Альберт Scoow Ибрагимов (по центру)

Фото: Василиса Глухова

«Задротства, как в университетские годы, уже нет. Сейчас игра скорее как хобби. Отнимает минимум времени. Но получаешь большую отдачу за счет того, что общаешься с интересными людьми, появляются новые знакомства. Кого-то узнаешь с новой стороны из старых знакомых. Каждый день где-то полчаса-час я уделяю если не игре, то хотя бы организационным моментам», — рассказывает Ибрагимов.

По мнению Scoow, для многих «старичков» SC:BW — способ самореализации. Кому-то нравится просто играть, кому-то обучать новичков, кому-то проводить стримы. Каждый находит то, что ему по душе. Альберт работает системным администратором в компании «Казанские электрические сети». Если нужен совет по технической части — обращаются к нему.

На примере нашей группы — разбег профессий очень большой. Есть музыканты, художники — практически из любой сферы есть люди. Есть и безработные, которые горят StarCraft и уделяют ему по 10 часов в день. Сообщество движется — интересы расширяются, — отмечает Ибрагимов.

При этом приток новых игроков стремится к нулю. У сообщества StarCraft те же самые проблемы, что и у комьюнити файтингов в России. Турниров ничтожно мало, если проходит какое-то знаменательное событие, то не чаще, чем раз в году. Единственное, что удерживает этих людей от распада, — желание играть.

«Главная цель — победить, обыграть противника, передумать. Соперник приготовил какую-то хитрую стратегию, а ты ее понял, разгадал и выиграл. Это интересно. Но сам соревновательный эффект уменьшается с течением игры. Новых игроков мы не то чтобы не ждем, мы-то рады… Но я ставлю себя на место нового игрока. Есть две игры: я что там ноль, что там ноль. В StarCraft тренироваться сложнее, игроки более закрытые. Я приду чему-то поучиться, а меня обсмеют, скажут, что я школьник, и отправят к маме уроки делать. К тому же суммарный призовой фонд тут меньше. Соответственно лучше пойти попробовать что-то новое», — считает Патырыкин.

Альберт придерживается схожего мнения. Современные игроки более нежные, чем закалённые в боях любители StarCraft: Brood War. Новичок здесь долго не протянет. Он зайдёт, проиграет 10 раз, сгорит и уйдёт в другую игру. При этом StarCraft 2 куда проще в освоении, чем его первая часть. И всё равно даже там многие не задерживаются.

Фото: Василиса Глухова

«Хорошо или плохо оказуаливание? Я думаю, что плохо. Есть, конечно, и свои плюсы, потому что привлекается большая аудитория. Но именно вот эта хардкорная часть — то, за что я люблю первый StarCraft», — говорит Scoow.

Через четыре часа после старта турнира около 30 участников уже завершила выступление. Игроки облепили несколько экранов в холле и молча наблюдают за происходящим. Комментаторов едва слышно. Где-то внутри ещё остались ребята, которые бьются за более высокие места. Вокруг них тоже сбиваются зрители.

Корейцы небось смотрят на все это и думают: „Ну и нубасы тут собрались“.

«Человек ругается, ведёт себя вызывающе — такого нам не нужно»

В VIP-комнате, где сидят гости из зарубежья, Сергей Pomi Родионов комментирует матчи. За его спиной расположились с десяток игроков. Только что Ки Сёк Sharp Йо отправил соотечественника в нижнюю сетку. Звонкие аплодисменты на короткий момент захватывают пространство. В это время в чатике на Goodgame у зрителей своя атмосфера.

В русскоязычном сообществе StarCraft не так много мест, куда можно прийти и обсудить последние события. Goodgame — один из таких сайтов. Когда-то Михаил Miker Мирчук, основатель и директор GG, конкурировал с порталами Place2play.ru, Virtus.pro (сейчас Cybersport.ru), c58 и другими. Тогда ещё не было инвестиций на миллионы долларов, и весь киберспорт держался на энтузиастах. Зарплата в 20 тыс. рублей воспринималась как роскошь. В какой-то момент Miker решил отойти от концепции информационного портала. Так появилась собственная стримерская и турнирная платформа, где провели сбор средств на призовой Brood War 20th Anniversary и проходил показ турнира.

Михаил Мирчук

Михаил Мирчук

Фото: Василиса Глухова

«Чтобы не остаться с аудиторией в 10 тыс. человек надо в любом случае было искать новые направления. В свое время у того же самого Proplay было 16 тыс. посетителей, у c58 — 12-14 тыс. И всё это было благодаря новостному формату и вариациям: колонки, статьи и прочее. Со временем стали появляться новые форматы, более доступным стало радио (на заре киберспорта комментаторы устраивали радиоэфиры. — Прим. ред.), видео, видеотрансляции. Традиционный контент всё менее и менее становится интересен пользователю. Если есть задача, чтобы сайт не загнулся, нужно искать новые направления, создавать новые разделы, которые будут интересны пользователю. Хотя мы не отказываемся от старых форматов», — отмечает Мирчук.

Сейчас 2/3 от всех соревнований на площадке проходят без призов. По словам Михаила, они собирают меньше участников. Правда, далеко не всем хочется участвовать в серьезных соревнованиях. «Иногда захожу в раздел турниров, ранжирую по призовому фонду, вижу 20-30 турниров с деньгами и радуюсь, что раздел работает, что людям это нужно», — рассказывает Мирчук.

Основная аудитория сайта — люди, которые предпочитают стратегии: WarCraft 3, StarCraft 2 и Brood War (именно по этим играм и проводятся соревнования чаще всего). Как правило, это взрослые женатые мужчины 28-34 лет, которые работают в IT-сфере или близким к ней.

«Исторически так сложилось, что они повзрослели вместе с нами и остались здесь», — объясняет Мирчук. По его словам, им повезло занять нишу «близзардовских игр», поскольку в своё время они только этим и занимались.

Однако Miker хотелось бы привлечь на сайт как можно больше разных сообществ. «Изначально (и это моя грубая ошибка, которую сейчас стараемся исправить) мы работаем для тех людей, которые уже находятся на сайте. В этом плане мы постепенно превращаемся в такое закрытое сообщество, которое весьма негативно воспринимает новых людей», — рассказывает Miker.

Михаил вспоминает, как в своё время Илья Мэддисон (Илья Давыдов) приходил на Goodgame стримить. Аудитория сайта резко отреагировала на его появление. Мирчук объясняет подобное поведение непривычным форматом для зрителей. «Человек ругается, ведет себя вызывающе — такого нам на сайте не нужно», — иронизирует Михаил.

Сейчас Goodgame каждый месяц стабильно посещают 1,2 млн человек. Как оказалось, фанатам игр Blizzard и киберспорта был нужен свой угол.

«Я не верю в бизнес в киберспорте»

Фото: Василиса Глухова

Для сообщества SC:BW турнир в честь юбилея серии — настоящее событие. Многие из них остаются до последнего, чтобы узнать имя победителя.

К Кириллу Патырыкину часто обращаются организаторы турниров с предложением выделить деньги на призовой фонд. В таких случаях он просит предоставить план действий, чтобы посмотреть: есть ли у человека понимание того, чем он занимается, или нет. «Очень часто ко мне обращаются с запросом: «Мне нужен лям рублей, и я зажгу». Это не так. Нужно чётко посчитать, куда и на что пойдут денег», — отмечает Патырыкин.

Однако просто показать «весёлые картинки» из презентации — мало. Кирилл всегда смотрит на историю проектов. Если у организатора соревнований нет проблем с репутацией, у него есть опыт и о его турнирах хорошие отзывы, тогда шанс договориться с ним есть.

Когда речь заходит о том, зачем вкладывать деньги в турниры, которые вряд ли когда-нибудь окупятся, Rus_Brain отвечает просто: «Я не верю в бизнес в киберспорте на текущий момент. Как по мне, киберспорт сейчас на таком же уровне, как футбол 100-120 лет назад, когда приз в футболе может сделать человек, которому интересно потратить и получить удовольствие, а не инвестировать странным образом. Я готов потратить и получить удовольствие. Я как бы впитываю радость игроков. И вот это ощущение мне нравится. Плюс мне интересно поддерживать чемпионов».

В центре Антон iFU.spx Родищев. Справа Павел iFU.Lancerx Максимов. Оба игрока вошли в топ-6 соревнований.

В центре Антон iFU.spx Родищев. Справа Павел iFU.Lancerx Максимов. Оба игрока вошли в топ-6 соревнований.

Фото: Василиса Глухова.

И Патырыкин, и Мирчук убеждены, что современный рынок киберспорта перегрет. По словам основателя Goodgame, аудитория его платформы стабильно растет на 15%. «Но это точно не то, что мы видим в отчетах и прогнозах по глобальному киберспорту. Может быть, это наша региональная специфика дает такой результат. Может быть, цифры за счет Китая. Но такого ощущения, что все идет семимильными шагами, нет. Скорее развитие идет планомерно», — заключает Miker.

Кирилл предлагает взять тайм-аут на 10 лет и абстрагироваться от аналитических отчетов. По его мнению, когда «перегретый фондовый рынок рухнет», тогда и будет ясно, как растет киберспорт. Деньги вместе с рекламой уйдут из индустрии.

«И вот тогда будет понятно, где был просто монетизированный хайп, а где было сплоченное комьюнити, которому пофиг на конечный призовой. Ему по кайфу обыграть корейца, хоть призовой рубль, хоть $ 10 тыс. Не важно. Самый кайф — ощущение «я выиграл у корейца, я крутой». Такие игры выживут, они будут расти дальше. Какие-то быстрее (это понятно, там больше новой крови), какие-то медленнее. Сейчас я не хочу сравнивать и говорить: здесь есть развитие, а здесь нет. Сейчас купи любую акцию — она вырастет в потолок», — отмечает Патырыкин.

Вечер подходит к концу. Три корейца, как и ожидалось, заняли три первых призовых места. Ребята радостно сжимают памятные кубки. «Как организатор мелких мероприятий, могу сказать, что StarCraft будет жить, даже если крупных мероприятий долго не будет, — говорит Scoow. — Но лучше, когда они есть. Потому что такого всплеска интереса к игре, как сегодня, я думаю, ещё долго не будет».

Материалы по теме
«20 лет недостаточно минералов». Игроки — про лучшие моменты со StarCraft
«20 лет недостаточно минералов». Игроки — про лучшие моменты со StarCraft
Комментарии