Показать ещё Все новости
Судейство: как это работает
Мила Волкова
"Вращение" от Евгения Плющенко
Комментарии
Оценки за технику, компоненты, надбавки и штрафы, полномочия арбитров – все слагаемые судейской системы в фигурном катании.

Как известно, Новая система судейства (NJS) в фигурном катании была принята в июне 2004 года и с тех пор используется на всех соревнованиях, проводимых под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU). Главной задачей NJS – было повышение объективности судейства одного из самых субъективных видов спорта. И хотя последнее до сих пор вызывает немало споров, система прижилась и функционирует уже на протяжении третьего олимпийского цикла. Теперь о том, как это работает.

Судьи

«Выброс» от Татьяны Волосожар и Максима Транькова

«Выброс» от Татьяны Волосожар и Максима Транькова

Единственное, что осталось от старой шестибалльной системы, это сумма двух оценок, за которую теперь отвечают две независимые бригады арбитров. В обязанности технических специалистов (Technical Judges) входит определение элементов, представленных фигуристами, уровней сложности, а также фиксирование нарушений при их исполнении – то есть недокрутов, падений, заходов на прыжки с неверного ребра и так далее. В случае сомнений технический специалист может взять видеоповтор и после совещания с рефери и контролёром изменить своё решение. Эти изменения и есть те самые «плавающие» баллы за технику, которые можно видеть в левой верхней части экрана во время трансляций соревнований. Максимальный состав технической бригады – пять человек.

Качество исполнения элементов, а также общее представление программ оценивает вторая бригада арбитров — Performance Judges, состоящая из девяти человек, представляющих разные страны-члены ISU. Здесь каждый судья самостоятельно оценивает каждый элемент и компоненты программы, и любые совещания запрещены. Итоговая оценка за выступление получается суммированием выставленных арбитрами баллов за технику и компоненты и вычитанием имеющихся штрафов.

Техника и GOE

Как уже отмечалось, помимо базовой стоимости у элемента также оценивается качество его исполнения. Для этого в распоряжении судей находится семибалльная шкала от -3 до 3, называемая Grade of Execution (GOE). После того как все девять арбитров выставят свои оценки за элемент, самые высокие и самые низкие из них отбрасываются, а из оставшихся вычисляется среднее арифметическое. Затем это значение суммируется с базовой стоимостью элемента.

При выставлении GOE судьи руководствуются следующими факторами:

1. В прыжках ценится амплитуда, дальность, техника, чистота при отталкивании и приземлении. В парном катании в расчёт берётся мастерство обоих фигуристов.

2. В каскадах учитывается сложность прыжков и качество исполнения каждого.

3. В поддержках важными аспектами, повышающими их базовую стоимость, являются высота, скорость, на которой исполняется элемент, длительность, плавность выхода в поддержку и спуска, а также положение тела партнёрши в воздухе.

4. Выбросы оцениваются по аналогии с прыжками по чистоте приземления, высоте и дальности.

5. Вращения и тодесы считаются по количеству оборотов, центровке и положению корпуса фигуристов при исполнении того или иного элемента. Например, чтобы получить максимальную надбавку за тодес, тело партнёрши должно находиться максимально близко ко льду и быть почти параллельным его поверхности. Этого, к слову, периодически не хватает нашей ведущей паре Татьяне Волосожар и Максиму Транькову, чтобы их тодес был оценён четвёртым, а не третьим или вторым уровнем сложности.

6. Дорожки шагов должны соответствовать ритмическому рисунку музыки, исполняться легко и содержать разнообразные шаги, прыжки, не входящие в обязательный перечень элементов, провозки и вращения.

«Поддержка» от Ксении Монько и Кирилла Халявина

«Поддержка» от Ксении Монько и Кирилла Халявина

Максимальную оценку в "+3" получают элементы, соответствующие перечисленным требованиям, минимальную "-3" — ставят в случае падений и срывов. Кроме того, для прыжков, выбросов и поддержек существует ещё дополнительный коэффициент 1,1, на который умножается их базовая стоимость в случае, если элемент был исполнен во второй части программы. Таким образом, итоговая оценка за технику получается суммированием оценок за каждый элемент, которая формируется на основе его базы, помноженной в указанных случаях на повышающий коэффициент, с добавлением GOE.

Компоненты

Это краеугольный камень действующей системы судейства. С одной стороны, компоненты – это попытка измерить алгеброй гармонию, а к чему приводят подобные эксперименты наглядно показано на примере Моцарта и Сальери. С другой, эта оценка по-прежнему не исключает вкусовщины и пристрастности, с которыми призвана бороться. Компоненты выставляются той же бригадой, которая оценивает качество исполнения элементов, и включают в себя пять слагаемых.

1. Владение коньком – под этим термином подразумевается качество скольжения, ребёрность, умение варьировать скорость. Согласно правилам, судьи должны учитывать баланс, ритмическую работу коленей и положение стоп, чистоту исполнения шагов, вращений, поворотов, скорость, лёгкость, смену направлений, скольжение на одной ноге. Пары ко всему прочему должны демонстрировать своё мастерство в унисон.

2. Связующие элементы – к ним относятся шаги, повороты, перетяжки между основными элементами, а также заход на них и выход. Характеризуются разнообразием, уровнем сложности и качеством исполнения. Например, один фигурист заходит на прыжок по дуге на полкатка, а другой исполняет его с шагов. Очевидно, что второй получит оценки за связующие элементы выше. Для большей наглядности можно сравнить программы Патрика Чана или Дайсуке Такахаси с китайскими фигуристами.

3. Исполнение – вероятно, один из субъективных компонентов, поскольку предлагает оценить физическую, эмоциональную и интеллектуальную вовлечённость фигуристов. То есть то, как они передают музыку и хореографию. Это стиль, индивидуальность, личностная проекция, эмоции, расстояние и взаимодействие между партнёрами, унисон, провозки – одним словом, сборная солянка.

4. Хореография – тоже весьма широкое понятие, которое охватывает весь процесс от замысла до его воплощения на льду. Здесь учитываются такие факторы, как идея, сбалансированность разных частей программы, единство композиции, использование всех набора выразительных средств, элементов, а также площади катка, смысловые и музыкальные акценты, оригинальность.

«Тройной тулуп» от Константина Меньшова

«Тройной тулуп» от Константина Меньшова

5. Интерпретация музыки – отвечает за соответствие стилю произведения, его характеру, передачу ритмического рисунка и других музыкальных нюансов.

Каждый из пяти перечисленных компонентов оценивается судьями по шкале от 0,25 до 10, с шагом в 0,25. При этом значение меньше единицы расценивается как ужасное, до трёх – слабое, до семи – среднее, до восьми – хорошее и очень хорошее, и всё, что выше считается выдающимся. Итоговая оценка за каждый из компонентов определяется путём умножения среднего арифметического на соответствующие коэффициенты: мужчины – 1,0 в короткой программе, 2,0 в произвольной; женщины и пары – 0,8 в короткой программе, 1,6 в произвольной. После чего все оценки суммируются.

Штрафы

Самым распространённым штрафом в фигурном катании является вычет одного балла за падение. Если речь идёт о паре, то учитываются падения каждого из партнёров. Аналогичным образом карается нарушение временных рамок в музыке: за каждый излишек или недостаток в пять секунд снимается балл. Столько же вычитается и за музыку со словами у пар и одиночников. Правда, это правило действует только до конца сезона-2013/14, после чего ограничение будет снято. Использование предметов и неправильные костюмы штрафуются так же. А вот самое суровое взыскание в два балла действует в отношении исполнения запрещенных элементов, к которым, например, относится сальто. К слову, это одно из давних правил, а одной из его ярых нарушительниц является Сурия Бонали, любившая вставлять сальто назад в свои программы. И даже сделала это на Олимпиаде в Нагано, когда поняла, что шансы на медаль потеряны.

Подводя итог, заметим, что если рассматривать действующую систему судейства по частям, то с позиции техники она в большей степени оправдывает своё существование. Если фигурист сделал сложный элемент, причитающиеся за него баллы он получит, равно как и штрафы, в случае срывов. А что касается компонентов, то, как ни раскладывай их на составляющие, всё равно в ход идёт так называемый «живой вес» спортсменов, их авторитет, возраст и прочие далёкие от объективности факторы. Конечно, система эволюционирует, дорабатывается, правда, пока в основном по части базовой стоимости тех или иных элементов. А следующие радикальные перемены если и последуют, то только в новом олимпийском цикле.

Комментарии