Шлем всему голова: впечатления от PlayStation VR
Александр Бражник
Комментарии
Как устроен шлем виртуальной реальности PlayStation VR и чем система от Sony отличается от конкурентов.

Первые системы виртуальной реальности появились ещё в 1960-е годы, однако лишь с развитием компьютерных технологий о приходе VR в индустрию развлечений заговорили всерьёз. Реалистичная графика и относительная дешевизна оборудования сделали современные VR-устройства интересными для массового потребителя. За последние четыре года было объявлено о запуске как минимум трёх крупных проектов в сфере игровой виртуальной реальности: Oculus Rift, HTC Vive и PlayStation VR. Первые два устройства уже представлены на рынке, а шлем виртуальной реальности от Sony должен появиться в октябре текущего года. «Чемпионат» опробовал PlayStation VR на доступных в настоящее время играх за два с лишним месяца до официальной премьеры.

Подготовка к погружению в виртуальную реальность сродни экипировке для подводного плавания. VR-шлем, напоминающий маску для дайвинга, крепится на голове с помощью удобного мягкого оголовья. Оно подгоняется по размеру кнопкой на задней части. Расстояние от линз до глаз также регулируется отдельной кнопкой. Затем происходит проверка оборудования и калибровка. Шнур, тянущийся от шлема к процессорному модулю, оставляет ощущение постоянной связи с реальностью, как страховочная верёвка при погружении под воду.
Резиновая окантовка очков снизу не самым плотным образом прилегает к лицу. С одной стороны, это не даёт лицу сильно потеть. С другой стороны, зазоры пропускают внешний свет, и для полного перехода в виртуальную реальность в комнате требуется задернуть шторы и выключить все лампочки.

Поверх оголовья VR-шлема надеваются наушники, которые увеличивают общий вес оборудования на вашей голове. В комплекте идут маленькие наушники-вкладыши, но использовать лучше мониторные накладного типа. Только с большими закрытыми наушниками получится прочувствовать всю прелесть виртуальной реальности. В создании атмосферы звук играет чуть ли не

первостепенную роль. Акустика системы PlayStation VR устроена таким образом, что при повороте головы звук с одной стороны становится чётче и громче, а с другой уходит на второй план. То есть игрок не просто получает объёмное звучание Dolby Surround 7.1, но и фактически участвует в формировании активного звукового фона.

Помимо хороших наушников со стандартным TRS-разъёмом 3,5 мм, если вдруг у вас таковых не имеется, для погружения в виртуальную реальность понадобится приобрести PS4-камеру. Именно с её помощью система отслеживает положение VR-шлема в пространстве и соотносит движения игрока с картинкой на OLED-экране. Благодаря этому можно крутить головой и видеть всё, что находится вокруг, снизу и сверху. На шлеме для этого имеется девять световых диодов: семь на передней панели и два на оголовье сзади, — их свет и улавливает камера. А гироскоп и акселерометр отвечают за проекцию изображения при движении и наклонах.

Для полного комплекта рекомендуется дополнительно купить и фирменные контроллеры Sony PS Move. Они выпускались ещё для консоли предыдущего поколения и с выходом PlayStation VR могут пережить второе рождение. В то же время Sony уже заявила, что все VR-игры поддерживают управление с помощью обычных геймпадов DualShock, и тут же анонсировала новый контроллер PS VR Aim специально для виртуальной реальности! Это своеобразная рамка с кнопками и курками, по хвату отдаленно напоминающая автомат. Покупка наушников, камеры, контроллеров PS Move и PS VR Aim значительно поднимет заявленную стоимость PlayStation VR, практически нивелируя основное преимущество системы перед ближайшим по цене конкурентом Oculus Rift. Cтоимость стандартного комплекта PlayStation VR составляет $ 399, Oculus Rift – $ 599, а HTC Vive – $ 799.

Основным достоинством любой игровой системы считается не столько качество железа и технологическое совершенство, сколько наличие разработанных под данную платформу игр. На PlayStation VR, по утверждению Sony, сейчас работает более 230 студий. К моменту запуска обещают около 15 игр, до конца года ещё 35. Среди наиболее громких PS4-проектов с поддержкой VR, анонсированных на текущий момент, можно выделить Star Wars Battlefront, Tekken 7, Gran Turismo Sport, Resident Evil 7: Biohazard, Farpoint, EVE: Valkyrie, Until Dawn: Rush of Blood. Однако на старте будут доступны преимущественно небольшие игры, способные развлечь в основном казуальных игроков, а также дать общее представление о виртуальной реальности. Крупные проекты подоспеют чуть позже.

Продемонстрированные в офисе Sony игры и демоверсии для VR-шлема оказались абсолютно разными по жанру. Ни один проект не предполагал перемещения по комнате, поэтому играть можно сидя, что оберегает от возможных падений или столкновений, например, со шкафом или телевизором. А вот если рядом находится кто-то ещё, то ему лучше пересесть подальше. Отдельные игры требуют резких поворотов, взмахов руками и движений корпусом, но в VR-шлеме собственных рук и других частей тела игрок не видит, поэтому вполне может задеть находящихся поблизости. Кстати, пока второй человек в комнате может лишь наблюдать за игрой в качестве зрителя, однако в разработке находятся проекты для нескольких игроков. Игрок в шлеме виртуальной реальности будет противостоять друзьям, вовлечённым в игровой процесс на экране телевизора.

Headmaster

Практически всё управление осуществляется движениями головой разной амплитуды. Игроку необходимо отразить летящие в него воображаемые мячи и направить их в ту или иную сторону для поражения цели. В воротах выставляют таблички с очками, картонные коробки, фанерных игроков. Руки не задействованы совсем, что для видеоигры, конечно, довольно непривычно. В игровой процесс на некоторое время можно уйти в буквальном смысле с головой.

London Heist

Невысокое качество картинки компенсируется динамикой происходящего. Вы сидите на пассажирском сидении фургона явно японского (или британского) производства, потому что водитель находится справа. Машина несётся по открытому шоссе, и ваша задача – отстреливаться от нагоняющих вас неприятелей. Интересна реализация управления: полуавтомат находится в одной руке, а второй время от времени нужно менять магазин. Все как в жизни, никаких бесконечных патронов! За пределами виртуальной реальности в ваших руках в это время находятся два контролера PS Move.

Until Dawn: Rush of Blood

Самая цельная из продемонстрированных игр. И самая пугающая. Вы перемещаетесь на вагонетке по заброшенному парку аттракционов, с двух рук отстреливаясь от зомби и прочей нечисти. Этот аркадный шутер является своеобразным продолжением эксклюзивного для PS4 прошлогоднего хоррора Until Dawn. Разработчики явно стараются напугать игрока в VR-шлеме, и им это удаётся. Из темноты перед самым вашим носом неожиданно появляются приведения, пустые полутёмные помещения при вспышках света оказываются наполненными духами. Всё это сопровождается резкими звуками и заставляет вздрагивать.

Battlezone

Ремейк аркадного танкового шутера более чем 30-летней давности. Это первая из опробованных игр, которая вызывает ощущение укачивания. Возможно, дело в том, что игровой процесс подразумевает постоянное движение, в том числе и вокруг собственной оси. Может быть, причиной тому яркая футуристичная 3D-графика. Но совершенно определённо, что вестибулярный аппарат не успевает реагировать на происходящее в VR-шлеме. Не исключено, что это одна из причин, почему комплект виртуальной реальности от Sony не рекомендован детям младше 12 лет, тем самым отсекая огромную часть консольной аудитории. В свою очередь, Battlezone эту аудиторию будет расширять за счёт мультиплеерного режима. Ожидается, что по Сети смогут мериться силами две команды по три участника в каждой. Задел для появления первой киберспортивной VR-дисциплины.

Into the Deep

Одна из первых демонстраций для PlayStation VR, появившихся после анонса системы. Тот случай, когда чувствуешь, что ты находишься на одной волне с разработчиками. Надевая шлем виртуальной реальности и проводя настройку оборудования, казалось, что это подготовка к подводному погружению, то данная демо-версия даёт сполна ощутить такое погружение. Вы оказываетесь в клетке, спускаемой на дно океана. Постепенно яркие красоты рифа сменяются холодными красками, и вокруг вас начинает кружить огромная белая акула. Одно лишь появление хищницы за счёт реалистичности картинки вызывает дискомфорт и внутренний трепет. Однако по-настоящему острые ощущения испытываешь, когда акула начинает нападать на клетку, пытаясь добраться до вас своими челюстями. Стивен Спилберг был бы в восторге!

Комментарии