«Я хочу сыграть с тобой в одну игру». Что значат ставки для киберспорта
Георгий Ядвидчук
Комментарии
Огромная бизнес-индустрия, которая так и не может получить признание у крупных издательств и разработчиков, получила шанс на развитие.

14 мая случилось важное событие для киберспорта. Верховный суд США отменил закон о защите профессионального и любительского спорта (PASPA), который накладывал на федеральном уровне запрет на ставки на территории страны. Рассказываем, почему это так важно для индустрии и как букмекерский бизнес влияет на неё.

Анахронизм нашего времени

26 июня 1991 года подкомитет судебных органов Сената по патентам, авторским правам и товарным знакам провёл общественные слушания. Темой обсуждения стали ставки на спортивные матчи. Участники заседания сходились в одном: ставки — национальная проблема. Тогда же комиссар НБА Дэвид Стерн заявил, что последствия от работы букмекерских компаний в этом сегменте — веская причина для внесения изменений в законодательство. По итогам слушаний Конгресс США принял PASPA (Professional and Amateur Sports Protection Act of 1992). Так всю деятельность букмекеров в спорте признали незаконной по всей стране.

Но были и исключения. В штатах Орегон, Делавэр и Монтана разрешалась спортивная лотерея, а в Неваде — ставки. Лоббистов такое положение вещей не устраивало. Штат Нью-Джерси возглавил борьбу за отмену PASPA. Однако он был не единственным, кто хотел признать закон неконституционным. В 2014 году разбирательства привели участников в Верховный суд США. На тот момент комиссар НБА Адам Сильвер высказался за легализацию ставочного бизнеса. По его словам, для штатов это ещё одна статья доходов. Кабинетная война продлилась ещё четыре года и завершилась 14 мая 2018.

«Конгресс может регулировать спортивные азартные игры напрямую, но если он решит не заниматься этим, каждый штат может действовать самостоятельно. Наша работа — интерпретировать закон, принятый Конгрессом, и решить — соответствует ли он Конституции. PASPA к таким не относится», — сказал судья Сэмюел Алито на финальном заседании.

По данным ESPN, в 2017 люди оставляли в букмекерских конторах около $ 4,8 млрд. Как отмечает The Guardian, в тот же год американцы нелегально потратили на ставки около $ 150 млрд. Казна США не досчиталась миллионов долларов.

После отмены PASPA в Нью-Джерси запустили процесс по внесению поправок в законодательство штата. Делавэр, Нью-Йорк, Пенсильвания, Миссисипи и Западная Верджиния тоже заинтересованы в легализации ставок на спортивные матчи. Как утверждает ESPN, поддержать это движение могут 32 штата.

Двигатель и беда киберспорта

В 2016 году агентство Narus Advisor выпустило отчёт, согласно которому доля ставочного бизнеса в киберспорте должна составить $ 5,5 млрд. К 2020 цифра может увеличиться до $ 12,9 млрд. Однако букмекерские компании оказывает на индустрию соревновательных развлечений как позитивное, так и негативное влияние.

Что хорошего: ставочный бизнес нередко спонсирует клубы и турнирных операторов там, где это не запрещено. Такие партнёры есть у Ninjas in Pyjamas и Natus Vincere. Многим до сих пор проще договориться не с «Мерседесом», а с какой-нибудь букмекерской конторой. Во-первых, процесс переговоров будет не такой длительный. Во-вторых, можно получить больше денег в долгосрочной перспективе. Сотрудничество с крупными брендами предполагает наличие квалифицированных специалистов в структуре клуба. На рынке таких людей по-прежнему мало. К тому же нетрадиционные для киберспорта спонсоры не всегда понимают, чего они хотят получить в результате. Поэтому нередко так случается, когда компания участвует в паре мероприятий, а затем уходит.

Легенда StarCraft Ли Life Сун Хён пожизненно отстранён от выступлений на турнирах.

Легенда StarCraft Ли Life Сун Хён пожизненно отстранён от выступлений на турнирах.

Фото: Фото: Kotaku.

Что плохого: подставные матчи и урон репутации. Киберспорт знает немало историй, когда игроки получали условные или даже тюремные сроки за участие в «договорняках». Большая часть таких прецедентов приходится на Южную Корею. В нечестной игре были замечены киберспортсмены в StarCraft: Brood War, StarCraft 2, Dota 2 и Couter-Strike: Global Offensive. Некоторые игроки пожизненно отстранены от соревнований, другим запрещено участвовать только в чемпионатах от Valve. Однако чаще всего компании-издательства, которые отвечают за распространение игры и развитие соревновательного направления, принимают радикальные решения, не вникая в ситуацию и не предоставляя шанса на исправление ошибки. Любой скандал из-за подставных матчей — удар по индустрии.

Valve, Blizzard и Riot Games не любят букмекерские конторы

И дело не только в PASPA, который действовал в США два десятилетия. Просто никто не хочет ассоциироваться со ставочным бизнесом. Если компания может развлечь зрителя, который наверняка уже играет или хочет попробовать, она скорее выпустить собственную платформу, где будет раздавать призы. Например, российский офис Riot Games регулярно проводит конкурс прогнозов. В награду пользователи получают сундуки или образы на чемпионов.

У Overwatch League есть партнёрская программа с Twitch.tv. Кроме бонусных наград в виде внутриигровых призов, зрителям гарантируют доступ к уникальным материалам. У Dota 2 в период The International есть своя фэнтези-лига. Пользователи получают очки, которые увеличивают уровень боевого пропуска. Хотя когда-то Valve спокойно относилась к «лаунджам», которые как раз благодаря ставкам поддерживали тир-2/тир-3 соревнования в Dota 2 и CS:GO.

Так компании избегают проблем с местным законодательством, медийных скандалов с договорными матчами и прочих историй про подростков, которые обманным путём тратят родительские деньги. Однако подобное отношение не мешает букмекерским компаниям расти, а мошенникам наживаться на игроках.

Например, в 2016 году в сообществе CS:GO пользовались популярностью рулетки, где можно было выигрывать «скины» для оружия. Случай с Тревором TmarTn2 Мартином и Томасом TheSyndicate Project Касселем и их CSGO Lotto дошёл до суда. Правда, ютуберам удалось избежать наказания. Ещё одна история произошла с Мохамедом m0E Ассадом. Он также участвовал в рекламе рулетки CSGO Diamonds. Из-за скандала стримера отстранили от работы в студии во время мэйджора ELEAGUE. В тот же период в суды поступали иски на Valve от родителей игроков. По их мнению, компания, создавшая CS:GO, несёт ответственность.

Тревор TmarTn2 Мартин

Тревор TmarTn2 Мартин

13 июля на сайте Steam вышла новость о закрытии OpenID API. В итоге сервисы, которые использовали в виде ставок не деньги, а «скины» предметов экипировки из Dota 2 или оружия из CS:GO, со временем закрылись. Именно так Valve решила откреститься от любых судебных разбирательств и опровергнуть ложные обвинения, которые продолжали поступать в их адрес. Впоследствии компания запретила турнирным операторам, которые проводят турниры серии майнор или мэйджор, рекламировать букмекерские конторы.

«Информация о том, что будет блок беттингов появилась от разных людей, которые были на TI на самом турнире, когда Valve собирались с командами и показывали список турниров. И они говорили, что это будет вводиться постепенно, а не моментально. А потом они выслали контракты, а там „никакого беттинга, гейминга и так далее“. Никто этого не ожидал. Естественно, пришлось работать в сторону других партнёров. Кто-то начал работать над этим раньше, кто-то позже. Так у нас на Dota 2, например, появился „Боржоми“», — рассказывает Владислав Удовенко, менеджер проектов StarLadder.

Как изменится отношение Valve к ставкам после отмены PASPA, можно только гадать.

Как отреагировали на новость

В американских медиа оптимистично оценили отмену PASPA. В киберспорте за консультации и тесное сотрудничество с букмекерскими компаниями отвечает The Еsports Integrity Coalition (ESIC). Организацию возглавляет Ян Смит, британский адвокат с 20-летним опытом работы в традиционном спорте, в основном в крикете. На сайте утверждается, что главная цель ESIC — добиться честности в киберспортивных соревнованиях. По словам Смита, решение прикрыть ставочный бизнес в 2016 году имело свои последствия. Пользователи всё равно продолжили тратить деньги. Однако они занимались этим на запрещённых сайтах.

Ян Смит.

Ян Смит.

В своём обращении Смит выразил готовность работать с государственными органами, чтобы создать регулируемую среду. Организация планирует использовать опыт, которая накопила во время сотрудничества с комиссией по контролю азартных игр штата Невада с 2016 года.

«Мы надеемся, что штаты смогут согласовать что-то совместное. Работа с 50 различными режимами регулирования станет кошмаром для всех заинтересованных сторон и замедлит переход от незаконных ставок к безопасным», — выразил опасения Смит в заявлении ESIC.

Он также подчеркнул, что федеральному правительству придётся вернуться к закону Wire Act (в действии с 1961 года; запрещает использовать проводную связь для совершения ставок), «чтобы расчистить путь». Без этого, как считает Смит, будет трудно понять, как нынешние незаконные рынки будут перемещены в юридическое поле.

Однако это далеко не все проблемы, с которыми столкнётся индустрия. Владислав Архипов, советник международной юридической фирмы Dentons, в комментарии Telegram-каналу «Киберспорт | Индустрия» отметил сложности при восприятии киберспорта консервативными политиками.

Фото: Фото: Riot Games Flickr.

«Хотя киберспорт в США имеет существенный вес и встречает позитивное понимание со стороны властей, нельзя исключать, что отдельные консервативные политики будут ассоциировать его с несовершеннолетними. Ставки определенно рассматриваются как часть азартного бизнеса, и в текущих условиях, когда некоторые страны (как Бельгия) вводят ограничения даже на обычные лутбоксы, здесь могут быть разные последствия.

Кроме того, нельзя забывать, что дискуссия о негативном влиянии компьютерных игр на самом высоком и серьезном уровне развивается именно в США. Прямого юридического влияния на Европу и Россию решение Верховного Суда США не окажет, это разные юрисдикции, но в „мягком“ ключе может повлиять на развитие законодательства других стран. Правда, в тех странах, где азартные игры уже разрешены, с той или иной степенью зарегулированности, включая Россию, ставки на спорт в большинстве случаев и так были разрешены», — полагает Архипов.

Если в США наступит благоприятная атмосфера для бетинга в киберспорте, это может открыть новые источники дохода, уверяет советник Dentons. «Сейчас многие американские киберспортивные организации стараются всячески официально открещиваться от беттинга на уровне внутренних правил и стандартных условий договоров. С легализацией ставок это также может измениться и дать новые возможности для развития», — отмечает Архипов.

Букмекерский бизнес и без регуляции на американском рынке спокойно растёт из года в год. Тем более, что в Европе и России нет никаких проблем с этим. Команды не стесняются подписывать спонсорские контракты с букмекерами. Правда, те же Riot Games и Blizzard выступают против такого сотрудничества. Невозможно представить, чтобы игроки из лиги LCS или Overwatch League появились на публике в футболках с логотипом букмекерской конторы. В случае, если послабления коснутся США, они возможны и в других регионах. И это явно облегчит жизнь и клубам, и турнирным операторам.

Сейчас индустрии необходимо определиться: нужны киберспорту ставки или нет. Если да, то, как создать регулируемую среду, чтобы избежать обвинений в проведении договорных матчей и траты денег со стороны несовершеннолетних. Одним из сценариев, как считают эксперты, —встроить беттинг в финансовую экосистему игр и заставить его работать в свою пользу. Но тогда, скорее всего, придётся повышать возрастные ограничения. Пойти на такой шаг вряд ли кто-то способен сейчас. В то же время игнорирование роста букмекерских контор ни к чему хорошему не приведёт. Теневой рынок только продолжит увеличиваться. И вряд ли кто-то сейчас готов оценить масштаб этой проблемы.

Комментарии