Показать ещё Все новости
Пауль Брайтнер: игры с Россией всегда хиты
«Чемпионат»
Комментарии
Один из лучших игроков немецкого футбола 70-х - начала 80-х годов ответил на вопросы "Спорт-Экспресс" в преддверии товарищеского матча между сборными Германии и России.

Какие бы символические сборные в Германии ни составляли, в них всегда находится
место Паулю Брайтнеру — одному из самых ярких и колоритных игроков мирового
футбола семидесятых — начала восьмидесятых. По немецкому телевидению и сегодня
чуть ли не каждый день показывают, как Афро (так называли Пауля в семидесятых за
его пышно-курчавую африканскую прическу) с пенальти сравнивает счет в финальном
матче чемпионата мира 1974 года с голландцами.

Брайтнер постоянно на виду, и после окончания игровой карьеры — он один из самых
авторитетных футбольных аналитиков, к мнению которого прислушиваются все. В
1998-м после отставки Берти Фогтса тогдашний президент Германского футбольного
союза (DFB) Эгидиус Браун предлагал Паулю стать бундестренером, но тот после
непродолжительных колебаний от престижного поста отказался.

Вообще Брайтнер — человек непредсказуемый, порой трудный в общении, у него
всегда особое мнение. Из-за разногласий с DFB Пауль, например, в 1976 — 1980
годах отказывался выступать за национальную сборную. Брайтнер остер на язык, его
меткие, порой жесткие выражения знают в Германии все болельщики. Так, в одном из
комментариев он заявил, что «таких футболистов, как бразильцы Ратинью и Аилтон
можно сколько угодно отлавливать на Копакабане с помощью лассо». Достается от
Пауля, который хорошо знаком также с мадридской жизнью, и его родной «Баварии»:
«В этом дерьмовом клубе даже не умеют как следует отмечать победы».

Разумеется, мне давно хотелось взять у Брайтнера интервью. Но на все попытки
Пауль отвечал отказом, находя множество «железобетонных» причин. Но когда я
обратился к нему перед матчем Германия — Россия, Брайтнер вдруг согласился
побеседовать. И был сама вежливость. Разумеется, речь сразу зашла о предстоящей
встрече в Менхенгладбахе.

— Какое значение для Германии имеет поединок со сборной России?
— Эта игра на пути к чемпионату мира для нашей сборной, находящейся в процессе
обновления, очень важна. После Евро-2004 в Португалии новый бундестренер Юрген
Клинсманн ввел в команду определенное количество юных футболистов, и этим
игрокам, этой молодой сборной нужны матчи, много матчей, чтобы лучше узнать
международный футбол, набрать необходимый опыт. Субботний поединок в Белфасте
против Северной Ирландии и встреча с Россией в среду подходят для этого
идеально. К тому же игры с Россией, а ранее с командой СССР — всегда хиты
сезона, самые запоминающиеся встречи для каждого игрока.

— Звучит как комплимент...
— Я не тот человек, который исключительно для того, чтобы казаться вежливым,
расточает комплименты. Очень хорошо помню три или, кажется, четыре матча,
которые провел против сборной СССР.

— Три. Два раза вы играли в 1972-м и однажды в 1973-м.
— Кстати, последняя встреча особенно запомнилась. И дело не только в том, что
она проходила в Москве в день моего рождения — 5 сентября и мы ее выиграли —
1:0. Именно тогда я познакомился с Олегом Блохиным, против которого действовал
на поле. С тех пор между нами завязались дружеские отношения.

— Помню, вы приезжали в 1989-м в Киев на прощальный матч Блохина.
— Само собой разумеется. А как забыть важнейшие игры с советской сборной в
1972-м? В Мюнхене на открытии «Олимпиаштадиона» мы победили 4:1, а спустя
некоторое время в Брюсселе в финале чемпионата Европы — 3:0.

— Сейчас о том, чтобы играть в финальном матче континентального первенства,
российские болельщики могут только мечтать...

— Ваша сборная сегодня в стадии перестройки — точно так же, как и немецкая.
Разумеется, в команде после распада СССР не мог не произойти определенный
разлом. Например, лучшие игроки киевского «Динамо», как когда-то тот же Олег
Блохин, уже не могут выступать за сборную России — они играют за Украину. Взять
хотя бы Шевченко… В результате в российском футболе, в вашей сборной,
естественно, возникла совершенно новая и непростая ситуация. Но она меняется к
лучшему. Пример тому — победа ЦСКА в Кубке УЕФА, которая, думаю, многому россиян
научит, заставит изменить взгляды… С большой радостью наблюдаю, что и в
России, и на Украине постепенно отступают от привычки делать ставку лишь на
коллективный футбол. Сейчас все больше поддерживают игроков-индивидуалистов, что
вполне соответствует современным тенденциям мирового футбола. То же самое
должны, кстати, делать и немцы.

— А какого вы мнения о сегодняшнем российском футболе?
— Высокого. Вижу, что он так же, как в Германии, становится все более
популярным, любимым в народе. Очень важно, что сегодня в России никто не
заставляет людей ходить на стадион — никакая партия, никакая политическая сила.
И у вас, и на Украине на футбол идут только потому, что хотят получить от матчей
удовольствие. Это чувствуют футболисты, которые стараются оправдать доверие и
любовь болельщиков. Не случайно такие люди, как Абрамович, другие известные
предприниматели стали заниматься этим видом спорта. Он популярнее, чем все
остальные, важнее для народа. Благодаря такому положению вещей футбол в России
будет улучшаться. Но, чтобы держаться на международном уровне, требуются
серьезные деньги. И они в России есть. Знаю, к примеру, что у вас сооружается и
перестраивается много стадионов. Это тоже важный и правильный шаг.

— Футболисты в России действительно хорошо зарабатывают.
— Сейчас у вас больше никто не сражается на поле за то, чтобы стать героем
труда. Каждый бьется за свои собственные деньги.

— Говорят, это одна из причин того, что российские футболисты не рвутся за
границу.

— Мне известны кое-какие цифры, знаю, как оплачиваются некоторые ваши игроки.
Они прекрасно зарабатывают и не нуждаются в смене клуба… Хотя, естественно,
некоторые суперзвезды интересны для ведущих команд Англии, Испании, Италии,
Германии.

— В России много хороших игроков, сборная почти регулярно участвует в
чемпионатах мира и Европы. Но россиянам всегда было трудно пробить дорогу в
бундеслиге. Почему?

— Подготовка у них единообразная, стандартная. Каждый получил одинаковое
футбольное образование. Подобное наблюдалось и в ГДР. Тогда, как известно, самое
главное было создать коллектив. Сегодня же каждый выдающийся исполнитель должен
играть, чтобы наиболее ярко себя проявить. А это хорошо и для команды, и для
него.

— Каких действующих российских игроков вы бы отметили?
— Не хочу называть конкретные имена. Надо посмотреть, какая команда, какие
футболисты выйдут на поле в Менхенгладбахе.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает российским футболистам, чтобы добиваться на
международной арене весомых успехов?
— Раньше русским командам в концовках всегда чуточку не хватало физических
кондиций. В мое время — 70-е, 80-е годы — наблюдалась следующая картина:
советские игроки на чемпионатах Европы и мира, в товарищеских встречах всегда
начинали, предлагая максимально высокий темп. Однако после 60 — 70 минут сами же
его не выдерживали и получали «нокауты». Это было удивительно… И для тех, кто
противостоял вашим командам, очень важно. Мы знали, что какое-то время требуется
удержать, скажем, счет 0:0, а потом соперник «рассыплется». Одно и то же
происходило десятилетиями.

— Но команды Лобановского отличались прекрасной физической подготовкой.
— Это другая история. Я говорю о личном опыте. Но потом многое, естественно,
изменилось. Русские тренеры, особенно с 90-х годов, начали внимательнее изучать
международный футбол, стали ориентироваться на его лучшие образцы.

— Все говорят, что Роман Абрамович много сделал для «Челси». Как бы вы
отнеслись к тому, что кто-нибудь из крупных российских предпринимателей вложил
деньги в клуб бундеслиги?

— Я бы это приветствовал. В случае, конечно, если бы он вел себя так же, как
Абрамович в «Челси». Особенно хорошо было бы, если бы новый инвестор вложил
деньги не только по соображениям бизнеса, но и как футбольный фанат. Кстати,
являться болельщиком и одновременно бизнесменом вполне допустимо. Ну, а
Абрамович, купивший немало выдающихся футболистов, сделал для «Челси»
действительно много. Причем выиграла не только команда, но и вся лига, весь
английский футбол.

— Наша сборная слабо стартовала в отборочном турнире чемпионата мира, создав
себе большие проблемы. Каковы шансы российской сборной пробиться в Германию?

— В вашей, как и в некоторых других группах, все еще может измениться. Возможно,
поражение 1:7 от португальцев стало своеобразной шокотерапией. Не исключаю, что
именно после нее произошел определенный поворот к лучшему. Кошмар в Лиссабоне
должен был растормошить игроков и всех, кто отвечает за сборную… В общем,
считаю, что у русских есть реальный шанс пробиться на мировое первенство 2006
года. Более того, было бы хорошо, если бы русская сборная выступила у нас в
стране.

— Почему?
— Без такого важного политического и экономического партнера для Германии, как
Россия, чемпионату мира чего-то не хватало бы. На турнире с участием 32 наций
Россия просто обязана присутствовать.

— Если дела сборной вызывают у россиян тревогу, то успех ЦСКА порадовал всю
страну.

— Вы можете по праву гордиться командой, завоевавшей Кубок УЕФА. Но это лишь
первый шаг, промежуточная станция на пути русского футбола, который, как я уже
говорил, будет все лучше и лучше. Без сомнения, успех ЦСКА даст дополнительный
позитивный импульс развитию спорта номер один. Русские и в Лиге чемпионов в
последующие два — четыре года попадут в первую восьмерку или четверку. Для меня
это совершенно очевидно.

— Вы не раз бывали в СССР. Что запомнилось кроме футбола?
— Когда мы приезжали, появлялась возможность навести какие-то контакты, чуть
больше узнать о вашей стране. Впечатления, которые получали, порой не совпадали
с информацией, публиковавшейся в германских газетах. И всегда было очень
интересно. Не случайно же все поездки помню хорошо. Кстати, в 77-м я в очередной
раз к вам приезжал — в составе «Айнтрахта» из Брауншвейга играл в Киеве матч
Кубка УЕФА.

— Сувениры какие-нибудь привозили?
— Я до них не охотник… Считаю, самые лучшие сувениры — мои воспоминания,
впечатления.

— Вы говорили, что дружите с Блохиным. Когда в последний раз виделись?
— Года три с половиной назад, на стыковых матчах к чемпионату мира.

— Сейчас под началом Блохина в украинской сборной играет Андрей Шевченко,
который через 29 лет после Олега в свою очередь стал лучшим футболистом Европы.
Кто из них сильнее?

— Трудно сказать. Да и сравнивать невозможно. Оба — каждый для своего времени —
выдающиеся футболисты.

— Мир с тех пор, как играл Блохин, изменился. Как оцениваете то, что
произошло?

— Политика — не моя тема.

— Говорят, лет тридцать назад вы серьезно интересовались маоизмом...
— Я уже много лет не высказываюсь о политике. Не стану делать это и сегодня.

— Поговорим о немецком футболе. Почему Германия в последнее время слабо
играет против сборных ведущих футбольных стран?
— Потому, что наша команда, как я уже говорил, находится в стадии
перестройки. Мы сравниваем себя с ведущими футбольными нациями и на их фоне
выглядим сейчас хуже: на Евро-2004 в Португалии, например, выбыли уже после
групповой стадии. Следует многое изменить, но по-прежнему ориентироваться на
футбол высшего международного уровня, чтобы как можно быстрее вернуться туда,
где были, — а именно на мировую вершину.

— Насколько это реально?
— Думаю, в течение четырех-пяти лет это возможно. Но завтра утром ситуация к
лучшему коренным образом не изменится. Необходимо терпение. Думаю, мы на
правильном пути.

— Подготовка юных футболистов в Германии сейчас хуже, чем, например, во
Франции?

— Нет, нам не хватает чего-то другого… Да и трудно сравнивать. Но в любом
случае при подготовке юных игроков мы должны больше ориентироваться на
международные стандарты.

— Почему в последнее время в бундеслиге становится все меньше игроков
мирового уровня?

— Их будет больше. Мы перестраиваемся, и я уверен, что через пару лет некоторые
футболисты сборной вырастут в мастеров высшего мирового класса.

— И многие могут стать суперзвездами?
— У нас есть очень талантливые ребята. Посмотрите на Себастьяна Дайслера. Если
он будет здоров, то в ближайшее время выйдет на мировой уровень. Большое будущее
и у Бастиана Швайнштайгера — если, конечно, ничего плохого с ним не случится.
Выдающийся талант у Филиппа Лама. В общем, молодых игроков, которые в состоянии
сделать мощный прыжок, достаточно.

— Какими футбольными тенденциями может удивить грядущий чемпионат мира?
— Думаю, ничего неожиданного не будет. Нелепо от каждого большого турнира
ожидать новинок в тактике или построении игры. Есть привычные схемы: 4-2-4,
4-3-3, 4-4-2… Но самое важное не цифры. Главное — какими игроками мы
располагаем.

— Какое место стало бы для Германии успехом?
— Выход в полуфинал.

— Но согласно результатам опросов в вашей стране, очень многие считают, что
команда Клинсманна завоюет чемпионское звание.
— Итоги анкет показывают скорее то, чего болельщики хотят. Если сегодня мы
проведем опрос в России, очень многие тоже пожелают, чтобы Россия стала лучшей
на планете. Похожие результаты получим в Италии, Португалии… Если же быть
реалистом, выход в полуфинал был бы для немецкой сборной большим успехом.

— Пессимизм в стане немецких болельщиков вызвали откровенно слабые действия
сборной в недавнем матче против «Баварии» в Мюнхене.
— Эта игра не имела ничего общего с той, которую немецкая сборная покажет
через год.

— Но, согласитесь, без Кана, Баллака, Швайнштайгера, Фрингса, Дайслера,
выступавших за «Баварию», все выглядело печально.
— Повторяю: значение той игры — ноль.

— Какие команды, на ваш взгляд, будут в Германии фаворитами?
— В настоящий момент чуть предпочтительнее шансы у Бразилии с Аргентиной.

— Что в бундеслиге вызывает у вас наибольшее беспокойство?
— Не только меня, но и многих других тревожит, что в последние годы мало наших
молодых игроков пробивается в команды высшего дивизиона.

— Многие германские клубы довольно быстро вылетели из еврокубков. Неужели
команды настолько слабы?

— Не думаю. Да, наши команды рановато сошли с европейской сцены, но я убежден,
что в следующем году мы будем выглядеть по-другому.

— А что больше всего нравится в бундеслиге? Что вызывает оптимизм?
— Воодушевление болельщиков, подъем, который испытывают люди на стадионах. Это
вселяет надежду. Отрадно, что в бундеслиге зрительский бум. И особый интерес к
матчам, да и ко всему турниру, проявляет молодежь. У нас, кстати, много
великолепных, построенных специально к чемпионату мира арен, на которых со
следующего сезона будут проходить матчи.

— Вы фигурируете почти во всех символических сборных мира. Какова, на ваш
взгляд, идеальная команда всех времен и народов?
— Ох, трудная задача… Ну, хорошо, попробую. Вратарь — Яшин. Правый
защитник — Карлос Алберто, в центре Беккенбауэр. Кто еще…

— Может быть, Мальдини?
— Нет-нет, на мой взгляд, он не относится к лучшим… А рядом с Беккенбауэром —
Бобби Мур. Потом…

— Пауль Брайтнер?
— Согласен. Берем. В полузащите Пеле и Марадона, с ними Виейра — на позиции
хавбека оборонительного плана. Впереди — Кройф, Мюллер и Ран.

— Ран забил два гола в финале мирового чемпионата 1954 года… Но это все
равно неожиданно.

— Хорошо, тогда берем Гарринчу.

Комментарии