Рондо – Пикассо от баскетбола
Артур Хабибуллин
Комментарии
Передачи Рэджона Рондо порой полностью противоречат принципам Евклидовой геометрии. Во многом именно поэтому мы и любим разыгрывающего.

Домашние матчи «Селтикс» всегда выделяются из общей картины. Благодаря расставленным ногам Кевина Гарнетта во время исполнения гимна, проигрышу ди-джеем мелодий классического рока, походке Джека Блэйка на джамбатроне. Впрочем, некий стандартный набор отличает многих игроков, тренеров, СМИ, судей, руководителей и всех тех, кто из года в год окунается в одну и ту же прорубь на протяжении 82 матчей сезона. Но только не для Рэджона Рондо.

У него нет всей этой обыденности или, по крайней мере, нет какой-то определённой последовательности. Но будет ошибкой утверждать, что он подходит к играм неподготовленным. Рондо просматривает видеоотчётов больше, чем любой футбольный тренер. Имеет память учёного, который запоминает все игровые нюансы каждого игрока в лиге. И вместе с тем, каждый вечер Рэджон предоставляет нам возможность быть в неведении того, что может произойти. Он инакомыслящий в лиге, которая процветает на повторении одних и тех же действий.

Его склонность взять всё в свои руки в решающем владении навеивает воспоминания об Оскаре, Уилте и Мэджике. Действия Рэджона на площадке предоставляют мгновенный материал для аналитических обозревателей и ведущих ток-шоу, а также дают повод для бесконечных дебатов о том, какое место он занимает среди разыгрывающих защитников в летописи НБА. Всё это хорошо, но мы устали от подобных мелочей.

Рэджон Рондо

Рэджон Рондо

Кроме того, за этими размышлениями упускается суть. Это не говорит о том, что Рэджон выше наших обсуждений, но когда его собственный тренер говорит, что никогда не смотрит на статистику, оценивая игру своего разыгрывающего защитника, то как мы должны оценивать его необычный вклад обычными методами?

«Игра для него просто какой-то ритм. Я не могу объяснить это, я даже не знаю, что это такое», – признавался не единожды Док Риверс.

***

Каждый раз, когда начинается игра «Бостона», мы невольно начинаем думать: «Что необычного сделает сегодня Рондо, чего мы ещё не видели?»

Это может быть скрытый пас или обманное движение, а может быть череда невероятных действий. Его передачи могут быть выполнены под таким углом, что будут полностью противоречить каждому принципу Евклидовой геометрии. Это игрок, который, проходя под кольцо, может ввести в заблуждении всех своими действиями. Но не сказать, что он делает что-то неправильно, наоборот, для его системы взглядов это вполне нормально.

В течение почти половины десятилетия мы пытаемся проникнуть в его сознание, понять игру по его глазам, но каждый раз эта попытка разбивается вдребезги, не находя ответа в его холодном, невозмутимом взгляде. Однажды он решился на дриблинг между трёх оппонентов и отправил мяч, казалось бы, в пустоту, но через секунду последний оказался в руках Пола Пирса, который завершил атаку точным броском. «Этот пас был невозможен, как вы это сделали?» – спрашивал героя эпизода репортёр после игры. «Если вы не можете этого представить, это не означает, что это было невозможным», — был невозмутимый ответ.

Все эти годы мы смотрели на его действия сквозь призму своих представлений о баскетболе. Завораживает не то, что он делает, а то, как он это делает. Рэджон Рондо, как кажется, является резидентом кубизма в НБА. Используя прямоугольный корт как свой холст, он берет всё, что мы знаем о моделях, формах, пространстве и представляет их в искаженном изображении, которое дезориентирует и заставляет восхищаться.

Своей работой Рондо получил кредит доверия не только от тренера, но и от своих партнёров по команде. Они научились играть от него, и именно поэтому Док Риверс со временем начал доверять последнему больше. В «Селтикс» удачным действиям дали имя «Рандон», что подразумевает под собой прилагательное с положительной окраской.

Единственное качество, которое отделяет его от других импровизированных шоуменов, это невероятная жажда победить, являющаяся практически болезнью, но которая хорошо сочетается с принципами его партнеров по команде.

***

Журналисты часто отмечали, что Рондо не любит давать интервью. Это верно и неверно. Совершенно точно можно сказать, что Рэджон не будет вести с вами педантичную беседу после матча в раздевалке. Можно увидеть, как он напрягается во время «очевидных» вопросов о том, что произошло на площадке. Мы наблюдатели, которые не могут видеть то, что видит он, а он не может или просто не хочет рассказать нам про тот или иной момент игры.

Часто мы просим честности от спортсменов, но что мы действительно жаждем, так это проверки наших собственных теорий. И во время диалогов с ним мы чувствуем себя неловко, нет, даже удручающе, не можем понять те вещи, которые видит, чувствует и предвосхищает этот Чёртик из табакерки. В 27 лет он вступает в свой восьмой сезон в лиге, и кажется, находится на той ступеньке в своей карьере, когда его игра нам знакома и понятна.

Тем не менее Рондо продолжит нас удивлять, хотя некоторые его действия по-прежнему будут казаться странными и алогичными. И всё-таки мы предпочтём лицезреть именно такого Рэджона Рондо – художника с генетическими несоответствиями, чьё видение игры понятно исключительно ему самому. Потому что нам нравится им восхищаться.

Комментарии