Показать ещё Все новости
Джексон: Энтони не должен подражать Брайанту
Тимур Шакиров
Комментарии
Фил Джексон – о подходе к Кармело Энтони, проблемах Джей Ар Смита, дружбе со Стивом Керром, своей философии баскетбола и притче о Наполеоне.

– Какими чертами должен обладать баскетболист по Филу Джексону?
– Он должен быть способен двигаться вперёд без мяча, реализовать открытый бросок… хотя, наверное, в первую очередь – уметь отдать пас. Что касается защиты, то уметь бросаться на амбразуру, брать огонь на себя, читать игру, перехватывать мяч… а вообще любить игру по обе стороны площадки.

– Любимые напутствующие цитаты?
– Не думаю, что есть какая-то одна, которую можно выделить. Порой мы говорим: «Один в поле не воин», «Ни один человек не проходит свой путь в одиночку», «То, что ты вложишь в жизни других людей, вернётся тебе». Это лишь то, что мы порой используем в интервью перед играми или после. Но достаточно часто приходят на ум следующие слова: «Не было гвоздя – подкова пропала. Не было подковы – лошадь захромала. Лошадь захромала – командир убит. Конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, оттого что в кузнице не было гвоздя». Цепочка продолжается и продолжается, но поначалу это всего лишь факт того, что в кузнице не было гвоздя, что в конечном счёте стоило проигранного сражения. Другими словами, всё состоит из деталей.

– Что должен делать настоящий лидер?
– Это совсем не так, что ты можешь выйти и сказать: «Я собираюсь быть лидером, а вы, парни, следуйте за мной», а парни берут и слушаются тебя. Ты должен быть человеком, за которым люди хотят идти — либо за твои действия, либо за слова, что ты произносишь. Каждый берёт разным.

«В прошлом году брат прислал мне книгу, дословно она называется «Искусство старения» и сказал: «Давай-ка поговорим об этой книге»».

– Насколько вы были разным, когда играли в НБА и колледже?
– Когда я был Джексоном по прозвищу Мотор – сердцем команды, в другом мире и другое время я подстраивал свою физику под роль, которая мне была дана. Когда я был, другими словами, звездой команды моего колледжа, я был абсолютно иным, я должен был играть другую роль. Я был тем, кто должен был забивать и делать всё, чтобы наша команда выигрывала. Если говорить обо мне как о баскетболисте в период после операции на позвоночнике, то я знал: существуют ограничения тому, что я могу в действительности делать, и моей целью было разрывать оборону, демонстрировать максимум концентрации в нападении, дабы помочь команде, бросаться в борьбу и быть её частью. Это то, кем я должен был быть на площадке. Моя роль вне её была иной, во многом из-за моих отношений с Редом Хольцманом в период, когда я не играл целый год.

– Как бы вы определили свой стиль как лидера команды?
– Вы должны поговорить с людьми, которые работали под моим руководством. Я всего лишь парень, который полагает или на протяжении жизни полагал, что люди будут следовать моим руководствам. Из-за чего? Некоторые, как мне кажется, благодаря моей физике, которая по большей части сопровождала мои лидерские качества. Некоторые за счёт моего умения общаться с людьми, в неуступчивой манере, но в то же время справедливо. Некоторые — потому как я могу быть обходительным, поощрить ребят и призвать к их лучшим качествам, не только говоря об их физических критериях, но также об умственной и духовной стороне личности.

– И вы находили аналогии в фильмах. «Криминальное чтиво» – один из них?
– Много фильмов. Возможно, первым был «Волшебник из страны Оз»… У меня был игрок, который постоянно лез под кольцо, терял мяч и не понимал, что если ты не забиваешь, но ты по-прежнему лезешь под кольцо, теряешь мяч и при этом играешь на позиции защитника, то в контратаке соперник накажет твою команду, потому как ты просто не успеешь вернуться на свою половину. Суть в том, что, когда фильм становится цветным, Дороти говорит: «Сдаётся мне, что мы уже не в Канзасе», что является своеобразным моментом прозрения. Затем у меня был тот, кто должен был обрести сердце, тот, кто должен был поумнеть, стать мужественным и т.д. – прямо как по сюжету сказки.

– Какое место бы заняло возвращение титула обратно в Нью-Йорк среди ваших достижений?
– Каждый из прежних титулов драгоценен. Даже в процессе обсуждения всех тех вещей, которые требуют целого года, чтобы превратить их в титул, есть то самое путешествие, которое нужно учитывать. И когда ты начинаешь это путешествие, это в первую очередь процесс. И титулы, и звания чемпиона — это всё во многом эфемерно. Ты выигрываешь, переживаешь потрясающее чувство, ты на вершине, и невероятная эйфория преследует тебя. Но это всё исчезает. И затем в июле ты должен начать всё сначала, строить новое чемпионство. Это то, что ты воспринимаешь как цель, но это цель, которая начинается 1 июля, когда мы только планируем сезон. Это всё и есть путешествие, включая летнюю подготовку, травмы, тренировочный лагерь, восстановление после травм — все те вещи, через которые проходят игроки. И я надеюсь, что в конце апреля, когда у нас было заключительное собрание прошлого сезона, я смог донести это до них.

– Но для вас это бы стало вишенкой на торте?
– О, это было бы потрясающе. Так много людей, которые обращаются ко мне на улице с вопросом: «Как будут обстоять дела у нашей команды в этом году?»

– Насколько будет сложно поменять культуру организации, которая не выигрывала на протяжении 41 года?
– Что ж, я думаю, они не выигрывали порядка 20 лет, когда я пришёл в «Никс» игроком в 67-м… и все те старожилы выходили на площадку, например Буч ван Бреда Кольф, ребята, которые играли в далёкие уже годы в 47-м, 48-м. И они не выигрывали на протяжении 20 лет. Сейчас эта цифра составляет 40 лет. Что ж, мы удвоили эту цифру. Но среди ребят, которые пришли тогда, были победители: Рид, Дик Барнетт… Они подписали победителей, которые выигрывали. Дик Барнетт брал титулы в колледже, Уиллис Рид в Грамблинге, Бил Брэдли добирался до «Финала четырёх» NCAA. И форвард Кази Рассел тоже играл в «Финале четырёх». Ребята были победителями: я и Уолт Фрэзер были из команд-победительниц. Когда мы приходили, даже не думали о том, что не выигрывали на протяжении тех 20 лет. Мы лишь говорили: «Эй, ребята, это наша команда, и мы собираемся пошуметь». У нас были правильные люди. Всё заключается в отношении к делу, а совсем не в том, что было в прошлом. У «Никс» новый старт, новые идеи, они не будут подавлены фактом, что 40 лет прошло, а ни один чемпионский титул так и не завоёван.

Фил Джексон

Фил Джексон

– Вы мысленно представляли, как выигрываете чемпионат с «Нью-Йорком»?
– Нет, не представлял. Я по-прежнему с большим нетерпением жду того момента, когда увижу, как эта команда будет взаимодействовать, как будет строиться игра наших защитников, как мы будем использовать нашего «большого». Я воодушевлён тем фактом, что парни демонстрировали перед тренировочным лагерем, выходили играть с жаждой и голодом на площадку. Дерек Фишер ещё будет разбирать всё это, это его задача как тренера. И я должен позволить ему делать это самостоятельно, потому что это его плацдарм и я доверяю ему на все сто.

«Возможно, Джей Ар Смит из тех ребят, которые чем-то похожи на Дениса Родмана, в которых есть частичка потустороннего. Но нам с ним по пути, и я собираюсь узнать его поближе».

– Можете описать связь между Нью-Йорком и «Никс»?
– Множество людей, кто приходит на игры, у кого есть сезонные абонементы, были игроками в своё время. Порой им уж 50, 60 или 70 лет, но они по-прежнему проводят время на площадках, они по-прежнему наблюдают за баскетболом и они всё ещё считают баскетбол игрой Нью-Йорка, несмотря на то что Филадельфия поспорила бы с этим, и другие города, я уверен, поспорили бы. Но есть стиль, у этих людей есть мнение о том, как игра должна строиться, как мяч должен передвигаться по площадке.

– Когда фанаты «Никс» посмотрят на игру команды Фила Джексона, на игру под руководством Дерека Фишера, что бы вы хотели им сказать?
– Без преувеличения. У них своя игра. Они диктуют свои условия. Они умны, и у них коллективный стиль мышления. Они помогают друг другу в защите. И они бойцы.

Коби Брайант – это готовая модель игры для Кармело Энтони?
– Нет. Никто не может сделать именно то, что может кто-либо иной. Думаю, нет такого игрока, который смог бы полностью смоделировать свою игру, несмотря на то что Коби во многом старался быть похожим на Майкла Джордана, он ушёл дальше в своём отношении к тренировкам, нежели Майкл. Да, возможно, Майкл спросит с меня за это, но это так.

– Как и почему «треугольное нападение» поможет Кармело стать лучше в игровом плане?
– Это даст ему возможность быть распасовщиком, увеличит шансы на подбор, и, вероятно, предоставит больше свободных позиций и возможностей для свободных бросков, больше, чем у него было до этого. Мне так кажется. По крайней мере, я надеюсь, что это является выходом для многих игроков.

– Генеральный менеджер Хоукс Дэнни Ферри недавно высказался о Кармело со словами: «Он может ни черта не делать, но, с другой стороны, он подводит команду. Неужели он стоит 20 миллионов? Я бы совершенно точно поспорил на этот счёт».
– Я думаю, в НБА сейчас около 15 игроков в ситуации, схожей с той, в которой оказался Кармело. Не знаю, все ли они получают 20 миллионов, но тренеры и генеральные менеджеры часто высказываются на этот счёт так: «Как сильно этот парень портит игру или портит рисунок игры только потому, что он пытается набрать очки. Попытки забросить мяч, ответственность за это, давление, которое он чувствует из-за этого». Выпадает ли он из командной игры? Вот о чём говорил здесь Дэнни. Это и есть компонент, над которым Кармело собирается работать в предстоящем сезоне. Мяч будет двигаться, он вообще должен быть постоянно в движении или направляться под кольцо для броска. Это часть процесса, это ритм, в котором наши игроки должны привыкнуть действовать в нападении.

– И Джордан должен был сделать в своё время то же самое?
– Майкл должен был уметь отдавать мячи, другие – открываться под броски, только тогда можно было совершить большое количество бросков. Ведь далеко не всегда кто-то набирает 27 очков, реализовав 50% бросков. Иногда для этого приходится совершить треть бросков от общекомандного числа. Такого не должно случаться в баскетболе.

– Кармело согласен с этим?
– Мы разговаривали примерно о следующем: «Я не хочу чувствовать бремя того, что я должен набирать очки за всех каждую игру». Ему нужна помощь в этом.

– Вашим первым кандидатом на должность главного тренера был Стив Керр, но «Уорриорз» предложили ему больше денег. Поддерживал ли ваше стремление заполучить Керра владелец «Никс» Джеймс Долан и почему ваш второй вариант, Дерек Фишер, заслуживает больших денег, нежели Керр?
– Эта гипотеза неверна. Однако поскольку наши отношения со Стивом выходят за рамки баскетбола и общения между тренером и игроком, у нас были разговоры о выбранном на сезон курсе. Многие из них были о том, как руководить системой игры команды в современной НБА. Можно ли вести «треугольную» систему в НБА? И я ответил: «Я не вижу причин для обратного». Я сказал: «Во многом это зависит от личностных качеств, во многом – от взаимоотношений игроков». Одним из моментов, который мы обсуждали, был: «Какая команда, на его взгляд, была бы наиболее успешна в этой «треугольной» системе?», и он ответил: «Голден Стэйт». Я сказал: «О, звучит интересно, там у руля Марк Джексон». Он ответил: «Да, я знаю», но добавил: «Если бы должность была вакантной, «Уорриорз» были лучшим местом для этой системы». Что ж, затем место действительно освободилось, и я знал, что у него дочь живёт в Калифорнии, классная волейболистка. И в этом заключалась вся суть происходящего. И, несмотря на то что он был расположен ко мне, после того как «Уорриорз» отправили в отставку Марка, он хотел бы продолжить свою карьеру именно там. Бывший менеджер «Джетс» Майк Таненбаум содействовал сделке, а я не противился, потому что я хотел, чтобы у Керра всё сложилось в своём деле. Мне кажется, Дерек является более подходящей кандидатурой для «Никс», и у меня совершенно нет опасений на этот счёт. Я благодарен Джеймсу за то, что он поддержал наше решение. Но мне кажется, я должен был сделать заявление о том, сколько я собираюсь платить тренеру.

– После того как Стив решил уйти в «Голден Стейт»?
– Напротив, до этого момента.

– Стиву не предложили столько, сколько Дереку, правильно?
– Мы говорили плюс-минус об одних и тех же цифрах.

Дерек Фишер

Дерек Фишер

– Как вы планируете влиять на Джей Ар Смита, дабы положить конец его выходкам на площадке и за её пределами?
– Я не знаю, получится это или нет. Возможно, он из тех ребят, которые чем-то похожи на Дениса Родмана, в которых есть частичка потустороннего. Но нам с ним по пути, и я собираюсь узнать его поближе. Мы постараемся найти к нему подход, сделать его полезной частичкой нашей команды, ну, или что-то в этом роде.

– Почему вы согласились на этот вызов, если не принимать во внимание денежный вопрос?
– У меня не было цели получить эту должность ради денег. Знаете, один мой брат страдает болезнью Паркинсона, а у второго была лимфома Ходжкина. Они оба старше меня: одному 73 года, другому – 75. И вот в прошлом году брат прислал мне книгу, дословно она называется «Искусство старения» и сказал: «Давай-ка поговорим об этой книге». Одна её глава была о том, что сквозь прожитые года ты переживаешь один и тот же порядок вещей, что и в другие периоды жизни. Сначала ты ещё малыш, затем ребёнок, потом приходит твоя юность, затем уже ты становишься подростком, а потом приходит момент, и ты становишься родителем, когда ты муж или отец, и так далее. И когда достигаешь какого-то возраста, ты надеешься, что ты стал мудрее и можешь поделиться опытом. И это время пришло. Дженни Басс одно время наседала на меня со словами: «Ты словно сидишь на огромном багаже информации». У меня здесь друзья, моя история здесь. Нью-Йорк – то место, куда есть возможность и желание вернуться. И глубокое желание вернуться на вершину и стать конкурентоспособной командой. Всё это, я думаю, являлось основой для прекрасного возвращения. Я знаю, что у нас было множество затруднений из-за потолка зарплат и проблем, связанных с этим, но, думаю, у нас появится шанс стать очень хорошей командой.

– Скоро?
– Я не понимаю, что значит «скоро». Будет ли это скоро, если это произойдёт в этом году? Или в следующем? Или через два года? Я вижу наш путь, как порядок: 1, 2, 3, или А, Б, В. Мы начинаем в этом году и будем двигаться вперёд в следующем. В этом сезоне мы собираемся показать людям, что мы из себя представляем. Мы хотим, чтобы наши игроки привыкли играть вместе, поняли, какую культуру игры мы от них ждём, создать ту «химию», которую мы хотим и исключить то, что помешает нам в процессе.

«Несмотря на то, что Брайанта во многом старался быть похожим на Джордана, он ушёл дальше в своём отношении к тренировкам, нежели Майкл. Да, возможно, Майкл спросит с меня за это, но это так».

– Ступень «Б», предположим в 2015 году, это уровень одного из претендента на чемпионство?
– Я не знаю. Я бы хотел знать ответ на этот вопрос. Мы не знаем, что будет происходить в процессе. Наши глаза смотрят вперёд и направлены на конечную цель. Это то, что важно, и мы знаем, как этого добиться.

– Цель – это завоевать титул. Но в этом году это нереально…
– Мы бы хотели сделать это в ближайшем сезоне. Когда я вернулся к работе в «Лейкерс» в 1999-м году, я верил, что смогу выиграть чемпионат в первый же сезон. У нас были кадры для этого. Когда я принял команду в Чикаго в 1990-м, я думал, что смогу выиграть чемпионат сходу… «Никс» ещё не сделали последовательные шаги из подвала – финиша вне зоны плей-офф, к чемпионству. Что ж, мы должны сделать эти шаги.

– Насколько вы уверены в том, что сможете потянуть всё это и вернуть трофей Нью-Йорку?
– Это ежедневный труд. Каждый день надо двигаться в правильном направлении. Нет сомнений, что неотъемлемой частью является удача. Когда люди множество раз говорили об удаче, сопутствующей мне, я всегда ссылался на высказывание Наполеона, который выбирал себе генерала, чтобы заменить другого, падшего в бою. Ему нараспев перечисляют все положительные стороны нового назначения, а Наполеон идёт позади и задумчиво рассуждает: «Удачлив ли он? Преследует ли его счастливый случай?» И этим многое сказано. Так же и мы ищем людей, которые, по нашему мнению, удачливы, которых преследует счастливый случай.

– Кармело обмолвился, что он верит, эта команда для плей-офф. Вы тоже верите в это?
– Да.

– Почему?
– Таланта в «Никс» достаточно, чтобы попасть в плей-офф. Теперь это вопрос лишь совместной работы.

Майкл Джордан, Скотти Пиппен и Деннис Родман

Майкл Джордан, Скотти Пиппен и Деннис Родман

Комментарии