Показать ещё Все новости
Итальянские Ultras
«Чемпионат»
Комментарии
Материал украинского еженедельника "Футбол" про итальянских Ultras.

Увлечение футболом пришло ко мне внезапно, вместе с голом Мауро Брессана, чудом залетевшим в ворота «Барселоны»: так называемая «бичиклета» (итальянцы еще говорят rovesciata «ровешьята»), причем с дальней дистанции. Этот гол связал мою судьбу с футболом. Но не с «Лацио». «Лацио» был позже, речь сейчас не об этом. Я поняла, что очень люблю «Лацио», в 2000 году. И тогда же мне захотелось как-то выразить свою grande amore, piu' grande del mondo (великую любовь, больше, чем весь мир), как поется в одной итальянской песне. Так появился рисунок герба «Лацио», что можно назвать почти что подвигом для человека, который вообще не умеет рисовать. Там еще были написаны фамилии тогдашних звезд клуба и внизу подпись: «Это и есть „Лацио“. Подпись, которая через год была перечеркнута жирной линией. „Лацио“ — это ведь не игроки, нет. „Лацио“ — это те, кто отдает сердце и душу своему клубу, это те, кто идет на жертвы ради клуба. Догадались? Правильно — это ультрас. Вот о них мы и поговорим.

Сразу хочу признаться, что я не могу, да и не пытаюсь охватить все аспекты их жизни, потому что это просто невозможно. Чтобы лучше понять их мир, я познакомилась с Массимильяно Конти, одним из ультрас Италии. Именно Макс объяснил мне разницу между обычными тифози и ультрас. Вот послушайте его самого: „Тифози — это те, кто ходит на стадион, и даже те, кто смотрит матчи по ТВ; это те, кто приходит на стадион за полчаса до игры, и те, кто уходит за 5 минут до конца матча; те, для кого не так уж и важно, выигрывает или проигрывает его команда; те, кто есть или нет, однако это ничего не меняет. Ультрас — это совсем другое дело, это те, кто живет своей командой, те, кто после рабочего дня вместо того, чтобы пойти домой и отдохнуть в спокойной обстановке, встречаются с другими ультрас из группировки, чтобы организовывать выезд, подготовить кореографию (Coreografia), сделать плакат или даже просто поговорить с людьми, которые тебя понимают! Ультрас невозможно быть только по воскресеньям, ультрас — 7 дней в неделю, 365 дней в году! Ультрас — это те, кто в воскресенье в 10 часов уже на стадионе, те, кто выезжает в субботу и возвращается в понедельник, чтобы поддержать свою команду на выезде, те, кто за свой счет едут везде, ни у кого ничего не требуя взамен, только ради своей веры, своего особого менталитета, своей команды, своего города и своих цветов! Ультрас — это те, кто всегда со своей командой, в хорошем и в плохом, те, кого многие критикуют, однако они продолжают идти вперед по своему собственному пути. Они гордятся тем, что они ультрас!“

Курва

Ультрас обычно имеют свое постоянное место на стадионе — это самая дешевая трибуна за воротами, так называемая курва (простите, за столь неблагозвучное слово, по-итальянски это всего лишь „поворот“). Дешевизна объясняется тем, что первые ультрас 60-х были отнюдь не из высших слоев общества, скорее, ими были молодые парни из бедных кварталов. Как известно, трибун за воротами две — Курва Норд и Курва Сюд (т.е. Северная и Южная). Обычно за ультрас той или иной команды закреплена одна из трибун, особенно если команд в городе две. Например, на „Стадио Олимпико“ ультрас „Лацио“ сидят на Норд, а „Ромы“ — на Сюд, на „Сан-Сиро“ ультрас „Милана“ — на Курве Сюд, а „Интера“ — на Курве Норд и т.д. Курва Норд на „Стадио Олимпико“ вмещает приблизительно 16 000 человек. Но такое чёткое деление существует только на дерби, потому что на домашних матчах грех не использовать вторую дешевую трибуну. Так лациали заполняют Курву Сюд, добавляя к ней имя Маестрелли — Курва Сюд Маестрелли. Так сложилось, что курвой называют не только саму трибуну, но и всех болельщиков, которые ее посещают, т.е. это как бы собирательное название всех ультрас той или иной команды. Однако есть группировки, которые размещаются не на Курвах, а на более дорогих трибунах. К примеру, Ветерани (»Лацио") — на Трибуне Тевере «Стадио Олимпико».

Понятно, что на курве нужно не только «стоять», но и что-то делать. Макс: «Принимать активное участие в жизни курвы не значит только ругаться с врагами или устраивать махачи (как некоторые думают. -Прим. авт.). Это значит постоянно присутствовать на матчах дома и часто бывать на выезде, принимать участие в организации выездов, подготовке кореографий, разных материалов, т.е. иметь собственное задание в группировке, разделять все проблемы, с которыми сталкивается группировка».

Группировка

Столь плавно мы перешли к такому явлению, как группировка. Это важная часть жизни ультрас. Естественно, группировке легче отстаивать свои интересы и интересы своей команды. Среди ультрас широко распространён вид протеста — выход на «майдан» (scendere in piazza), ставший с недавних пор популярным в Украине. Так лациали протестовали на Виа Аллегре против отправки «Лацио» в серию «С» в 1986-м. В группировке проще заниматься организационными вопросами, проще поддерживать контакты с клубом. Однако далеко не все являются членами группы, поскольку это подразумевает некоторое ограничение свободы (необходимо следовать линии своей группы, что касается как политики, так и джемелладжьо-ривалита и т.п.). Некоторые предпочитают идти вперед со своим менталитетом и своими взглядами.

Макс: «Стать членом группировки нелегко, однако, если постараться, то можно. Лично я добился этого, когда мне было 13 лет. До этого я постоянно присутствовал на стадионе — сотрудничал с ультрас, помогал, всегда был на домашних матчах и часто ездил на выезд. В общем, когда нужно было что-то сделать, я делал, и меня заметили, начали доверять кое-какие задания. Сначала я играл на барабане на Курве, потом мне доверили организаторские задания, и, в конце концов, мне открылись двери к руководству группы».

Безусловно, можно пойти другим путем и создать свою группировку. Однако это тоже нелегко, потому что ее могут просто выжить из курвы, и она вынуждена будет разойтись. Так было, например, с North Kaos «Ливорно». Помимо этого, существуют и другие причины распада группировок: сами члены понимают, что дальше не могут реализовать те цели, ради которых они создавались. Примерно это произошло со знаменитыми Eagles Supporters «Лацио». Бывает, что группировку разрушают репрессии полиции (более подробно об этом мы поговорим позже). Так случилось с Brigate Gialloblu «Вероны», дошло даже до того, что их лидеры были вынуждены сбежать за границу, в основном, в Англию.

Думаю, стоит назвать некоторые знаменитые группировки: Irriducibili Lazio, Boys San Inter, Drughi Juventus, Boys Roma Ultras 1972, Collettivo Autonomo Viola, Brigate Rqssonere Milan, Ultras Tito Cucchiaroni Samp.

Отношения

Между ультрас различных команд складываются различные отношения. Это может быть gemellaggio (джемелладжьо), amicizia (амичиция), rivalita' (ривалит) или безразличие.

Начнем с дружбы. Для ультрас она может быть разной степени. Джемелладжьо — это дружба высшей степени, братство, партнерство. Вообще, само слово джемелладжьо происходит от ит. gemelli, что значит побратимы, близнецы. Теперь, я думаю, вы понимаете степень единения. Примером джемелладжьо могут служить «Лацио» и «Интер». Отношения между ними возникли еще в 80-х годах, испытания же, такие, как финал Кубка УЕФА-1998 («Лацио» проиграл «Интеру» 0:3) и 5 мая 2002 года («Лацио» обыграл «Интер», тем самым подарив скудетто «Юве»), только укрепили эту дружбу. Еще у «Лацио» есть джемелладжьо с «Реалом», с группировкой Ultras Sur, которая зародилась в 2001-м.

Амичиция — тоже дружба, но она имеет немного меньшее значение. Джемелладжьо обычно одно или два, амичиций бывает много. Для примера назовём друзей «Лацио»: «Верона», «Триестина», «Челси», «Эспаньол», «Кьети».

Причины дружбы бывают разные, но самые распространённые — это общие политические взгляды («Лацио» — «Интер») или общие враги («Фиорентина» — «Торино»).

Ривалита — это, естественно, вражда. Обычно у ультрас больше врагов, чем друзей. Причины вражды тоже бывают разные: борьба за сферы влияния в одном городе (тут примеров не нужно) или в одной провинции («Модена» — «Парма»), исторические причины (например, провальные матчи, как в случае с «Барсой» и «Лацио»), соперничество (обычно между ультрас команд примерно одного уровня, «Милан», «Юве», «Рома» враждуют, единственное исключение — это лациали и интеристы), политика (правые против левых, как всегда), социальные причины (когда команду поддерживают люди разных социальных групп). Как правило, существует не одна, а целый комплекс причин.

Безразличие имеет место между ультрас, команды которых практически никогда не встречаются, они играют в разных сериях. Так, к примеру, между очень немногочисленными ультрас «Лодиджани» и лациали, а также романистами почти нет никаких отношений.

Способы боления

Вот и подобрались мы к самому интересному — к разным способам боления. (Слова «боление» в русском языке нет, но в данном случае ничего не остается, кроме как ввести сей неологизм).

Кореография (Coreografia). Стришьоне (Striscione, растяжка с надписью). Бандьера (Bandiera, флаг). Stendardo (Стендардо, штандарт, знамя, обычно с рисунком и предназначенное для одного человека). Шьярпата (Sciarpata, махание шарфиками). Коро (Сого, хор)…

Сначала небольшой экскурс в историю. Итак, 60-е годы, зарождение ультрас: «Чтобы по-новому поддерживать свою команду, ультрас взяли самое лучшее от разных стилей боления. Ультрас выделяются, прежде всего, новыми способами поддержки своей команды или, говоря в более широком смысле, они принимают активное участие в матче. От бразильских торсид ультрас взяли использование труб и барабанов, от английских фанатов — шьярпата (sciarpata, так называемый „эффект шарфиков“, когда фанаты их поднимают, растягивают и машут ими, создавая зрительный эффект морских волн) и хоровое пение, которое сопровождает действия на поле в навязчивой манере, чтобы ободрить любимцев и помешать соперникам.

Болельщики становятся частью стратегии и тактики, необходимой для того, чтобы выиграть матч: происходит становление так называемого „двенадцатого игрока“. Кроме того, распространяется использование пиротехники (морские сигнальные огни, дымовые свечки, ракеты и цветные бенгальские огни) для того, чтобы добавить яркости трибунам. Так, в первый раз появляется понятие о кореографии курвы (coreografia della curva), оригинальной практике, которая развивается равными шагами вместе с организацией группировок ультрас. Кореография становится маркой итальянского стиля».

Как видите, итальянцы не только впитали в себя достижения разных культур, но и сотворили что-то новое. Макс: «Что такое кореография? Я бы сказал, что это способ украсить свою курву и вступить в соревнование с соперниками: обычно кореографии готовят для наиболее важных матчей: дерби, big match. Иногда тифозерии, полные энтузиазма, придумывают кореографии и для менее важных матчей. Кореографии могут быть простыми как fumogenata, torciata (использование дымовых снарядов и ракет, в результате появляются дым и огоньки различных цветов), cartata (используются ленты разных цветов, которые спадают каскадом). Более сложные кореографии — это картины, которые создаются с помощью картонок или флажков, или являют собой огромное полотнище. Такие кореографии обычно символизируют важные памятники своего города или события, исторические достижения команды».

Еще хочется поговорить о моем любимом способе поддержки команды — это стришьоне (striscione). Мне он так нравится потому, что, по сути, это борьба в остроумии ультрас разных команд. Хочу предложить для примера несколько действительно классных плакатов:

«Quanto vale un uomo? Vale quanto la sua parola...Giornalisti sono uomini di merda!» «Чего стоит человек? Он стоит столько, сколько стоит его слово. Журналисты — дерьмо». Иногда лучше и не скажешь!

«18 anni di Lazio: hai dato tanto, hai ricevuto tutto, e nonostante da parte tua nessun saluto, lo facciamo noi: CIAO». «18 лет в „Лацио“: ты многое отдал, все получил, и хотя с твоей стороны не было никакого прощания, мы сделаем это за тебя: ЧАО». Я думаю, вы поняли, что этот плакат посвящен Алессандро Несте.

«Un cantante de Campobasso, una spogliarellista de Fiano, un presidente marchigiano e poi dici d'esse romano?». «Певец из Кампобассо, стриптизерша из Фьяно (Сабрина Ферилли), президент из Марке, и после этого вы называете себя римлянами?!» Это адресовано болельщикам «Ромы».

«II RAZZISMO и fa schifo… FORZA LAZIO e il nostro tifo». «Расизм нам противен… Forza Lazio — это то, за что мы болеем».

Это чтобы не думали, будто лациали вывешивают только расистские плакаты.

«Finche с'е LAZIO с'е SPERAN-ZA». «Пока есть „Лацио“, есть надежда».

«Me batte er core». «Бьется мое сердце». Это надпись со стендардо, всё равно красиво и написано на римском диалекте.

Пение играет важную роль в поддержке своей команды, его можно услышать даже тогда, когда смотришь игру по ТВ. Существует много текстов хоровых песен (testi dei cori), причем ультрас берут понравившиеся тексты друг у друга. Так мой любимый коро «A modo mio» поют не только лациали, но и вичентини, пескарези, дженоани, реджани, комаски. Гимн Курвы Норд «Лацио» Non mollare mai не оригинален, он позаимствован с курвы ультрас «Кьети», друзей лациали.

Два способа жизни

Бытует мнение, что в Италии существует два разных способа боления — ultra и ultras, хотя это деление достаточно условное, чаще всего они переплетаются между собой. Сразу хочу заметить, что тут не говорится о том, что лучше, а что хуже, а также, кто больше или меньше ультрас (в широком смысле, имеется в виду не название вида боления).

Характеристика способа ультра:

1. Привержены старым традициям, фольклору, мало внимания уделяют стилю. Украшают Курву с помощью флагов, дыма и огней. Используют барабаны, кори составляют на основе народных песен. Впадая в эйфорию, доходят до крайностей боления, крича «hola», обычно эта истерия охватывает весь стадион.
2. Часто имеют связи с клубом. Команда для них — главная ценность.
3. В политике часто поддерживают левое направление.
4. Типичные представители: эмполези, бергамаски, брешиани, перуджини, граната («Торино»).

Характеристика способа ультрас:

1. Близки к британскому стилю «кэшл» (casual), много внимания уделяют стилю, без истерии. Всегда носят шарфик на шее, завязанный в виде косынки, футболку своей команды, кроссовки и бейсболку.
2. Как и англичане, они сопровождают постоянное хоровое пение рукоплесканьем, тексты их кори популярны и изысканны. Не используют кори без смысла, типа «hola». Их растяжки тщательно разработаны, продуманы. Часто они вносят новое, как было в случае с использованием шарфиков. Эту английскую традицию, теперь используемую большинством группировок, первыми позаимствовали лациали и веронези, То же самое относится и к стендардо.
3. На первое место ставят свою группировку, любовь к Курве важнее любви к команде.
4. В политике часто поддерживают правое направление.
5. Типичные представители: лациали, веронези, удинези, ко-маски.

В больших тифозериях («Рома», «Милан», «Интер», «Юве») сложно выделить какой-то конкретный вид боления.

Политики

Первым, чего мы с Максом коснулись в нашем общении, была именно политика среди ультрас. Однако я решила оставить это на конец, потому что этот вопрос всегда был не самым приятным, а для некоторых даже болезненным. Так сложилось, что многие ультрас не просто поддерживают свою команду, но и выражают свои политические идеалы. Соответственно, ультрас делятся на правых (дестра) и левых (синистра), среди которых потом выделяют ультраправых и ультралевых. Правые близки к фашизму, часто расизму, среди них курвы «Лацио», «Вероны», «Триестины», «Интера», «Асколи» и некоторых других. Их идол — Бенито Муссолини. Левые же близки к коммунизму, однако здесь есть некоторое разделение. Некоторые, например, «Терни», «Анкона», «Модена», считают своим идолом Че Гевару, в то время как другие, например, «Ливорно» (кстати, именно в этом городе была создана Коммунистическая партия Италии), идеализируют Сталина. Они даже переводят некоторые плакаты на русский язык.

Макс: «Лично я думаю, что политика — вещь достаточно сложная, и она должна делаться в соответствующих учреждениях. Футбол — это спорт, Курва — это место, где должно быть единение, а политика очень часто разделяет».

Проблемы

Вот и пришла очередь самого неприятного. Некоторые считают, что движение ультрас в Италии сейчас находится в кризисе: слишком много денег вращается на Курвах, происходит смена поколений, молодежь думает о своих мобилках, о том, как бы принять экстази в субботу вечером, а не о своей Курве. Все не так плохо, конечно, однако определенные проблемы есть. Рассмотрим основные из них.

Первая и самая огромная проблема — это «lama» (лама, нож). Поножовщина чаще всего встречается на больших Курвах в больших городах (Рима, Неаполь, Турин, Милан), особенно на юге Италии, где уровень преступности несколько выше. Провокаторами часто выступают так называемые «I Cani Sciolti» (Кани Шьолти, это примерно переводится как распустившиеся псы — так называют людей, которым нечего терять).

Макс: «Тех, кто идет на стадион с ножом или другим оружием, я считаю обычным преступником, не ультрас. Наше поведение можно не разделять, не понимать и даже не оправдывать, но настоящие ультрас знают, что делают. Знают, что всё нужно делать с уважением к неписаному кодексу, с максимальной честностью, зная, что в драке ты лицом к лицу встречаешься с таким же парнем, как и ты, который не может умереть только потому, что его шарфик отличается от твоего!»

Внутри группировок обычно есть те, кто занимается борьбой с этим феноменом, и в меньших городах всё удается контролировать. Курвы разных команд объединяют усилия в борьбе с поножовщиной, проводятся встречи между представителями разных тифозерий, особенно после смерти ультрас «Дженоа» Клаудио Спаньоло от руки миланиста. Борьба происходит под лозунгом «BASTA LAME BASTA INFAMI», «Хватит поножовщины, хватит позора».

Вторая проблема — это репрессии полиции и государства. В последние годы обострились отношения между ультрас и полицией в результате различных неприятных случаев: смерть Спаньоло, смерть четырех тифози «Салернитаны» из-за пожара в вагоне поезда, яростные схватки между тифозериями, например «Пескара» — «Салернитана», «Рома» -«Наполи», «Лацио» — «Наполи» и многих других. Полиция и государство стараются использовать любую возможность, чтобы ограничить ультрас: были приняты новые законы против насилия на стадионах. В последние годы возросло количество арестов, lе diffide (диффиде, запрещение посещать стадион, обычно на один год, но бывает и на три или даже пять лет. Сейчас очень популярно выражение ultras diffidati, те, кто лишен права посещать стадион). Понятно, что ультрас борются против такого положения вещей, часто между полицией и ультрас возникают scontri (сконтри, столкновения). Как говорит Макс, они пытаются превратить ультрас в марионеток, но если они думают, что им это удастся, то глубоко ошибаются!

Третья проблема связана с телевидением. Существует много платных каналов, которые транслируют матчи в прямом эфире, и эта система приводит к тому, что многие люди не хотят идти на стадион. К тому же расписание матчей и туров передвигается по требованию телевидения. Пару лет назад был огромный конфликт, когда хотели передвинуть матчи серии «В» на субботу, что не устраивало ультрас. Борьба проявлялась в том, что тифозерий не покупали сезонных абонементов, устраивали объединенные манифестации в Риме.

Ультрас после Сицилии

Люди, связанные с футболом (не говорю болельщики, потому что некоторых так назвать просто язык не поворачивается), по-разному отреагировали на трагедию в Катанье. Кое-кто обрадовался смерти еще одного врага, разрисовав стены домов в Ливорно и Пьяченце: «В Катанье на одного меньше», «Месть за Карло Джулиани», «Это вам за ультрас диффидати» и т.п. Такие воспринимают полицию только как А.С.А.В. (аббревиатура: all cops are bastards), неизбежное зло, которое нужно уничтожать. Как правило, они либо сами пострадали от людей в форме, либо просто не нашли свое место в мире, поэтому предпочитают разрушать вместо того, чтобы создавать. Однако это всё же меньшинство.

Большинство же пытается понять, как такое вообще могло произойти, как с этим бороться и что ждет ультрас в будущем. Если оно у них будет…

Уже сейчас пессимисты начинают поговаривать о смерти той культуры ультрас, которая описана в этой статье. Власти очень стремятся к тому, чтобы не было больше ни выездов, ни баннеров, ни кореографий, ни той радости, которую может подарить только старание помочь своему клубу. По их задумке, все зрители должны сидеть и, может быть, еще петь, а они тем временем будут грести свои денежки. Ничего вам не напоминает? Правильно, так произошло в старой доброй Англии, поборовшей насилие на стадионах. Теперь там центром событий стали другие места. Оптимисты же верят, что со временем инцидент в Катанье если и не забудется, то хотя бы изменится отношение к нему. Когда стадионы приведут в порядок и на них станет безопаснее, настоящим ультрас придется доказать на деле, что они не имеют ничего общего с хулиганами, творящими беспредел, и что для них главное — свой менталитет, свой город и свои цвета. Есть разные предложения, как можно исправить ситуацию в итальянском футболе. Например, такой вариант: «Нужно, чтобы безопасностью на стадионах занимались клубы, на трибунах правили самые большие группировки и несли ответственность за всё, что там происходит, необходимо серьёзно наказывать клубы, болельщики которых устраивают беспорядки, не дожидаясь при этом, когда дело дойдёт до чьей-то смерти».

Однако это поверхностный взгляд на вещи. Один из ультрас совершенно правильно заметил, что «ситуация в футболе — это зеркало итальянского общества». Футбол — неотъемлемая часть культуры Италии, и, к сожалению, на него проецируются почти все социальные и политические конфликты в стране. Не удивительно, что для многих ребят боление за любимый клуб перерастает в сопротивление давлению государства и постоянно возрастающей роли денег в обществе и в футболе. При таких раскладах есть только такая альтернатива: или изменится климат в обществе, что очень маловероятно, или мы услышим еще об одном Филиппо Рачити. Но не со стадиона, и нас это не будет касаться.

Комментарии