Показать ещё Все новости
Невероятные приключения «Чемпионата» в Бразилии
Игорь Рабинер
Комментарии
Проведя зубодробительный первый вечер в Бразилии, Игорь Рабинер на своих ошибках предостерегает читателей, что с ними может произойти.

Сборная России прибыла в Сан-Паулу. Фоторепортаж.
Турнирная таблица чемпионата мира — 2014 по футболу
Расписание чемпионата мира — 2014 по футболу

…Спасибо, дружище Габриэль! Своим ослепительно благородным поступком, таким диковинным в нашей сегодняшней жизни, ты возродил во мне веру в человечество. А заодно любовь если не к Бразилии, то к бразильцам, казалось, безвозвратно утраченную накануне.

Говорят, первое впечатление – самое сильное. А оно оказалось жутким. Я был уверен: отвратительное настроение задано на весь чемпионат мира, и если уж с самого начала всё пошло до такой степени не так, то дальше будет только хуже. И едва ли не первый раз за все мои бесчисленные командировки – от Сиднея до Пекина, от Токио до Кейптауна – мне по-настоящему захотелось бежать отсюда опрометью домой, в Москву.

А сегодня, после того что ты, Габриэль, сделал, вновь хочется дышать Бразилией, поглощать её. Хотя ещё вчера это казалось невозможным и абсурдным. Вчера со страхом думалось о том, что в 2018-м кто-нибудь будет изрыгать в адрес России и наших людей такие же проклятия, как мы в эти страннейшие вечер и ночь – в адрес страны-хозяйки ЧМ-2014.

Прежде чем после этой затравки приступить собственно к рассказу о настигших бригаду «Чемпионата» приключениях, обращаюсь к читателю с просьбой. Отлично понимаю, как вас раздражает нытьё журналистов, за редакционные деньги рванувших на другой край света, дабы освещать чемпионат мира. Тысячи из вас мечтали бы оказаться на их месте, а они всё чем-то недовольны.

Поэтому давайте договоримся: мы не ноем и вообще абсолютно счастливы, что находимся нынче в центре футбольного (и разве только футбольного, учитывая масштаб

«Просто к Бразилии надо было лучше подготовиться. Что ж, слегка обжёгшись на собственных ошибках, предостережём тех из вас, кто собрался в «страну диких обезьян».

внимания к мировому первенству?) мироздания и рассказываем вам обо всём, что видим и чувствуем. И если жалуемся, то не на Бразилию, которая ради нас категорически не обязана меняться, а на собственное головотяпство и незнание реалий этой страны.

К ней просто надо было лучше подготовиться. Что ж, слегка обжёгшись на собственных ошибках, предостережём тех из вас, кто собрался в «страну диких обезьян». Так что давайте рассматривать эти строки в том числе как инструкцию к применению. Поехали!

***

Начиналось-то всё вполне гладко. Усыпило, понимаешь, бдительность. Припоминая, как год назад (и это даже не в период Кубка конфедераций, а в мирное время) час мучился в очереди на паспортный контроль в семь утра в аэропорту Рио-де-Жанейро, перед прилётом в Сан-Паулу в предвечернее время ожидал чего-то подобного. Ан нет: и паспортный, и получение багажа мы с фотокором «Чемпионата» Александром Сафоновым пролетели сказочно быстро.

Зато потом началось.

Получение арендованного автомобиля обернулось первыми, совсем ещё лёгкими, испытаниями. Для начала нам попытались впарить машину с механической коробкой передач – хотя заранее была заказана автоматика. Мол, нет у нас её, и всё тут. Но мини-лохотрон не прошёл. Наше, почти аршавинское, брутальное сообщение о том, что это, мол, ваши проблемы, и какая машина заказана – такую и подавайте, вдруг возымело действие. Пару звонков туда-сюда с наигранно озадаченными лицами – и «Фиат» с автоматической коробкой родился из пены морской. Причём – тонированная, что для современной России вспоминается как один из признаков весёлых 90-х. Позже, ночью, из-за этой совершенно не нужной нам (чай, не бандиты же) тонировки не будет видно вообще ни зги.

Намного хуже было то, что «Фиат» нам выдали без GPS-навигатора. Таковых, как нам заявили, у них отродясь не бывало – и вот тут были тверды, как сталь. При том что на лобовом стекле со всей очевидностью белел бесстыдный след от присоски к путеводной звезде бразильского автомобилиста. Но это мы осознали уже позже. Коллеги следующим днём расскажут нам все как один, что навигаторов тут не выдаёт никто. Ещё чего захотели, буржуины проклятые!

Это была наша первая роковая ошибка – не взять навигатор с закачанными туда бразильскими картами из Москвы. Друзья, если вы собираетесь путешествовать по родине Пеле на автотранспорте – делайте это непременно. Иначе, гарантирую, потеряетесь!

Когда мужички, представлявшие компанию-владельца «Фиата», напутствовали нас в добрый путь, мы осознали, что задача несколько усложнилась. Интернета-то с 3G, работающего в Бразилии, дабы извлечь из мобильника навигаторские способности, у нас тоже пока ещё не было! А значит, вожделенный Кампинас, где, как мы полагали, нам предстоит жить, надо было искать наощупь. Вернее – по рисунку, который изобразили нам на листке бумаги эти самые мужички. За час, сказали, доедете, максимум – за полтора.

По-английски, они, конечно, не говорили, кому-то звонили, объясняли на пальцах. Вскоре нам предстоит с горечью убедиться, что тут вообще язык Шекспира – штука редчайшая. И каждый, кто умеет связать нам нём хоть несколько слов, для иностранца на вес даже не золота, а платины. С португальским-то, в свою очередь, у нас есть определённые лингвистические проблемы.

Мы, как думали, чётко следовали инструкциям, полученным на языке мимики и жестов. Шоссе в Бразилии оказались достойные, в чём мы убедимся и позже. Указатели – правда, почти такая же роскошь, как и навигаторы в прокатных компаниях. И вот, когда, по нашим подсчётам, Кампинас – как сказали мне в самолёте, самый большой город в штате Сан-Паулу после столицы — должен был оказаться где-то на расстоянии в пару-тройку километров, после долгого перерыва мы издали увидели указатель. И – о, счастье! – вожделенное слово на нём. Вот только когда подъехали, в нашем «Фиате» случилась последняя сцена из «Ревизора». Потому как спустя час после выезда из международного аэропорта Сан-Паулу нам предстояло ехать в Кампинас – 132 километра.

***

Нет, мы, как гардемарины, не вешали нос. Более того, невозмутимый пока ещё коллега Сафонов поведал, что уж лучше – 132 километра до Кампинаса по прямой и с уже известным направлением, чем что-то эфемерное и абстрактное. Его бодростью духа можно было только восхититься.

Мы ведать не ведали, что проблемы только начинаются.

Вскоре нарисовалось сообщение: впереди – платная дорога. Причём бесплатной в качестве альтернативы не предлагалось. Платная так платная – мы же не какие-то нищеброды, в конце концов!

Но по подъезду к пункту оплаты обнаружилась одна небольшая закавыка. Платить нужно было исключительно в бразильских реалах. Ни доллары, ни кредитка актуальными тут не были.

«Коллеги следующим днём расскажут нам все как один, что навигаторов тут не выдаёт никто».

А у нас, в свою очередь, не было реалов. Единственное место, где их теоретически можно было приобрести, находилось в международном аэропорту Гуарульос. И вот тут мы (точнее, лично я, поскольку коллега Сафонов наличность не взял вовсе) совершили грубую ошибку N 2. А именно – поменять деньги по негуманному, аэропортовскому курсу, как говорится, жаба задушила.

Подумалось: да ладно, зачем? Доедем сейчас себе спокойненько – и в гостинице обменяем. И ведь, наивные, даже планы на ужин строили, рассчитывая добраться сначала к девяти вечера (прилетели в 17.30), потом к одиннадцати, потом… Но не будем забегать вперёд.

Из-за того, что у нас не было реалов, мы за семь с половиной часов поисков нашего отеля-миража не сможем даже выпить глотка воды. Поскольку на редчайших для этой страны заправках наши жалкие доллары не производили ни малейшего впечатления. После полуночи уже не оставляло ощущение, что мы прошли половину пустыни Сахара…

Но вернёмся к платным дорогам. На первой из них вопрос худо-бедно решить удалось – посредством двух однодолларовых купюр. Вот только дальше такая купюра оставалось лишь одна. А следующим по номиналу был уже стольник.

Что делать?! Чего мы только ни предлагали – например, чтобы блюстители платных дорог Бразилии, например, лично обменяли нам 100 долларов по весьма выгодному для них курсу – на 200 реалов, и из этих двухсот мы уже заплатили бы требуемую мзду. Поначалу не работало ничего. Молодой человек за стеклом излучал безразличие и некоторую брезгливость.

Пожалуй, он был единственным за всё время, которое мы здесь пока провели, у кого не ощущалось желания помочь страждущим. Остальные бразильцы оказались не в пример сердобольнее. Магическая купюра в сто долларов не значила здесь решительно ничего.

В момент, когда мы простояли перед очередной платной дорогой минут семь, и выхода из положения не предвиделось (только реалы и больше ничего!), вдруг нарисовалась англоязычная девушка в форме. Ослепительно улыбаясь, она выслушала нашу грустную историю и, записав номер машины, великодушно махнула: «Проезжайте! А на следующие посты я передам, чтобы пропускали вас бесплатно и без проблем».

И действительно, на следующих постах нам чуть ли не честь отдавали. Жизнь казалась прекрасной и удивительной.

Кампинас бодро приближался – как мы надеялись, вместе с вожделенными отелем, ужином и водой. Простая, негазированная H2O к тому моменту ещё не казалась нам вершиной мироздания, но о ней с тоской вспоминалось всё чаще.

В такие минуты, когда проблема кажется рассосавшейся, возникает желание заняться резонёрством. И признать свои ошибки. Господа, никуда не суйтесь без наличных реалов! В их отсутствие вас ждёт миллион коварных рифов!

И ещё – не думайте, что кто-то тут из уважения к иностранцам и чемпионату мира учился говорить по-английски. Может, на стадионах соответствующим образом вымуштрованных волонтёров мы и найдём. Но пока даже их духом не пахнет.

Берите с собой португальский разговорник!

***

По въезде в Кампинас обнаружилась новая задача. Кампинас оказался большим. Аж миллионным. Дальше-то куда? Навигатора с интернетом-то по-прежнему не было. Как и автомобильных карт.

Где-то нашли таксиста. Показали ему бумагу с названием и адресом отеля. Водитель, хоть и изъяснялся по-португальски, но мы сразу поняли: удивился. Ребят, — говорит, — вы в Кампинасе. А ваша гостиница – в Ортоландии. Это немного в стороне.

Что было дальше, подробно пересказывать не буду. Достаточно сказать, что первую вывеску с указателем «Ортоландия» мы искали часа три с половиной. В какой-то момент она стала казаться нам какой-то мифической, сказочной страной (тем более что и название такое), которой в реальной жизни не существует. И, следовательно, ночевать в эту конкретную ночь нам предстоит в машине.

«Вдруг нарисовалась англоязычная девушка в форме. Ослепительно улыбаясь, она выслушала нашу грустную историю и, записав номер машины, великодушно махнула: «Проезжайте!».

Тем временем в штате Сан-Паулу, выражаясь языком карточной игры «Мафия», в которую так любили резаться футболисты сборной России времён Гуса Хиддинка, наступала ночь. Все дороги, как кошки в темноте, стали одинаковыми. Мы вились где-то рядом, но никак не могли достичь цели.

Мы впервые за много часов увидели на пути две гостиницы, но не смогли к ним подъехать, поскольку они были обнесены высоченными заборами с колючей проволокой, и ни единым открытым входом там не пахло. Звонить и колошматить было некуда.

Мы несколько раз приезжали на одну и ту же заправку, где потрёпанный человек с фонарём долго нам что-то объяснял, то и дело используя слова «Нови-нови» и «Мульчи-Мора». По идее, так должны были именоваться населённые пункты, где нам нужно было уйти с трассы. Но таких населённых пунктов не было.

Негде было даже остановиться, поскольку места были визуально не самые приятные. В какой-то момент мы уехали уж совсем чёрт знает куда, в затерянный мир. И не без труда вернулись на шоссе. В другой раз неподалёку, прямо на дороге, услышали стрельбу.

А ведь у нас в машине было всё – деньги, кредитки, дорогущая фотоаппаратура, смартфоны и т.д. и т.п. Бейсбольных бит, как и навигаторов, не выдавали. В случае чего против лома приёма бы не нашлось. И подумалось, что все наши злоключения – семечки по сравнению с тем, что теоретически ещё может приключиться.

В третьем часу ночи пошли на третий круг после новых объяснений человека с фонарём на заправке. В одном из мест проехали чуть дальше, чем до того. И вдруг – надпись, немного похожая на пресловутую «Мульчи Мору»! И тут же – первый, вожделенный указатель на Ортоландию! Она – есть!!!

Наш ликующий ор в две глотки, думаю, заглушил бы коллективный рёв «Мараканы» в момент победного гола Бразилии на ЧМ-2014.

Нет, доехали мы до гостиницы всё равно далеко не сразу. Но главное – доехали. Там обнаружился ночной портье Габриэль, который мог объясниться по-английски. Заселяя нас, он сочувственно качал головой. И распечатывал с принтера маршруты на следующий день. Мы не верили в своё счастье. Как, оказывается, мало его человеку нужно.

***

Легли в четыре. В полдевятого меня разбудил звонок Габриэля. У меня, говорит, смена ещё в семь утра закончилась, но я ещё здесь, и через несколько минут мне на смену придёт девушка, которая не владеет английским. Если есть какие-то вопросы – спускайтесь, задавайте.

Не каждому пришло бы такое в голову, правда? Но, видимо, наш измочаленный вид несколькими часами ранее произвёл на портье яркое впечатление.

Габриэль пошёл ещё дальше. Узнав, сколько у нас неотложных нужд, он предложил: готов, дескать, съездить с вами в торговый центр – там и деньги снимете, и сим-карты телефонные купите, и переходники для местных розеток нужные приобретёте. А потом ещё и в аэропорт местный съездим – больше в воскресенье обменных пунктов нигде поблизости не работает. Всё равно, мол, мне торопиться некуда – после ночной смены ничего более интересного, чем сон, всё равно не светит. И позвонил маме: приеду домой позже, чем собирался. Надо гостей сопроводить.

Пару-тройку часов спустя мы уезжали из нашей затерянной в степях штата Сан-Паулу Ортоландии к сборной в Иту уже полностью оснащёнными и в замечательном настроении. Неизвестно, сколько бы мы искали этот торговый центр без Габриэля. Неизвестно, как бы в отсутствие англоязычных продавцов разбирались с покупкой бразильских симок – которые как минимум обеспечили нам интернетом, а значит, навигатором. Мы были спасены.

Наконец, торговый центр предоставил нам такую роскошь, как банкомат. Один из них (не все, надо признать) даже выплюнул запрошенную нами сумму. По приезду в Иту и обмену впечатлениями с коллегами, каждый из которых нахлебался каких-то приключений, выяснилось, что кое-кто вообще нигде не смог снять наличные. А иные добирались от Сан-Паулу до базы сборной на такси за 400 реалов – чуть менее 200 долларов. Так особо не наездишься.

Право, каждому журналисту и болельщику предстоит здесь масса открытий чудных. Последнее слово – большей частью с ударением не на первый, а на второй слог. Но и на первый тоже – взять хотя бы нашего фантастического портье.

Габриэля без вознаграждения (о котором он ни разу не попросил и даже не намекнул), естественно, не оставили – ну не свиньи же мы, в конце-то концов. От купюры он не отказался.

Теперь нам здесь чудо как хорошо. Потому что, по сравнению с первым вечером с семью с половиной часами на дорогах штата Сан-Паулу, без денег, воды и навигатора, хорошо решительно всё. И мы с коллегой Сафоновым уже задорно смеёмся, упоминая о тех приключениях: будет что вспомнить. Хохочем и над собственной незадачливостью. Это же надо: с таким-то опытом командировок — и наворотить за один вечер столько глупостей! А ведь это как раз от фанаберии: где, мол, уже не бывали – отовсюду выбирались. Отсюда урок: в каждой стране свои порядки, и знать их надо заранее.

А лучше всего нам оттого, что есть на свете такие вот Габриэли. Каких в Бразилии, по первым наблюдениям, очень много. Пусть большинство из них, к сожалению, и не говорит по-английски…

Комментарии