Показать ещё Все новости
Назад в Берлин!
Евгений Николаев
Назад в Берлин!
Комментарии
Корреспондент "Чемпионат.ру", воочию лицезревший одно из самых ожидаемых событий баскетбольного сезона – "Финал четырёх" Евролиги, вспоминает о том, что происходило на O2 Arena и вне её.

Апофеоз европейского клубного сезона — «Финал четырёх» баскетбольной Евролиги — по сути, являет собой китайскую шкатулку. На первый, телевизионный, взгляд — квинтэссенция годичных стараний топ-команд, умещающаяся в ряд принципиальнейших противостояний на минимальном временном промежутке. Однако стоит взглянуть на турнир изнутри, с места событий, как невольно обнаруживаешь ещё уйму подоплёк, придающих состязанию особую пикантность. О том, каков на самом апогей «оранжевого» праздника на континенте, и пойдёт разговор в нашем материале.

В прошлом году «Финал четырёх» принимал Берлин, чем немало расстроил жителей немецкой столицы. В связи с повышенным наплывом туристов город заполонили не только любители лёгкой наживы из криминального мира, промышляющие нерасторопностью зевак, но и представительницы древнейшей профессии, без стеснения предлагавшие услуги фанатам даже днём. Фанаты московского ЦСКА и испанской «Барселоны» искусам не поддавались, а вот бескомпромиссные греки в преддверии антагонистического полуфинала «Панатинаикос» — «Олимпиакос» со свойственным им безумием и горячностью велись на сомнительные увеселения. Местным фрау и бюргерам в возрасте оставалось лишь осудительно фыркать, наблюдая за далёкими от приличий диалогами и переговорами…

К слову, именно болельщики из Греции на поверку оказались самыми колоритными по части поддержки своих любимцев. Ругательства, которыми враждующие стороны осыпали друг друга в «битве века» (именно так окрестили журналисты бой соотечественников за выход в главный матч года), заставляли краснеть от стыда даже видавших виды немецких полицейских, нёсших вахту безопасности на O2 Arena. Может, иностранных слов они в полной мере не понимали, но интернациональные жесты, наспех набросанные схематичные плакаты и бранные обороты, универсальные для восприятия в любой точке мира, осознавали целиком и полностью. Благо, хоть буферную зону успели между «красными» и «зелёными» секторами соорудить. А то — неровён час — подогреваемые напевами гранж-революционера Курта Кобейна буйные приверженцы «Оли» и «Пао» затеяли бы одну из знаменитейших драк, после которых улицы в Пирее или Афинах напоминают арену боевых действий второй мировой войны с участием тяжёлой бронированной техники…

Что до сути поединка, то победа в нём осталась за сильнейшим в противоборстве тренеров. Более искушённый Желько Обрадович, кубиком Рубика вертевший состав, под занавес четвёртой четверти нашёл идеальное атакующее сочетание, разбить которое Панайотис Яннакис не сумел. Предоставив полную свободу Василису Спанулису на позиции разыгрывающего, он отвёл ему в помощники для разгона атаки на «крыльях» номинальных защитников Шарунаса Ясикявичюса и Димитриса Диамантидиса. Летучий отряд, подобно банде батьки Махно, шустрил по тылам красных, оставляя после себя выжженную землю. Пирейцы пробовали ломить по центральной силой мощного кулака Иоаннис Бурусис — Никола Вуйчич при поддержке Джоша Чилдресса, однако даже согнуть окрылённых соперников не смогли…

По ходу второго полуфинала, где ЦСКА бодался с «Барселоной», долгое время российским журналистам приходилось вспоминать художественный шедевр, открывавшийся взору на стене медиа-комнаты. Там на гладкой серой стене идеально ровным почерком было выведено знаменитое слово из четырёх букв, из которого, если верить народной мудрости, слово «вечность» никакими анаграммами не составляется. К чему и кому была оставлена эта «наскальная живопись», так и осталось загадкой, однако её фатальная сущность очень долго веяла над армейцами. До большого перерыва Хуан-Карлос Наварро, Яка Лакович и рвавшийся насолить экс-одноклубникам Дэвид Андерсен блестяще растягивали оборону соперников и поливали как с дуги, так и из трёхсекундной зоны с приличнейшим процентом. Лишь ценой невероятной самоотдачи и грамотнейшей работы в обороне красно-синие выровняли положение, за что стоит выразить отдельный респект опытной «старой гвардии» — Матьяжу Смодишу, Виктору Хряпе, Рамунасу Шишкаускасу… О последнем сказ особый, ведь именно феерический перформанс литовца принёс ЦСКА путёвку в финал. В заключительной четверти лёгкий форвард набрал 18 очков (притом, что весь период закончился со счётом 28:22!) и помог продлиться уникальной серии Этторе Мессины. Итальянский специалист, стоявший у руля москвичей (нынешним летом он перебрался в мадридский «Реал»), ни разу в карьере не терпел неудач в полуфиналах Евролиги.

Поединок за бронзу запомнился эпизодами, которые остались вне объективов телекамер. Прежде всего погоней Иоанниса Бурусиса за фанатом «Панатинаикоса», пришедшего, как и десятки его товарищей, перед финалом с участием любимцев поиздеваться над красными в утешительной встрече для неудачников. После финальной сирены, известившей о постыдном поражении «Олимпиакоса», болельщик конкурирующей фирмы спустился к парапету возле раздевалок и принялся жестоко шутить над пирейцами. По большей части те проходили мимо без реакции — понурые головы не поднимались даже в сторону обидчика. А вот Бурусис, услышав что-то неприятное о собственной ориентации, рванул за зубоскалом, чтобы при помощи ручного творчества убедить того в неверности посыла. Охране пришлось изрядно попотеть, чтобы остудить пыл игрока — даже первомайскую демонстрацию в Берлине с участием воинствующих неонацистских молодчиков полиция разогнала с куда меньшим ущербом для здоровья и нервных клеток…

Сюда же до кучи вспомним буйства зелёных на трибунах, когда рулевой «Барсы» Хави Паскуаль обставлял визави в тактической борьбе. Грамотное варьирование связок «больших», перекрывавших кислород Гиоргосу Принтезису, Зорану Эрцегу и всё тому же Бурусису, чёткие команды по подстраховке «малышей», проигрывавших грекам в скорости на дуге, и вовремя проводимые замены встречались поклонниками «Пао» овациями — счёт рос в пользу каталонцев, как на дрожжах. Когда же разница составила полтора десятка очков, афиняне затянули две самые противные уху соперников песни. Первая поочерёдно отправляла в ад всех игроков «Оли» (потому как только там им и место, раз в баскетбол играть не умеют), а вторая перечисляла названия самых сирых и убогих баскетбольных клубов Греции — единственно возможных соперников красных после столь громкого провала. Сектор пирейцев, наблюдая за надругательствами над любимцами, лишь бессильно кусал губы…

Финальный же матч стал подлинным украшением турнира. ЦСКА, вчистую провалив первую половину, казалось, собственными руками преподнёс оппонентам пятый титул в истории Евролиги (больших регалий ни один клуб в истории топ-турнира не имел). Зонная защита, испытывавшая дефицит агрессии, не выдерживала под напором греческих снайперов, быстрая загрузка персональными замечаниями сковывала действия лидеров, а тайм-ауты и рёв Мессины не будили в чемпионах-2008 зверя, год назад в Мадриде покорившего Европу. Всё шло к тому, что армейцев уплетут без соли и лука в один присест, как это случалось с нехитрыми закусками в журналистской столовой, которые уходили в желудки греческих Робинов Бобинов задолго до того, как к подносам протискивались российские представители прессы.

Однако после перерыва ЦСКА сотворил настоящее спортивное чудо. Вгрызаясь в каждый сантиметр паркета, москвичи шаг за шагом отвоёвывали у соперника территориальное преимущество, соответствуя логике всего выезда-2009 «Взять Берлин!» Варьируя систему защиты, брали в плен строптивых «языков», отбирая мяч. Нагружали персональными замечаниями заброшенных в тыл гренадёров-«десантников». Стояли насмерть под бомбардировками «лёгкого» греческого состава, отвечая на каждый выпад двумя-тремя результативными атаками. И украсить бы хеппи-энду драматичный поединок, случись Шишкаускасу в заключительной атаке с периметра поразить цель. Однако мяч, опробовав на прочность конструкцию кольца, предательски вернулся в площадку — отыграв два десятка очков пассива, россияне недобрали до овертайма (награды-минимум за «камбэк») всего пары баллов…

Потом была гробовая тишина в армейской раздевалке, слёзы радости на глазах триумфаторов и отчаяния на лицах российских журналистов, победно вскинутые руки Обрадовича, безумные пляски MVP турнира Спанулиса и обещание российских болельщиков через год вернуться, правда, уже в Париж, чтобы довести до ума начатое правое дело. Сделать это будет гораздо сложнее, финансовый кризис отражается на всех клубах, за исключением греческих «монстров», каталонского гранда и бездонного «Реала».

Комментарии