Праздник футбольных операторов
Комментарии

Сегодня — Международный день спортивного кино, который отмечается по решению Международного Олимпийского комитета и Международной федерации спортивного кино и телевидения. Это профессиональный праздник оператора футбольного клуба «Ростов» Александра Элизбаряна.

Именно у Александра Седраковича судьи просят кассету с записью спорного момента. А после игры записанный им матч просматривают в комнате инспектора матча.

Снимать футбол довольно трудно. Это знает любой, кто хотя бы раз попробовал стать с видеокамерой возле кромки поля. Однако у операторов футбольных клубов работа особенно специфичная.

Телеоператоры чаще снимают игроков и моменты крупным планом, — пояснил Александр Элизбарян корреспонденту «Вечернего Ростова». — А для нас важнее всего общий план поля, чтобы было видно схему расстановки футболистов. Поэтому я работаю не возле поля, а на трибуне. Особенно трудно приходится на сборах в Турции или Эмиратах, где на тренировочных полях нет условий для съемки. Приходится забираться на крыши ближайших построек или осветительные мачты, чтобы получить общий план! Я привязываю себя ремнями, чтобы не упасть, и снимаю! Игроки надо мной подшучивают по этому поводу. С высоких конструкций я не падал, а вот кроссовки однажды порвал, забираясь наверх! Кстати, некоторые стадионы и тренировочные поля уже начали строить с местами для видеооператоров…

Александр Элизбарян в ФК «Ростов» уже четыре года. Так получилось, что он имеет две специальности. Но обе связаны с футболом. Он закончил Ростовский кинотехникум, где его преподавателем физкультуры был известный ростовский футболист и тренер В.В. Буров. А потом освоил профессию судьи, стал арбитром республиканской категории и отсудил немало матчей чемпионата Советского Союза и позже — России.

В команду «Ростов» ему порекомендовал прийти пресс-атташе Борис Шинкаренко, с которым они познакомились во время судейской карьеры Александра Седраговича. В клуб как раз требовался оператор. Судейская практика помогла новому сотруднику «Ростова» быстро освоиться с новой работой: он всегда может безошибочно угадать, куда побежит арбитр, и поэтому всегда снимает то, что нужно.

Теперь Элизбарян неразлучен с командой. Он снимает даже некоторые тренировки, не говоря уже о сборах и самих матчах. И, по словам Александра Седраговича, футболисты на тренировочных занятиях лучше работают, если на них направлена камера, это их мобилизует.

Снимает Элизбарян, как и большинство его коллег из премьер-лиги, с небольшой и удобной видеокамерой DV-Cam. У него есть несколько штативов для разных ракурсов съемки.

— Ситуации во время матчей бывают разные, — говорит оператор. — Когда на стадионе холодно, камера может отказать. Но у нас солидарность с операторами команд-соперников: если вдруг возникнут проблемы, всегда можно переписать момент у коллеги. Мы не соперничаем, как футболисты, и всегда помогаем друг другу. Я консультируюсь у опытных операторов по спорным вопросам. Кстати, в некоторых ведущих клубах премьер-лиги вроде ЦСКА сейчас уже не один видеооператор, а два-три. Они снимают с разных сторон поля, чтобы картина игры получилась более полной…

После каждой игры видеооператор команды хозяев поля делает копии записи на четыре-пять кассет. Например, одну клуб отсылает в судейский комитет, другую — в офис премьер-лиги и так далее. На базе клуба есть архив записей, который пополняется кассетами с каждой игры. Ведь главный тренер должен за короткое время суметь найти запись любой игры прошедших нескольких лет.

Иногда кассеты просят игроки «Ростова» для своей коллекции, если они хорошо сыграли в этом матче. Особенно любят собирать архив иностранные футболисты — Омар Перес, Карлос Гутьеррес, Тони Койл, Исо Каньенда.

В операторской среде премьер-лиги ходят забавные байки про казусы коллег. Один оператор добросовестно снимал игру, а, когда мяч вылетел за пределы поля, отвлекся и направил камеру вниз. Когда на следующий день футболисты и главный тренер команды собрались на просмотр матча, они пару минут удивленно созерцали ботинки оператора крупным планом…

Другой видеооператор после забитого гола направил камеру на тренерскую скамейку, чтобы запечатлеть радость наставников. Команды в это время уже уходили на перерыв, и вдруг между игроками завязалась потасовка. Когда инспектор матча попросил кассету с записью драки, оператору пришлось срочно переписывать ее у коллеги из другой команды.

Но сам Александр Элизбарян старается таких ошибок не допускать. Он признается, что всегда болеет за своих игроков, но должен быть хладнокровным во время игр — если поддаться эмоциям, можно забыть о работе.

Комментарии