Показать ещё Все новости
Тутберидзе пошла навстречу фигуристкам при выборе музыки. Этери учится на своих ошибках?
Яна Левхина
Короткие программы фигуристок Трусовой и Косторной
Комментарии
Трусова и Косторная получили программы, которые им действительно нравятся. Гибкость тренеров удивляет.

Этери Тутберидзе много критиковали за авторитарный стиль работы. Существует расхожее мнение, что в «Хрустальном» почти не прислушиваются к мнению спортсменов при постановке программ. Отчасти недовольство таким подходом в своё время послужило причиной ухода из группы целого ряда звёздных фигуристок.

Перед олимпийским сезоном были опасения, что в «Хрустальном» вновь обратятся к заезженной музыке из «золотого фонда», а девочкам придётся мириться с выбором тренеров, даже если он им не по душе.

Но в группе Тутберидзе смогли удивить. При постановке программ к новому сезону там стали ориентироваться на мнение и пожелания фигуристок. И теперь у них будет возможность кататься лишь под ту музыку, которая им действительно нравится.

Всё говорит о том, что Этери учится на своих ошибках.

Тутберидзе подорвала доверие Медведевой

Тутберидзе никогда не скрывала, что в «Хрустальном» именно тренеры решают, что лучше для фигуристов. Они подбирают музыку и образы, согласовывают костюмы и прыжковый контент. Ученицы Этери Георгиевны не раз отмечали, что последнее слово всегда остаётся за специалистами. Порой даже наперекор их воле. Нередко это становилось причиной конфликтов и разрывов.

Беспрекословное решение Тутберидзе в олимпийский сезон — 2018 подорвало доверие Евгении Медведевой. Фигуристке очень нравилась произвольная программа «Январские звёзды», которую она намеревалась исполнять в усложнённом варианте. Но у тренеров было своё видение — они решили всё кардинально поменять.

«В начале олимпийского сезона у меня была поставлена произвольная программа, которая была технически намного сильнее той, которую я катала на Олимпиаде. Были другой костюм, другая музыка, набор, сложность другая. Но потом тренеры решили, что мне нужно выполнять старый набор, который попроще. Ну, доверилась. Хотя я очень просила оставить сильную программу», — признавалась Женя Fametime TV.

Материалы по теме
«Не ищу оправданий срывам». Как Медведева проиграла последнюю ледовую дуэль Загитовой
«Не ищу оправданий срывам». Как Медведева проиграла последнюю ледовую дуэль Загитовой

Новая постановка, в которой Медведева воплощала трагичный образ Анны Карениной, стала символом её поражения на Олимпиаде. Ей просто нечем было обыгрывать Алину Загитову в Пхёнчхане. Очевидно, после такого удара Женя больше не смогла доверять Тутберидзе. Фигуристка уехала в Канаду, где обрела свободу выбора и смогла поставить программы, о которых давно мечтала.

Музыку Косторной отдали другой фигуристке

Не сошлись во мнениях по поводу постановок в «Хрустальном» и с Косторной. Фигуристка сама предложила тренерам композицию для программы, но они её не одобрили. А потом и вовсе отдали другой спортсменке, что очень разозлило Алёну. Девушка была недовольна своими программами и решила перейти к Плющенко в разгар межсезонья. В «Ангелах Плющенко» Косторная смогла попробовать новое и получила возможность полного самовыражения. Она кардинально поменяла стиль постановок, правда, результата это не принесло.

Накопились претензии к Этери Георгиевне и у Трусовой. Саша сетовала, что в «Хрустальном» у неё не получалось попробовать что-то новое, примерив на себя более нежные и женственные образы. Фигуристка смотрелась органично в динамичных и энергичных программах, но стала уставать от однообразия. После перехода к Плющенко Трусова радовалась, что может раскрыть свои новые грани.

«Задача была показать свою программу, показать себя другой — у меня наконец-то медленная музыка, нежный образ. Я чувствую, что становлюсь совершенно новой», — говорила Саша.

Материалы по теме
Уникальный шанс Трусовой. Чего ждать от первого выступления лучших фигуристов России?
Уникальный шанс Трусовой. Чего ждать от первого выступления лучших фигуристов России?

Тутберидзе учится на ошибках

Тем не менее ни одной из этих фигуристок выход из системы Тутберидзе не помог совершить прорыв, а Косторной едва не стоил карьеры. Методы «Хрустального», какими бы они ни выглядели со стороны, доказали свою эффективность. Фактически это подтвердили и сами девочки, вернувшись к Этери Георгиевне после побега к свободе. Стремление к вершине пьедестала у них оказалось сильнее, чем желание реализовать себя в постановках и всё делать по-своему.

По логике неудачный опыт коллег должен был предостеречь юных фигуристок от смены тренера, а значит, у Этери Георгиевны есть все основания сохранить свой жёсткий стиль работы, а при необходимости и закрутить гайки. Надежды на эксперименты, да ещё и в олимпийском сезоне практически не было. Казалось, лучшие фигуристки России пойдут на Пекин с привычными программами, где всё заточено на получение максимальных оценок.

Но Тутберидзе абсолютно неожиданно проявила гибкость. При подготовке программ для шести (!) фигуристок группы, претендующих на участие в Олимпиаде, мнение самих девочек не только учитывалось, но иногда и становилось решающим фактором. Очевидно, что Этери учится на своих ошибках и не намерена терять учениц из-за излишних ограничений.

Материалы по теме
Шипы из рук и крылья ангела. Как фигуристы меняют костюмы прямо по ходу программы
Шипы из рук и крылья ангела. Как фигуристы меняют костюмы прямо по ходу программы

Мечты Трусовой и Косторной исполнились

Больше всего удивил выбор композиций для Трусовой и Косторной. Казалось, к недавним беженкам Тутберидзе будет относиться со всей строгостью. Но тренер, наоборот, дала своим ученицам то, о чём они так давно мечтали. В короткой программе Саше достался сложный образ мексиканской художницы Фриды Кало. «Русская ракета» будет кататься под чувственную, но в то же время страстную песню из фильма «Фрида». Да, образ этот придумала не сама спортсменка, а Даниил Глейхенгауз, но главное, что это не очередной вариант Дайнерис, а принципиально новый формат для Трусовой.

А вот Косторная тему для своей короткой программы выбрала самостоятельно.

«Алёна получила в короткой программе свой долгожданный блюз. С самых первых нот я хотел, чтобы она прямо поигралась и со зрителями, и с судьями взглядами и хореографией — она это умеет. Мне кажется, у нас получилась очень классная музыкальная дорожка. Она это чувствует, она это хотела, она катает это с энтузиазмом», — делится Даниил Глейхенгауз в сюжете Первого канала.

Прислушались тренеры и к Майе Хромых. Фигуристка захотела оставить свою блюзовую короткую программу, которая особенно полюбилась зрителям. Мы вновь увидим Майю в страстном образе.

Новый подход Тутберидзе в выборе музыки для программ только усилит её учениц. Уже по видео с тренировок видно, насколько выразительно и одухотворённо фигуристки выкатывают близкие им образы. И главное, теперь для того, чтобы получить постановку своей мечты, необязательно переходить к другому тренеру. Вместо того, чтобы окончательно увериться в безальтернативности своих методов, Этери Георгиевна извлекла урок из опыта прошлого сезона и проявила гибкость. А значит, уходы Трусовой и Косторной всё-таки не прошли для неё даром.

Небольшие уступки ученицам помогут снизить напряжение, которого не может не быть в олимпийском сезоне, и, что тоже очень важно, повысить доверие фигуристок к тренеру.

Комментарии